Системы связи используются для организации телефонии и обеспечения эффективной маршрутизации вызовов среди внутренних абонентов дома или офиса. Современные информационные технологии заняли прочные позиции в жизни человека. В настоящий момент довольно тяжело найти человека, который бы отказывался от использования достижений в сфере связи, телефонии и интернета. Система “Умный Дом” может дать возможность дистанционного управления, посредством сети интернет или с мобильного телефона. Сети связи должны быть надежными и качественными не только для возможности оповещения хозяина и дистанционного управления, но и для возможности пользоваться всеми последними достижениями в сфере коммуникаций: телефония, автоинформаторы , голосовая почта, и другие функции АТС , SIP домофония и SIP видеонаблюдение, E-Mail , чат-сервисы , сервис присутствия, совместная работа с документами и т.д .
В результате общения со своим домом по телефону пользователь получает не только полную информацию о текущем состоянии всех подсистем, но и может осуществлять непосредственное управление каждой из них в любой стране мира. Позвонив на свой домашний телефон, подождав некоторое время и введя пароль, человек может проанализировать все системы “Умного Дома”. Получение информации о текущем состоянии систем осуществляется следующим образом: после звонка на домашний телефон и инициализации пользователя его системой, он должен будет ввести свой личный уникальный пароль, после чего информация о состоянии всех систем станет доступной. С мобильного телефона или смартфона существует альтернативная возможность получения информации о своем доме — при помощи Java-приложения все системы будут как на ладони. Управление функциями “Умного Дома” возможно и в случае использования тоновых сигналов. При наборе номера домашнего телефона, спустя некоторое время происходит вход в систему управления «Умным домом», доступ в которую осуществляется только при правильной авторизации. Послав определенную последовательность тоновых сигналов, можно снять систему с охраны, открыть двери, подготовить дом к своему приезду, включить теплые полы и т.д. В режиме охраны, когда нет никого дома, вызов с домофона переводится на указанный телефонный номер городской или сотовой сети, а в остальных случаях поговорить с человеком и даже открыть ему дверь можно и с внутреннего телефона (возможна организация интеркома). Во время отсутствия хозяина , незваный гость, позвонивший в домофон даже не догадается о том, что в доме никого нет, так как общение будет происходить в абсолютно нормальном режиме. Если при этом хозяин захочет принять гостя, то это не проблема - нажав на кнопку, система незамедлительно все сделает. Кроме того, можно общаться с посетителями по мобильному или стационарному телефону, а также можно передать им доступ к управлению системой.
При использовании системы телефонии появляются такие возможности как: подключение абонентов к телефонной линии; гибкая настройка АТС; локальная вычислительная сеть; подключение к сети Интернет; беспроводные сети WI-FI.
Возможны следующие способы организации телефонной связи: традиционная аналоговая телефонная сеть; IP-телефония; микросотовая связь на базе станции DECT; система связи на базе мини-АТС.
Первые три способа предполагают существенные ограничения по емкости и доступным функциям. В подавляющем большинстве случаев при организации систем связи используют цифровые или аналоговые мини-АТС. Они позволяют организовать единую систему телефонной связи внутри жилого или офисного помещения и могут служить для связи с внешними телефонными линиями, для маршрутизации внешнего вызова к любому внутреннему абоненту, а также для внутренней связи без выхода на внешнюю линию. Использование мини-АТС предполагает подключение ограниченного количества городских номеров (иногда одного) к большому количеству внутренних абонентов, что дает значительную экономию денежных средств. К тому же, мини-АТС позволяет организовать гибкую, многофункциональную систему связи с возможностью интеграции с другими системами дома.
Абонент для получения доступа к услугам системы связи может использовать следующие устройства: аналоговые телефоны, IP-телефоны, цифровые и системные телефоны, радиотелефоны стандарта DECT, факсы, домофоны.
Постепенно мы перешли еще к одной полезной функции, которую можно получить на базе единой домашней сети, а именно IP телефонии. Это функция, не такая востребованная, как доступ к мультимедиа файлам, но многие пользователи просто не представляют, что можно сделать с помощью IP телефонии.
Человек начал пользоваться таким удобным и ставшим необыкновенно популярным сервисом, как Skype . А ведь это вариант реализации IP телефона. Если необходимо связаться с партнерами, родственниками за границей или в другом городе нашей страны, то подключившись к оператору IP телефонии можно значительно снизить затраты на разговоры с ними, так как цены операторов IP телефонии заметно ниже. Для этого достаточно завести аккаунт у оператора и можно начинать звонить через компьютер ( iPAD / Android /winPAD ) и программный телефон. Существует возможность пользования функциями IP телефонии с обычных домашних телефонов (имеется в виду более-или-менее современные устройства) , для этого придется приобрести SIP адаптер.
Цена такого устройства 1000 до 1500 рублей за порт. Многие роутеры уже имеют встроенные порты для подключения к IP телефонии простого телефонного аппарата. Кроме этого пользователь получает вторую(третью или четвертую,…сколько необходимо) телефонную линию на исходящие звонки (входящие тоже возможны, но через добавочный номер).
Но куда лучше купить просто IP телефон, который можно будет подключить в любую имеющуюся в доме Ethernet розетку или через USB WI-FI адаптер к беспроводному сегменту сети. Также существует IP видеотелефон, с помощью которого можно подключиться к IP видеокамере и просматривать картинку на телефонном мониторе (естественно, можно и разговаривать).
На сегодняшний день уже производится более совершенный, универсальный и удобный в пользовании вариант, так называемых программных видеотелефонов на базе уже ставших всем привычными планшетах iPAD , Android , winPAD .
Как домашние, так и офисные системы связи строятся на базе мини-АТС с различной емкостью. Доступ к общей телефонной сети обеспечивается через провайдеров аналоговых или ISDN-сетей или через операторов IP-телефонии. Различия между домашними и офисными системами заключается в требованиях к функционалу мини-АТС. Системы для дома чаше всего строятся на базе аналоговых, цифровых или DECT-станций низкой емкости (1-2 внешних каналов и 6-10 внутренних).
При настройке домашней системы важно обеспечить: интеграцию с центральным контроллером систем «умного дома»; программирование телефонов для управления системами безопасности и жизнеобеспечения; управление домофоном и электромагнитными замками дверей; организация диспетчерской связи с милицией, пожарным отделением, ЧОПОМ; удобство использования телефонной системы: телефонная книжка, голосовая почта, автоответчик и проч.