Абажур (франц. abatjour) - навес или колпак на светильнике из ткани, стекла или бумаги. Предназначался для защиты глаз от прямого света. В конце XVIII и в XIX веках абажур использовали в настольных лампах.
Алмазная грань - способ обработки поверхности изделий из хрусталя огранкой в виде клиновидных надрезов, пересекающихся между собой.
Аргандная лампа - масляная лампа, изобретенная А. Аргандом в 1783 году. Цилиндрический резервуар с горючим соединялся в нижней части через рожок с горелкой, в которой находился трубкообразный матерчатый фитиль. По закону сообщающихся сосудов, масло в горелке можно было поддерживать, регулируя его уровень в резервуаре. Круглый фитиль давал значительно больше света, чем обычный.
Бисер - от арабского «бусра» - мелкие стеклянные цветные бусинки, используемые для вышивания. В России был наиболее распространен привозной бисер из Богемии и Венеции. Особенно популярной была вышивка бисером в конце XVIII - первой половине XIX века.
Бобешка (франц. bobeche) - элемент подсвечника. Во французском языке bobeche означает «розетку подсвечника», в русской же традиции бобешкой с XIX века называли стаканчик, в который вставляли свечу.
Богемский хрусталь - бесцветное поташно-известковое стекло, отличающееся твердостью и блеском, было получено в 1670-х годах в Богемии и оказалось пригодным для гранения и гравировки. На протяжении XIX века в Богемии, как и в других странах (в том числе и России), выпускали бессвинцовое стекло, называя его хрусталем.
Бра (франц. bras - «рука») - крепящийся к вертикальной плоскости светильник на одну или несколько светоточек. Первоначально изображал закрепленную на стене сжатую в кулак руку человека, которая держала шип для толстой свечи или факел. В XVIII-XIX веках бра, как правило, состояло из «стенника» - плакетки или фигурной накладки, зафиксированной на стене (зеркале, камине, панели, ширме, пианино), и выходящего из нее «рожка» (или нескольких рожков), оканчивающегося профиткой и бобешкой для свечи. В конце XIX и начале XX века так могли называть любой осветительный прибор, прикрепленный к стене.
Бужуар (франц. boujeoir) - низкий, кроватный или комнатный подсвечник, представляющий собой бобешку, закрепленную на блюдце, снабженном с одной стороны ручкой в виде кольца, петли или язычка. Допускалось наличие небольшого стояна и двух бобешек. Использовался в XVIII- XIX веках.
Бульотка, лампа-бульотка (франц. bouillot - вид карточной игры) - настольная лампа, использовавшаяся изначально (к. XVIII - н. XIX вв.) на карточном столе. Она имела непрозрачный металлический абажур круглой или овальной формы, свободно двигающийся по вертикальному штоку, и плоскую подставку с бортиком. Сам подсвечник, на одну или более свечей, закреплялся на том же штоке ниже. Стоящая посредине круглого карточного стола лампа освещала только карты и руки, оставляя в тени лица игроков. Через некоторое время нашли удобным использовать бульотки на рабочих письменных столах. Дорогие лампы выполняли в золоченой бронзе с литьем, абажуры расписывали орнаментами по красному или зеленому фону. В течение XIX века бульотки все более упрощались, превратившись в итоге в прозаическую принадлежность чиновничьего стола.
Вазики - стеклянные вазочки-муфты, нанизываемые на металлический шток люстры с хрустальным убором. Этот термин употреблялся во второй половине XVIII века. В люстрах обычно вазики из цветного стекла делали гладкими, без гранения и шлифовки.
Выдувание - формование изделий из расплавленного стекла с помощью специальной выдувальной трубки. Этот способ был изобретен на рубеже нашей эры и до сих пор является основным для изготовления изделий из стекла.
Выколотка (дифровка) - древний прием холодной обработки тонкого листового металла (не толще 2 мм.), производимый непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. От кузнечной ковки выколотка отличается тем, что производится в холодном состоянии, тогда как при кузнечной обработке металл нагревается до красна. В XVIII- XIX веках в России выколотка широко применялась при изготовлении декоративной скульптуры, рельефов, металлической утвари и осветительных приборов.
Геридон - высокий столик-подставка под декоративную бронзу, фарфоровую вазу или осветительный прибор (канделябр, жирандоль или лампу). В Описях XVIII века - геридонами называли также торшеры.
Глушеное стекло - полупрозрачные или непрозрачные стекла, различаются несколько видов стекла: опаловое, молочное, сульфидо-цинковое.
Горелка - часть масляной, газовой или керосиновой лампы, в которой происходит сжигание горючего состава.
Гравировка - способ декорирования поверхности стекла, металла и других материалов путем ее процарапывания острым инструментом.
Гранение - способ украшения поверхности стеклянных изделий шлифованными и полированными плоскостями.
Гутное стекло - стеклянные изделия, исполненные непосредственно у стекловаренной печи и не подвергшиеся впоследствии холодной обработке.
Жирандоль (франц. Girandole) - вид канделябра, в котором главная декоративная роль отводилась хрустальному убору, а металлическая конструкция являлась лишь каркасом. В России можно выделить два основных типа жирандолей соответственно типологии конструкций люстр, условно называемых «елизаветинскими» и «екатерининскими». В 1740-1760-е годы жирандоли украшали крупными хрустальными подвесками-плакетками, ромбовидными вазиками и гранеными флаконами. В последней четверти XVIII века - мелкими хрустальными подвесками (миндаль, овал, ромбик, мирза), свободно висящими или собранными в гирлянды, гладкими вазиками из цветного стекла и тонкими шпилями. Во 2-й половине XVIII века жирандолью могли называть также канделябр золоченой или патинированной бронзы сложной композиции с одной или несколькими фигурами.
Зерцала - в XVII-XVIII веках детали паникадила в виде небольших щитков, помещавшихся на кронштейнах между рожками (перьями). Первоначально предназначались для отражения пламени свечи и, следовательно, усиления света. Позднее использовались лишь как декоративные украшения.
Золотая роспись - роспись золотом с последующим обжигом, применялась в XVIII веке не только на стеклянной посуде, но и на вазиках цветного стекла в люстрах и жирандолях. Глянцевое золочение достигалось при помощи препарата жидкого золота, наложенного на предварительно травленую поверхность. Для закрепления позолоту обжигают при температуре до + 500° С.
«Золотой рубин» - стекло пурпурно-красного цвета, содержащее мельчайшие частицы золота. «Золотой рубин» является одним из самых дорогих и самых красивых художественных стекол.
Золочение гальваническое - способ нанесения золоченого покрытия на цветные металлы с помощью гальванопластического наращивания. В декоративной бронзе вошло в широкое употребление с середины XIX века. Уступало по качеству и долговечности способу ормулю, однако было значительно дешевле и, в отличие от «ртутного золочения через огонь», безопасно для здоровья мастеров-золотильщиков.
Золочение деревянной резьбы - трудоемкий и длительный процесс, включающий несколько последовательных стадий. Сначала на предварительно проклеенную горячим мездринным клеем резьбу наносят слои левкаса - специального мелового грунта на клеевой основе. В зависимости от сложности резьбы ее полагается левкасить от семи до двенадцати раз, каждый раз дожидаясь, пока нижний слой левкаса окончательно просохнет. Затем, после того как окончательно залевкашенная поверхность окончательно высохнет, ее слегка полируют хвощем и тщательно проходят резцом, придавая несколько «заплавленной» под слоями левкаса резьбе первоначальную остроту и живость. Следующая стадия подготовки к золочению заключается в нанесении на залевкашенную поверхность полимента - специального связующего клеевого состава, необходимого для лучшего приклеивания к поверхности тонких листиков золотой фольги. Для того чтобы придать полименту красный или желтый оттенок, обязательно добавляли охру или шафран, и просвечивая сквозь золото он придавал золоченой поверхности необходимый тон. Этим приемом преимущественно пользовались мастера XVIII века, когда качеству и тону золочения придавали особенно большое значение. Сам процесс золочения заключался в нанесении червонного золота, предварительно превращенного в полупрозрачные листики тончайшей фольги, на подготовленную поверхность. При этом производилась тщательная притирка и заглаживание мест соединения листиков специальным «зубком» из кремня или яшмы.
Русские мастера XVIII века знали и другой способ золочения, когда вместо полимента использовали гольдфарбу - специальный масляный грунт золотистого цвета, состоящий из вареного масла и желтой краски крона с добавлением белил и охры, которым покрывали предмет перед золочением для придания золоту более интенсивного оттенка. Этот способ имел свои преимущества, поскольку был не таким трудоемким и более прочным, но зато не давал особой нюансировки и глубины оттенков золочения. Он не требовал столь тщательной загрунтовки дерева, как перед золочением на полимент (левкас наносился всего в два-три слоя), а после золочения вся поверхность закреплялась специальным прозрачным «гольд лаком», что придавало ей особую прочность.
Качеству позолоты и самой резьбы в XVIII веке придавали чрезвычайно важное значение. Золочение выделялось в разряд самостоятельных художеств и ценилось наравне с самой резьбой. Как правило, резчики золотили сами, но нередко предпочитали отдать вещь специальному мастеру-золотарю.
Золочение матовое - «ртутное золочение через огонь» (так наз. ормулю) - высококачественная отделка бронзы нанесением специального состава, который назывался «мат золотильщика» (смесь соли, селитры и квасцов), с последующим накаливанием на огне и быстром опускании в холодную воду. Наведение мата предполагало толстый слой золочения, что во много раз повышало стоимость предмета, кроме того, золочение ормулю позволяло варьировать цвет золота добиваясь различных оттенков от зеленоватого до красноватого, а также давало возможность матового золочения. В XVIII веке не матировали предмет целиком, наоборот - матовые участки золочения должны были подчеркивать блеск глянцевого золочения. Самых великолепных результатов в золочении бронзы достигли в конце XVIII века прославленные парижские мастера, которые виртуозно использовали несколько оттенков золота с сочетанием блестящей и матовой поверхности. В XIX веке под названием «ормулю» подразумевали только матовое золочение «через огонь», в отличие от нового менее качественного гальванического. Во 2-й половине XIX века матовое золочение пытались воспроизвести с помощью гальванопластики, однако бронзовщики признавались, что «все способы гальванического матового золочения недостаточно хороши» и лучший способ - золочение ормулю.
Кабошон - выпуклая подвеска миндалевидной формы без огранки из горного или искусственного хрусталя.
Канделябр (франц. candelabre) - вид настольного светильника на три и более свечей. Пучок рожков в большой люстре.
Кассолет, в XIX веке иногда - «казалет» (фр. «cassolette») - курильница.
Кинкет, кинкетная лампа - тип масляной лампы, получившей свое наименование от имени изобретателя Антуана Кинкета (Quinquet), который усовершенствовал лампу Арганда, снабдив ее специальным ламповым стеклом для усиления притока воздуха к горелке. «Кинкетами» могли называть любые осветительные приборы, работающие по этому принципу - настольные лампы, бра или подвесные светильники на несколько горелок. Они считались относительно дешевыми и неприхотливыми в обращении. Декоративное оформление кинкетов, как правило, было довольно простым - корпус лампы выполняли из жести и расписывали орнаментом по яркому фону. В России получили широкое распространение в начале XIX века и бытовали до 1860-х годов. Их изготавливали петербургские ламповщики Ж. Л. Берти (1802-1828 гг.), С. Китнер (1819-1851 гг.), В. Ханин (1820-1848 гг.).
Кобальтовое стекло - темно-синее стекло с фиолетовым оттенком, цвет которому придает оксид кобальта. Это наиболее распространенный цвет стекла, известный практически во всех школах стеклоделия.
Корона - верхняя часть люстры или фонаря, к которой прикреплены цепи или шток. Корона екатерининского фонаря состояла из металлической розетки, дождя (или плюмажа) и стеклянной тарелки, расположенной между ними. Корона люстры оформлялась разнообразнее, но чаще всего она также состояла из розетки и дождя, но без стеклянной тарелки.
Красные стекла - стекла различных оттенков красного цвета (от алого до пурпурного), называются еще рубиновыми или просто «рубинами». Стекла, содержащие мельчайшие частицы золота и меди.
Кратер - в Древней Греции - ваза для смешивания вина с водой, которая имела широкое тулово на низком основании и две ручки. Вариации этой античной формы широко использовались в Европе в эпоху классицизма и ампира для создания монументальных декоративных ваз.
Курильница (курительница) - то же, что и кассолет - предмет обстановки в виде треножника золоченой или патинированной бронзы или резного золоченого дерева с чашей для благовоний и крышкой с отверстиями или прорезным орнаментом. Курильница могла быть снабжена горелкой для подогревания благовоний или маленькой жаровней для углей. Иногда курильница могла быть вмонтирована в осветительный прибор.
Лампа - 1. Светильник (настольный, подвесной, навесной, часть люстры или фонаря), предполагающий использование жидкого горючего вещества (масла, керосина, спирта) или газа; 2. Лампа настольная - переносной светильник с абажуром или экраном; 3. Лампа подвесная - небольшой светильник, независимо от способа освещения, с корпусом в виде стеклянного объема.
Лампионы - светильники в виде высоких стеклянных колб с подсвечником внутри, располагавшиеся на карнизе по периметру зала. Лампионами стали восполнять недостаток освещения больших дворцовых залов в конце XVIII века.
Литофания (нем. Litofanie; греч. lithos - камень, phanos - ясный, прозрачный) - пласт из неглазурованного фарфора - бисквита с рельефным изображением, предназначенный для рассматривания на просвет. Применялись в настольных экранах и лампах-мираклях.
Личинка - небольшая переносная масляная лампа.
Люстра (франц. lustre - блеск) - с середины XVII века подвесной осветительный прибор с убором из горного хрусталя. Позднее наименование «люстра» распространилось на подвесные светильники с открытым светом (в отличие от фонарей) вне зависимости от типа убранства.
Марганцевое стекло - стекло от фиолетового до аметистового оттенков, окрашенное окислами марганца.
Миракль (франц. miracle - чудо) - настольная лампа, снабженная экраном с полупрозрачным изображением (акварель, литофания). При помещении источника света за экраном он просвечивал, создавая подобно «волшебному фонарю» иллюзию ожившей картинки. Акварельный рисунок, изображавший городской вид, пейзаж или композицию с романтическим сюжетом, прикрывался со стороны огня слюдой или тонким стеклом. Литофания воспроизводила обычно известное живописное произведение. Лампы-миракли распространились с начала XIX века. Они изготавливались в больших количествах петербургскими бронзовщиками. В середине XIX века в Россию ввозили миракли с фарфоровыми пластами Берлинской мануфактуры.
Молочное стекло - глушеное стекло белого цвета, частично или полностью непрозрачное, напоминающее фарфор.
Мушетка (съемы) - специальный инструмент в виде щипцов для снятия нагара с фитиля свечи.
Ножка - часть настольного светильника (фонаря, канделябра, подсвечника, лампы) или сосуда, вазы, которая располагается под стояном, стержнем или чашей. Для каждой эпохи характерны различные варианты ножек: высокие, низкие, гладкие или граненые, прямые или фигурные, цельные или состоящие из нескольких элементов.
Обелиск - во второй половине XVIII века - элемент хрустального убора осветительных приборов, то же, что и пирамидка, но большего размера, часто - с металлическим наконечником, украшенным хрустальными подвесками.
Омбракуль, омракль (франц. ombre - тень) - настольная лампа с абажуром или экраном. Термин использовался в России во 2-й половине XVIII века.
Паникадило (греч. поликанделон) - подвесной бронзовый светильник в виде центрального штока-веретена, завершенного яблоком внизу, с одним или несколькими ярусами рожков-перьев с подсвечниками. В России вплоть до XIX века паникадилом часто называли любой подвесной осветительный прибор. Позднее наименование «паникадило» стало ассоциироваться только с церковным подвесным светильником.
Патинирование - нанесение на поверхность бронзы искусственной патины химическим путем (следует отличать от механического нанесения, то есть покраски). Сложный технологический процесс, позволявший старым мастерам придавать предмету или отдельным его деталям глубокий коричневый или зеленовато-коричневый (франц. vert antique) оттенок. В XVIII и начале XIX века патина на декоративной бронзе, как правило, выступала в сочетании с золочением. Во 2-й половине XIX века существовало множество различных способов придания того или иного цвета бронзовой поверхности. Но они редко достигали такого ровного и красивого тона, как прежде.
Перевивка - техника выдувания стекла с двумя или тремя перекрученными внутри каналами. Перевивка была изобретена в Италии стеклодувами Мурано, где называлась «Filigrano».
Перья - наименование рожков у паникадил в XVII—XVIII веках.
Плошка - переносной плоский масляный светильник.
Пирамидка - то же, что обелиск, но меньшего размера.
Подвески хрустальные - свободно висящие украшения в декоративном уборе люстр, фонарей или жирандолей. В зависимости от времени изготовления светильников, подвески бывают разных типов (плакетка, кабошон, миндаль, оливки, призма, мирза).
Типы подвесок:
плакетка - крупная плоская подвеска с фигурным краем и фасетом; использовались в убранстве люстр, фонарей и жирандолей так называемого «елизаветинского» типа. Плакетки появилась в эпоху рококо - в 1730-х годах. Формы их разнообразны. Ранние плакетки отличаются выразительным резким рисунком с «ушами» - характерными отростками в верхней части. Позднее формы становились более мягкими и как бы оплывающими. Могли иметь рельефный рисунок в виде нескольких завитков или кружков, очень редко - в виде лилии. В течение всего XVIII века плакетки выполняли из стекла, которое, как правило, не отличалось высоким качеством. Оно было серовато-сиреневого или желтоватого цвета - результат недостаточной очистки стеклянной массы от примесей. Главный производитель плакеток - Богемия. В 1760-1770-х годах их делали и на Петербургском стеклянном заводе. На одну люстру обычно уходило восемь-девять типов плакеток разных форм и размеров. С середины XIX века плакетки вновь появились на люстрах, но теперь их делали из высококачественного свинцового хрусталя. Формы поздних плакеток менее выразительны, лицевая сторона становится плоской или приобретает три-четыре грани, вместо обычных для XVIII века двух;
кабошон - выпуклая подвеска миндалевидной формы без огранки, из горного или искусственного хрусталя;
миндаль - мелкая подвеска миндалевидной (каплеобразной) формы с огранкой. В конце XVII — 1-й половине XVIII века их выполняли из горного хрусталя. В 1760-е годы в Англии появились миндалевидные подвески уже из искусственного хрусталя. Наибольшее распространение они получили в последней четверти XVIII века. В Петербурге миндаль широко использовали люстровщики, выполнявшие люстры, жирандоли и фонари так называемого «екатерининского» типа. Более всего ценились подвески, привозившиеся из Англии. Они были наилучшего качества и продавались дороже. Использовали также более дешевый богемский миндаль и миндаль, выполнявшийся на Петербургском стеклянном заводе;
оливка - мелкая подвеска овальной формы с огранкой. Появилась с конца XVIII века. Наибольшее распространение получила в эпоху ампира;
призма (трактирка) - удлиненная призматическая подвеска, как правило, трехгранная. Характерна для эпохи историзма;
мирза - в виде сосульки или пики, утолщающейся книзу. Встречается в конце XVIII - начале XIX века;
американская (американка) - призма изрезанной формы с пикой на конце. Вошла в употребление с 1870-х годов;
восьмигранник - мелкая подвеска восьмигранной формы с огранкой. Вошла в употребление с 1830-х годов.
Подсвечник - 1. Настольный осветительный прибор на одну свечу, состоящий из широкой подставки или основания, стояна - вертикального стержня, профитки - розетки для стекающего воска и бобешки - стаканчика для крепления свечи со свободно вынимающимся вкладышем (манжетом); 2. Часть осветительного прибора, предназначенная для закрепления свечи, в который входят профитка, бобешка и вкладыш.
Полировка - обработка поверхности (стекла, камня) с целью придания ей блеска. Известны механические и химические способы. Наиболее древним способом является механическая полировка после гранения, резьбы или гравировки, когда поверхность последовательно обрабатывалась сначала мелкозернистым абразивом, затем — свинцовыми, деревянными, пробковыми и войлочными колесами и щеткой.
Полулюстра - стенник, имевший форму хрустальной люстры в половину диаметра. Полулюстры вешали на настенные зеркала в больших парадных залах таким образом, что вместе с отражением создавалось иллюзорное впечатление висящей в арке люстры. Их начали использовать во Франции в эпоху Людовика XVI. Наибольшего успеха полулюстры достигли в эпоху ампира.
Пронизи - украшения люстр (реже жирандолей) из хрустальных бусин, нанизанных на проволоку. В XVII-XVIII веках пронизи часто состояли из горного неграненого хрусталя. В конце XIX - начале XX века бусины выполняли из искусственного хрусталя в виде шариков с огранкой.
Профитка - деталь подсвечника, блюдце под бобешкой, предназначенное для стекающего со свечи воска.
Розетка (фр. «rossete», от «rose» - роза) - декоративный мотив, с древности распространенный в орнаментальных композициях и декоре архитектуры, мебели и других видов декоративно-прикладного искусства. Стилизованное изображение как бы увиденного сверху крупного цветка, обычно розы.
Рокайль (фр. «госаillе») — декоративный мотив в виде прихотливо изогнутого завитка, характерен для стиля рококо.
Свечник (свешник) - рожок с подсвечником в паникадилах и люстрах XVIII века Серьга монтировочная - петля подвесного осветительного прибора для подвески его к крюку в потолке.
Смальта - цветное непрозрачное стекло. На территории России известна уже в Киевской Руси. Возрождение забытой техники и искусства смальтовой мозаики связано с именем М.В. Ломоносова и его Усть-Рудицкой фабрики под Петербургом, функционировавшей с 1754 по 1766 г.
Сосулька - пронизка, подвешенная на конце гирлянды острым концом вниз.
Стенник - 1. Осветительный прибор, навешиваемый на стену и имеющий вертикальную стенную часть в виде серебряного или медного щитка-отражателя, часто украшенного богатой чеканной работой с одним или несколькими рожками с подсвечниками. Дорогие серебряные стенники голландской и немецкой работы имелись в покоях царя Алексея Михайловича. В России широко использовались во 2-й половине XVII и 1-й половине XVIII века. Стенники эпохи классицизма, появившиеся в последней четверти XVIII века, были украшены мелкими хрустальными подвесками и гирляндами, с щитком-зеркалом фигурной формы, иногда в виде лиры. Стенником в XVIII-XIX веках могли называть и бра; 2. Пристенная часть бра.
Стразы - имитация драгоценных камней из стекла. Иногда так называют стеклянные подвески люстр XVIII века, напоминающие горный хрусталь. Чаще стразами называют мелкие граненые элементы люстр в металлической оправе или подвешенные в отверстиях обруча.
Страфокамилово яйцо - страусиное яйцо (или его имитация), украшенное драгоценной оплеткой и кистями, в декоре паникадила XVI-XVIII веков. Подвешивалось к нижнему завершению светильника или к рожкам.
Торшер (франц. torch - факел, torchere - высокий канделябр, бра) - напольный осветительный прибор. Получил распространение с эпохи ампира.
Транспарант (франц. transparent - просвечиваемый) - настольный экран для подсвечника или экран лампы-миракля.
Фестоны - провисающие гирлянды из хрустальных подвесок, подвешенных за оба конца, в осветительных приборах второй половины XVIII-XIX вв.
Флакон - элемент хрустального убора люстры или жирандоли «елизаветинского типа» - хрустальное украшение в виде граненого кубка.
Фонарь - светильник (свечной, масляный, керосиновый, газовый), в котором огонь защищен со всех сторон от сквозняков или ветра стеклом (слюдой).
Хорос - тип подвесного осветительного прибора, распространенный в Византии, затем появившийся в Древней Руси. Состоит из одного или нескольких обручей с поддоном на цепях.
Хрустальное стекло - стекло с высокой степенью прозрачности и белизны, независимо от его химического состава.
Чеканка - способ отделки поверхности бронзы. Технологически следует за литьем и заключается в механической проработке рельефа изображения с помощью специальных инструментов - чеканов. Это один из важнейших этапов создания произведения декоративной бронзы. Кроме того, что чеканщик исправлял недочеты литья и уплотнял поверхность металла для лучшего золочения, делал предмет более выразительным, углубляя рельеф, усиливая мельчайшие нюансы деталировки, придавая фрагментам различную фактурность.
Шандал (шандан) (от фр. «chandelle» - свеча) - большой бронзовый подсвечник или канделябр. Название, распространенное в России в XVII-XVIII вв. В Останкинских Описях все подсвечники называются шанданами. Позднее это наименование использовалось только в отношении церковных настольных светильников и русских светильников петровского времени.
Шлифовка - процесс снятия слоя стекла с помощью механического приспособления и абразивных материалов. Шлифованию подвергаются в первую очередь края стеклянных изделий, с его помощью можно придать изделию, в том числе и хрустальной подвеске, правильную геометрическую форму. Поверхность изделия после шлифовки становится ровной, но тусклой, и требует полировки.
Штампованная бронза - техника изготовления изделий из тонкой латуни с помощью тиснения стальными штампами. Дешевые в производстве, подобные предметы вполне способны были имитировать литую бронзу, уступая последней в тонкости проработки и долговечности. Из штампованной бронзы делали главным образом различные накладки для мебели, но могли встречаться и самостоятельные предметы, например, подсвечники. Штампованные детали использовали также в изделиях литой бронзы - в канделябрах, люстрах, корпусах каминных часов и пр. Технику штампа в России называли иногда «бирмингемской» или «английской» бронзой (не следует путать с термином «британский металл», которым называли не способ изготовления, а состав - сплав олова, свинца и сурьмы), в связи с тем, что подобные изделия, в основном в виде деталей, привозили с конца XVIII века именно из Англии. С 1820-х годов производство штампованной бронзы распространилось в России. Особенно оно процветало в Москве.
Эгломизе - декоративная техника, названная по имени французского художника Эмиля Гломи, который впервые ввел ее в широкое употребление в середине XVIII века. Техника росписи по стеклу или гравировки по зеркальной амальгамме - по золоченому или серебреному стеклу. На Западе использовалось в качестве вставок в шкатулки и табакерки. В России более широко - в мебели.
Экран - плоский или выгнутый щиток, представляющий собой жесткую рамку с полупрозрачным заполнением (акварельный рисунок, литофания, вышивка, матовое стекло с рисунком), защищенным со стороны огня тонким стеклом или слюдой. Использовался в настольных лампах.
Юбка (бахрома) - украшение хрустальной люстры в виде ряда подвешенных за один конец гирлянд.
Яблоко - подвеска в виде стеклянной сферы на конце стержня люстры «елизаветинского» типа.
LED (light-emiting diode) - светодиод, светоизлучающий диод