Потолочные светильники всегда являлись одним из основных типов осветительных приборов. С глубокой древности люди подвешивали к потолку или потолочным балкам масляные светильники ламптёры (греч. lampteros - «светоносный») — керамические или бронзовые резервуары, наполненные маслом, с плавающим фитилем; кофоны (греч. kothon) - глиняные чашки со стенками, слегка наклоненными внутрь, и кольцеобразной ручкой сбоку; византийские лампады (лат. lampada, от греч. lampas — «свет, светило») и лихносы (греч. lychnos); обычные плошки с оливковым маслом; подвесные светильники, в виде ладьи, корабля с отдельными гнездами для фитилей по сторонам (в I-III веках нашей эры, в раннехристианский период на мачте светильника-корабля укрепляли табличку с «монограммой Константина»); потолочные светильники поздней античности и средневековья с восковыми свечами и фитилем внутри; в XVI веке фаянсовые итальянские и французские потолочные светильники в форме вазонов и др. Люди подвешивали различные светильники (лампионы, лампады и др.) к потолочным балкам или консолям, для того, чтобы получить определенные «формы» освещения помещения, отличные от того света, который могут обеспечить напольные, настенные и другие типы светильников. С древности до наших дней сохранились многие структуры подвесных потолочных светильников, в том числе и с кольцеобразной или рожковой структурой, которые возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча. Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность. При появлении электрического освещения сформировались новые виды потолочных светильников, рациональные при новом источнике света.
На протяжении веков потолочный светильник видоизменялся по форме и конструкции, но к настоящему времени можно выделить несколько достаточно устойчивых типов потолочных светильников: люстры, подвесы (подвесные светильники, потолочные люстры-светильники и фонари), плафоны, светильники на токопроводящих шинах, накладные светильники узконаправленного света (софиты), встроенные светильники узконаправленного света. Несмотря на новые веяния и дизайнерские разработки в световом оформлении интерьера, подвесной потолочный светильник - традиционная люстра (особенно классическая) по-прежнему остается главным светильником общего освещения помещений различного назначения, особенно если эти помещения имеют большие размеры и высокие потолки. Люстра является важнейшим элементом в едином ансамбле убранства интерьеров. Именно классическая потолочная люстра могла создать праздничную возвышенную атмосферу в парадных анфиладах или камерный уют в интимных салонах и будуарах. С середины XVII столетия люстрой называют подвесной осветительный прибор с убором из стекла и хрусталя.
В Венеции появились подвесные потолочные светильники - стеклянные люстры. Производили стеклянные люстры, в основном, методом лепки из остывающей массы стекла. Художественный эффект сочетания стеклянных деталей и пламени свечей, создавал иллюзию движения света. Поскольку лепное венецианское стекло не подвергалось обработке и не имело четких граней, блики получались расплывчатыми, мерцающими, загадочными. Если говорить о традиционных венецианских подвесных светильниках, то они представляли собой пучок стеклянных стеблей, растущих из стеклянной чашки. К ним крепились стеклянные цветы и листья изящной работы, которые выполняли роль подсвечников, цепи из стеклянных колечек ниспадали гирляндами; центральный металлический стержень был спрятан в стеклянных украшениях. Все это великолепие подвешивалось на длинных цепях к потолку. Особое место занимали венецианские подвесные потолочные светильники - люстры из хрусталя. Их поразительные и грациозные кружева из хрустальных подвесок, гирлянд и бус приходили в звонкий трепет от малейшего сквозняка и очарованно переливались в пламени свечей всеми цветами радуги. Только в XVII веке, когда в Богемии впервые был получен искусственный граненый хрусталь, монополия венецианского (муранского) стеклоделия была нарушена. На богемских заводах производили люстры с 1700 года. Хрусталь в полном смысле этого слова появился в Англии, когда Дж. Рейвенскрофт в поисках способов имитации бриллиантов стеклом, пытаясь улучшить оптические свойства «лесного стекла» (богемского), попробовал добавить к нему окись свинца. Такое стекло стало на удивление твердым, звонким и прозрачным.
Кроме прозрачного хрусталя в декоре подвесных потолочных светильников часто использовалось цветное стекло. Оно было изобретено гораздо раньше хрусталя. Существуют две принципиально разные технологии получения цветного хрусталя и стекла. Первая, естественная, заключается в химическом окрашивании стекломассы на стадии производства путем добавления в нее окисей разных металлов. Вторая, искусственная, — это пленочные покрытия, наклеиваемые на поверхность хрусталя. Для придания цвета стекломассе в нее добавляли окиси металлов: железа — для получения голубовато-зеленого или желтого оттенка, марганца — для желтого и коричневого. Хром придавал стеклу травянисто-зеленый цвет, кобальт — синий, медь — красный. В 70-80-е годы XVIII века при изготовлении подвесных потолочных светильников использовалось голубое и розовое стекло, несколькими десятилетиями позже — изумрудно-зеленое и рубиновое.
В настоящее время многие итальянские фабрики, расположенные в районе Венеции, выпускают светильники, и в первую очередь люстры, стилистически выдержанные в духе старых венецианских люстр и подвесных потолочных светильников. Среди множества фабрик необходимо отметить старейшую фабрику Barovier&Toso, высокотехнологичные La Murrina, Arte di Murano, AVMazzega и de Majo.
Развитие строительных технологий и совершенствование архитектурного мастерства средневековых зодчих привело к возведению сооружений с огромными внутренними пространствами, для освещения которых требовался поиск новых технических решений. Случайность или закономерность, но на помощь технологиям света пришли богатые возможности стекла, и частности, хрусталя. Подвесной потолочный светильник - хрустальная люстра, появилась в эпоху Людовика XIV как элемент оформления домов знати, которая создавала эффект множества светящихся точек, многократно превосходивших количеством число свечей в светильнике, когда хрустальные элементы располагались за источником света, то есть свечи были окружены гирляндами из хрусталя. В многоуровневых композициях каждому ярусу свечей соответствовал ярус хрусталя. По-существу, пышное великолепие хрустальных люстр возникло как остроумный способ решения технической проблемы — маломощности свечи как источника света для освещения больших пространств. Огромную роль в усилении светового потока играла форма и вид стеклянных элементов, которые менялись в зависимости от технологий производства стекла и огранки хрусталя, а также, архитектурных стилей. Стилизованный лист дуба, слеза, многогранные звезды, розетки, цветы, круглые бусы, изобретенные еще в XVIII веке, благополучно пережили смены моды и приемов оформления интерьера. Хрустальные элементы с одним или несколькими отверстиями подвешивались к люстре или нанизывались в гирлянды. Иногда элементы сложной формы крепились в оправе. Металлический каркас подвесного потолочного светильника светильника мог быть как открытым, так и спрятанным (в центре композиции часто использовались стеклянные чаши, шары и др.). Уже несколько веков главным украшением подвесного потолочного светильника, и в частности хрустальной люстры, является подвеска различных форм, сделанная из хрусталя, сначала горного, а затем – искусственного. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, изделия из хрусталя, отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Способность хрусталя отражать, преломлять свет и разлагать его на спектральные цвета (эффект призмы) была вовремя замечена и в полной мере использована при изготовлении осветительных приборов.
Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были подвесные многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники, как правило, являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Хрустальные люстры настолько прочно ассоциируются в сознании с роскошным, парадным убранством интерьера, что стали культурным явлением, от которого невозможно отказаться.
На нашем сайте в каталоге люстр можно ознакомиться с прекрасными моделями хрустальных люстр, производимых лучшими современными зарубежными производителями: Faustig, G.Moscatelli, Lucien Gau, Martinez Y Orts и др.
Позднее наименование «люстра» распространилось на подвесные потолочные светильники с открытым светом (в отличие от фонарей) вне зависимости от типа убранства. С течением времени конструкция и украшение люстр, с одной стороны, видоизменялись, с другой – складывались устойчивые формы каркасов и стеклянных элементов, которые со временем стали считаться образчиками («эталонами») различных стилей, например, венецианская люстра, флорентийская люстра, гатчинская люстра, люстра Тиффани, фламандская, севрская, мейсенская, голландская и т.п. Достаточно узнаваемые формы имеют люстры эпохи рококо, классицизма (неоклассицизма), особенно ампира, и модерна. Например, люстры эпохи классицизма имеют четкую, легко читающуюся конструкцию в основе которой – вертикальный стержень (шток) и горизонтальные круглые обручи. На стержень обычно надевали стеклянную оболочку из нескольких деталей – «вазиков» в форме шара или балясины. На обручах, соединявшихся со стержнем, при помощи металлических кронштейнов крепились свечники, хрустальные гирлянды и пирамидки. Люстрам стиля ампир присущи лаконичные четкие формы, свойственные классической древности. Люстры, как правило, делаются из золоченной бронзы и напоминают по форме чаши с ажурным поддоном и короной в виде листьев аканта, к которой крепились цепи. Хрустальные люстры имели характерную форму, напоминающую висящую чашу или корзину из хрустальных гирлянд подвесок типа «оливка». Для люстр стиля модерн характерно использование в декоре природных мотивов, особенно, растений и цветов, сделанных в стилизованной форме, что делает конструкции люстр довольно узнаваемыми. Кроме того, камерные люстры стиля модерн имели очень красивые полупрозрачные плафоны с росписью в виде переплетающихся растений и цветов, в интерьерах горожан среднего достатка эти плафоны менялись на уютные абажуры однотонного плотного шелка, украшенные по ободу подвесками цветного стекляруса, что тоже было очень характерно именно для люстр стиля модерн.
Подвесные потолочные светильники также стилистически подразделяются и классифицируются по неким параметрам, связанными с особенностями конструкции и технологиями изготовления, а также с традициями знаменитых мастеров и их школ. Примерами таких стилей светильников могут служить: венецианский стиль стеклянных люстр, флорентийский «цветочный» или каталонский стиль кованных светильников, севрский или мейсенский стиль подвесных фарфоровых светильников и т.п. Следует также отметить, что раньше торжественные и парадные варианты люстр создавались, как правило, по проектам конкретных архитекторов и для конкретных помещений, что тоже вносило в дизайн люстр и их стилистику некую вольность и индивидуальность.
Бронза, латунь, кованное железо, керамика, фарфор, дерево - материалы, которые с большим успехом использовались старыми мастерами, изготавливающими подвесные потолочные светильники с очень давних времен. Особое место в убранстве интерьера в классическом стиле занимает бронзовая люстра. Первые бронзовые подвесные потолочные светильники появились еще в Византии (лампадофоны) и с тех пор неизменно занимали и занимают свое законное место в самых известных и престижных интерьерах. Бронзовые люстры - одна из ярких страниц в истории русского декоративного искусства. Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. В осветительных приборах начала XIX века основное место отводится золоченой бронзе. Верхний конец люстры из бронзы обычно прикреплялся к короне, составленной из листьев аканта, а в нижний обруч вставлялось стеклянное дно. Обручи украшались гравировкой, плоской чеканкой, накладными прорезными пластинами в виде пальметт, меандров, фигур. Деревянные подвесные потолочные светильники появились достаточно давно, так как дерево всегда являлось очень технологически удобным и доступным материалом. Если говорить о подвесных светильниках, а конкретно о люстрах из дерева, то они появились, как и само слово «люстра» в конце XVII века. Дороговизна люстр из бронзы привела к необходимости имитировать металл. Тогда-то и появились деревянные резные позолоченные осветительные приборы, внешне похожие на бронзовые. Деревянные подвесные светильники часто использовались в усадебных интерьерах и домах мелкопоместных дворян, которые были не в состоянии заплатить за бронзовую люстру целое состояние.
В каталоге люстр представлены бронзовые люстры очень высокого качества итальянских фабрик G.Moscatelli, Ciulli, FBAI, испанских Martinez Y Orts и Mariner, французской Lucien Gau, а также люстры из дерева замечательных мастеров итальянских фабрик Casa d'Arte Paoletti и Chelini, которые изготавливают люстры в традициях старых мастеров.
.С открытием в 1710 году в Мейсене И.И. Бетгером европейского фарфора виртуозные керамисты Мейсена и Севра изготавливали потрясающей красоты подвесные потолочные светильники, которые прятали конструкцию в пышном букете цветов, плодов, гирлянд из полихромного фарфора. Люстры из латуни с большим шаром внизу и круто изогнутыми рожками изготавливали в XVII веке в Голландии. Их так и называли — голландскими.
Фонари (греч. phanarion, уменьшительное от phanos – светоч, факел) - подвесные потолочные светильники с закрытым светом, осветительный прибор в виде той или иной формы коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается какой-нибудь источник света. Фонарь, как самостоятельная форма осветительных приборов, появился очень давно. Фонари служили не только служили для освещения, но и играли роль декоративных элементов того или иного архитектурного стиля. Поэтому неудивительно, что и сегодня они являются составной частью интерьеров.
Во все времена находились мастера и дизайнеры, которые создавали подвесные потолочные светильники, отличающиеся необычностью технических решений, форм конструкции и убранства. Такого типа светильники, непохожие своими формами на традиционные модели, обычно называют подвесами или общим названием - подвесными светильниками.
Если же высота потолков в квартирах не позволяет воплотить планы дизайнеров и архитекторов по применению люстр и подвесов, то оптимальным вариантом в этом случае является (помимо рельсовой или струнной системы) так называемый плафон (фр. plafond «потолок») - светильник куполообразной формы, прилегающий своим основанием к потолку. Также есть и вид люстр на коротком подвесе или несущем штоке, который можно отнести к особому виду потолочных светильников – люстры плафоны. Визуально «объемные» формы таких потолочных светильников напоминают тоже некий купол, отсюда и название. В каталогах многих ведущих европейских производителей осветительного оборудования можно найти модели такого типа люстр плафонов, а некоторые фабрики производят просто настоящие шедевры, например, итальянские Mechini, Banci Firenze, Barovier&Toso, MM Lampadari.
Оригинальной разработкой, нарушающей традиционное однообразие интерьерных потолочных светильников (люстр, подвесов, плафонов), являются токопроводящие конструкции, которые сегодня признаны одним из лучших и интересных приборов для освещения. Главное их достоинство в возможности обеспечить наибольшую мобильность. В первую очередь, среди современных потолочных светильников необходимо отметить шинные системы, профильные модульные системы, натяжные тросовые системы.
Потолочные светильники - натяжные системы освещения получили широкое применение в европейских странах. Они изготавливаются на напряжение 12 и 230 вольт и собираются из большого количества конструктивных элементов. Чаще всего тросовые системы используют тогда, когда отсутствует возможность крепления осветительных приборов к высоким потолкам. Например, если в доме на потолке находится декоративная лепнина или нанесены старинные фрески, не остается другого выбора как только растянуть между стенами растяжку из проводов. Иногда светильники на тросах подвешивают в помещении для создания парящего или декоративного эффекта. 12-ти вольтовые тросовые системы освещения выглядят более воздушными и изящными, но используются, как правило, для малых площадей или для поддержки декоративным освещением большого помещения. Эти системы сложно разносить на большие длины из-за ограниченной мощности 12-ти вольтового трансформатора. Для того чтобы достичь нормального уровня освещенности, применяют тросовые системы с напряжением 230 вольт. Здесь светильники, подвешенные на трос, имеют более габаритные размеры, но дают хороший световой поток.
Потолочные светильники - шинные системы – излюбленное средство светодизайнеров, которые не случайно делают на них акцент. Каждая конструкция разрабатывается индивидуально только под определенный проект. Современные шинные системы многопрофильны. Шинная система дает возможность максимально выгодно и с большим вкусом оформить интерьер. Им легко придать любую форму: повторить контуры многоуровнего потолка. Несмотря на малое количества электрических выводов за счет наращивания системы можно осветить большие участки пространства. На шине крепятся световые приборы: поворотные, подвесные светильники разных размеров и форм. Их можно передвигать, создавая дополнительное преимущество: подсветить предмет или менять характер освещения, смещая световые зоны. Над столом или в зоне отдыха можно повесить несколько подвесных светильников, которые регулируются системой противовеса, легко меняя высоту. Можно использовать и специальные узконаправленные светильники. Шинную систему можно подключить через диммер и плавно регулировать уровень освещенности.
Потолочные светильники - профильные модульные системы предоставляют архитектору многочисленные светотехнические и эстетические возможности. В некоторых случаях системы являются неотъемлемым элементом архитектуры и определяют пространства, объемы и поверхности в помещении. Основа модульных систем это алюминиевый профиль, который комплектуется разным по типу осветительным оборудованием и собирается в модуль. Он имеет разную длину и может использоваться как отдельный элемент или в качестве сборной потолочной осветительной системы. Посредством соединительных элементов модули собираются во всевозможные световые формы. Количество светильников в модулях может меняться в зависимости от светотехнических задач в помещении. Световые приборы рассеянного или направленного типа имеют разное назначение и комплектуются сменными решетками, фильтрами, насадками, растрами. Потолочные модульные системы бывают встроенные, накладного монтажа и подвесные. Многие производители помимо традиционных источников рассеянного света - люминесцентной лампы стали закладывать в профиль светодиодные линейки. Хотя световая отдача от такой системы пока невысокая.
Очень распространенными в последнее время становятся точечные потолочные светильники. Встроенные в подвесной потолок, они хорошо подходят для просторных квартир с авангардным дизайном интерьера. При помощи встроенных потолочных светильников можно создавать невероятные световые эффекты, расширять или сужать пространства, выделять световой ритм и менять форму объектов. Наиболее распространенные - это линейные встроенные светильники (встраиваемые) под люминесцентные и галогенные лампы, точечные светильники и Downlight. Downlight встроенные светильники размером или диаметром более 150 мм, предназначенные для создания рассеянного или направленного света, распространяемого сверху вниз. Эти светильники отличаются высокой энергоэкономичностью и большим сроком службы. Downlight изготавливают в разных стилях, от хай-тек и техно до классики в одноламповом и двухламповом исполнении. В Downlight используются разные источники света. Наиболее распространенные это компактные люминесцентные и металлогалогенные лампы. Особенности создаваемой световой среды: хорошее освещение вертикальных и наклонных поверхностей, повышенная насыщенность светом, выраженная направленность светового потока.
Совершенно новым дизайнерским решением для потолочных светильников стали наборные миниатюрные осветительные элементы, выполненные в классическом или современном стиле. Небольшие осветительные модули располагаются на потолке в хаотическом порядке и соединяются друг с другом скрытой электрической проводкой. Эти элементы, оснащенные источником света, собираются блочно в разнообразные формы и составляют целостный потолочный светильник. Достоинством данной конструкции является возможность моделировать светильник необходимой конфигурации. Благодаря такой гибкости дизайнеры получили способность создавать арт-объекты, свет от которых создает бесчисленные блики в комнате и рисует на стенах причудливые формы. Кроме того, существует возможность подбора оптимального уровня освещенности в помещении за счет количества световых модулей. Чем больше устанавливается сегментов в каком-нибудь направлении, тем больше увеличивается световой поток в этой зоне. Вывод электропитания можно разместить в любом месте потолка и подключить к любому элементу конструкции не привязываясь к определенному месту. Наиболее популярные блочные потолочные светильники рассеянного света выпускает фабрика AVMazzega.
Совсем необычный светильник отраженного света под названием Skydro недавно был создан известным архитектором Россом Лавгроувом (Ross Loegrove) для компании Artemide.
В дневное время суток эти светильники воспринимаются, как самостоятельные архитектурные формы, а когда наступает вечер, они оживают и движутся, но при этом не строят людям козни, а согревают их своим светом.
Потолочные светильники в виде натянутых полотен из ткани или пластика очень удобны и практичны. Подобная инсталляция покрывает большую часть поверхности потолка 1,5-4 кв. метра и полноценно распределяет световой поток. Светильник создает иллюзию легкости, комфорта, непринужденной атмосферы. Парусность, гибкие пространственные формы радуют, расслабляют, вызывают положительные эмоции и меняют мироощущение. Наиболее часто архитекторы и дизайнеры используют подобные светильники в своих минималистических проектах, изменяя только цвет и текстуру ткани. Несмотря на то, что такие потолочные светильники комплектуются в основном линейными люминесцентными лампами, они часто служат альтернативой лайтбоксам и световым потолкам. Создавать дополнительную атмосферу в доме может плавная регулировка светового потока источников света. Вывод электропитания располагается в любом месте покрывающей светильником площади. На ткань или светорассеивающий пластик по заказу наносится разный рисунок или любой цветовой тон. Наиболее интересные и необычные тканевые и пластиковые потолочные светильники производят компании BeLUX и Molto Luce.
Коллекции потолочных светильников от лучших мировых производителей представлены в подразделах каталога "Люстры", "Светильники", "Плафоны", "Встроенная классика", "Технический свет", "Светодиоды".
|