Пышное великолепие хрустальных
люстр возникло как остроумный способ решения технической проблемы — маломощности свечи как источника света для освещения больших пространств.
Появлением собственно
хрустальных люстр мы обязаны эпохе раннего Возрождения. Очевидно, что их создание было продиктовано функциональной необходимостью. Развитие строительных технологий и совершенствование архитектурного мастерства средневековых зодчих привело к возведению сооружений с огромными внутренними пространствами (достаточно вспомнить знаменитый Собор Парижской Богоматери -
Нотр-Дам де Пари). Для их освещения требовался поиск новых решений. Случайность или закономерность, но на помощь технологиям света пришли богатые возможности стекла. Хрустальная люстра создавала эффект множества светящихся точек, многократно превосходивших количеством число свечей в светильнике, когда хрустальные элементы располагались за источником света, то есть свечи были окружены гирляндами из хрусталя. В многоуровневых композициях каждому ярусу свечей соответствовал ярус
хрусталя.
За долгие годы существования хрустальных люстр определились основные виды и формы стеклянных элементов. Конечно, они менялись в зависимости от технологий производства стекла и огранки хрусталя, архитектурных стилей. Но наиболее удачные и интересные элементы преодолели века. Стилизованный лист дуба, слеза, многогранные звезды,
розетки, цветы, круглые бусы, изобретенные еще в XVIII веке, благополучно пережили смены моды и приемов оформления интерьера. Хрустальные элементы с одним или несколькими отверстиями подвешивались к люстре или нанизывались в
гирлянды. Иногда элементы сложной формы крепились в оправе. Металлический каркас светильника мог быть как открытым, так и спрятанным (в центре композиции часто использовались стеклянные чаши, шары и др.).
Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. В качестве примера приводим несколько хрустальных люстр, произведенных в России в XIX веке, из исторической коллекции Музея-усадьбы Останкино.
Хрустальные люстры настолько прочно ассоциируются в сознании с роскошным, парадным убранством интерьера, что стали культурным явлением, от которого невозможно отказаться. Одна из сегодняшних областей применения хрустальных люстр — воссоздание интерьеров зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры. Но если при реконструкции и реставрации архитектурных объектов дизайнерам приходится придерживаться исторической правды, то при изготовлении люстр для современных зданий просто фантазии практически безграничны. Хрустальная люстра — желанный гость и в репрезентативном частном особняке и в дорогом ресторане, и в модной галерее.
На нашем сайте в разделе каталога по освещению "Люстры" можно ознакомиться с прекрасными моделями хрустальных люстр, производимых лучшими зарубежными производителями:
Faustig, G.Moscatelli,
Lucien Gau, Martinez Y Orts и др..