Жирандоль (франц. girandole от итал. girandola — «огненное колесо, фейерверк», от лат. gyrare — «вертеть, крутить»; греч. gyros — «круг») - в «регулярных» парках французского «Большого стиля» XVII века — фонтан в несколько струй, расположенных по кругу, в виде фейерверка «огненного колеса». Затем тип светильника, подсвечника, в котором рожки располагаются по окружности, вокруг центральной оси - стояна. В отличие от бра и канделябров такие жирандоли могут представлять собой сложные композиции с хрустальными подвесками, скульптурными деталями из позолоченной бронзы. Главная декоративная роль в жирандоли отводилась хрустальному убору, а металлическая конструкция являлась лишь каркасом.
Жирандоль получил распространенние во Франции в XVII веке, а также в других странах.
Жирандоли появились как разновидности канделябров и напоминали небольшие деревья. На их металлических стержнях и кронштейнах сверкали подвески из хрусталя, среди которых виднелись фарфоровые фигурки людей и животных, корзинки с фруктами и цветами. Круглые жирандоли устанавливались на специальном столике, полукруглые - на камине, причем, как правило, парами. В России можно выделить два основных типа жирандолей соответственно типологии конструкций люстр, условно называемых «елизаветинскими» и «екатерининскими». В 1740-1760-е годы жирандоли украшали крупными хрустальными подвесками-плакетками, ромбовидными вазиками и гранеными флаконами. В последней четверти XVIII века - мелкими хрустальными подвесками (миндаль, овал, ромбик, мирза), свободно висящими или собранными в гирлянды, гладкими вазиками из цветного стекла и тонкими шпилями. Во 2-й половине XVIII века жирандолью могли называть также канделябр золоченой или патинированной бронзы сложной композиции с одной или несколькими фигурами. Жирандоли устанавливали на столиках-геридонах. Похожие напольные светильники называются торшерами.