Повсеместное развитие интернета и мобильной связи привнесло в «Умный дом» возможность удаленного доступа. Владелец дома, находясь в любой точке мира, может получать уведомления по телефону или электронной почте обо всех происшествиях, а также посредством камер наблюдения посмотреть, что происходит дома. Удаленный доступ к системе умный дом освобождает хозяина от таких беспокойств, как оставленные включенными приборы или не закрытая форточка. При желании издалека можно не только наблюдать, но и управлять всеми системами в доме. К примеру, владелец загородного дома, отправив одно SMS перед приездом, сможет активировать отопительный котел в необходимый режим, чтоб к приезду температура в доме была комфортной. "Умный дом" может также обеспечить удаленный интерфейс к бытовой технике или системам автоматизации, по телефонной линии, беспроводной передачи или Интернет, для обеспечения управления и мониторинга через смартфон или веб-браузер . Пример удаленного мониторинга в "Умный дом", когда дымовой детектор обнаруживает пожар или дым, то все светильники в доме будет мигать, чтобы предупредить жителей дома о возможном пожаре. Если дом оборудован домашним кинотеатром, системы автоматизации дома могут закрыть все аудио и видео компоненты, чтобы избежать отвлекающих факторов, или сделать звуковые объявления. "Умный дом" отправляет сообщение владельцу на мобильный телефон, также по телефону информирует пожарную охрану или МЧС. Для решения задачи удаленного управления и мониторинга "Умного дома" целесообразно использовать глобальную сеть. Использование Интернета как связующего звена в системе управления практически убирает ограничение на расстояние до наблюдаемого объекта и позволяет получать информацию об его состоянии в реальном времени.
Помимо задач мониторинга и управления для систем находящихся в непрерывной работе, порой возникает необходимость в решении частных вопросов, связанных с дополнительным изменением алгоритма или конфигурации оборудования автоматизации. Интерфейсы систем диспетчеризации не способны отобразить всю информацию об оборудовании, зачастую необходимую пользователю, для выявления сбоев или более глубокого вмешательства, чем это предусмотрено для диспетчера с высшим уровнем доступа. Если раньше в таких случаях требовался выезд на объект, то с распространением доступных и широкополосных каналов передачи данных, в том числе интернет, задача решается с помощью средств удаленного доступа к непосредственно оборудованию автоматизации. Удаленный доступ в умном доме позволяет точнее оценить поведение системы в работе и выявить скрытые проблемы, которые могли быть заложены в проекте изначально или появились в результате эксплуатации или ремонта. Через систему удаленного доступа можно добавить новые функции, настроить новый алгоритм работы.