Люстра всегда исполняла одну из главных ролей в едином ансамбле убранства интерьеров. Именно она могла создать праздничную возвышенность в парадных анфиладах или камерный уют в интимных салонах и будуарах. С середины XVII века, когда собственно и возникло название «
люстра», и до настоящего времени формировались и со временем менялись определенные стилистические
конструктивные формы и соответствующее убранство этого подвесного потолочного светильника.
Стиль люстры - понятие достаточно сложное. Даже если проводить параллели между основными архитектурными и историческими стилями, существовавшие в разных странах, ориентироваться на основные элементы стилей, то и в этом случае громадное разнообразие форм светильников и их убранства, часто делает неоднозначным ответ на вопрос о принадлежности того или иного светильника к определенному и конкретному стилю. Следует также отметить, что раньше торжественные и парадные варианты люстр создавались, как правило, по проектам конкретных архитекторов и для конкретных помещений, что тоже вносило в дизайн люстр и их стилистику некую вольность и индивидуальность. И все же в определенные исторические периоды существовала базовая конструкция, а также характерное убранство (особенно подвески) и применяемые материалы, по которым можно определить
стиль люстры. Достаточно узнаваемые формы имеют люстры эпохи рококо, классицизма (неоклассицизма), особенно ампира, и модерна. Например, люстры эпохи классицизма имеют четкую, легко читающуюся конструкцию в основе которой – вертикальный стержень (шток) и горизонтальные круглые обручи. На стержень обычно надевали стеклянную оболочку из нескольких деталей – «вазиков» в форме шара или балясины. На обручах, соединявшихся со стержнем, при помощи металлических кронштейнов крепились свечники, хрустальные гирлянды и пирамидки. Люстрам стиля ампир присущи лаконичные четкие формы, свойственные классической древности.
Люстры, как правило, делаются из золоченной бронзы и напоминают по форме чаши с ажурным поддоном и короной в виде листьев аканта, к которой крепились цепи. Античные боги и герои, воинские доспехи и атрибуты, изображения орлов, лавровые венки,
аллегории и символы света, солнца и времени из арсенала классического искусства были наиболее частыми изображениями в рельефном декоре парадных люстр. Характерным декоративным мотивом рожков свечников были изогнутые лебединые шеи. Хрустальные люстры имели характерную форму, напоминающую висящую чашу или корзину из хрустальных гирлянд подвесок типа «оливка». Для люстр стиля
модерн характерно использование в декоре природных мотивов, особенно, растений и цветов,
сделанных в стилизованной форме, что делает конструкции люстр довольно узнаваемыми. Кроме того, камерные люстры стиля модерн имели очень красивые полупрозрачные плафоны с росписью в виде переплетающихся растений и цветов, в интерьерах горожан среднего достатка эти плафоны менялись на уютные абажуры однотонного плотного шелка, украшенные по ободу подвесками цветного стекляруса, что тоже было очень характерно именно для люстр стиля модерн.
Кроме «привязки»
стиля люстры к определенному исторически сложившемуся художественному или архитектурному стилю, люстры также стилистически подразделяются и классифицируются по неким параметрам, связанными с особенностями конструкции и технологиями изготовления, а также с традициями знаменитых мастеров и их школ. Примерами таких
стилей люстр могут служить: венецианский стиль стеклянных люстр, флорентийский «цветочный» или каталонский стиль кованных светильников, севрский или мейсенский стиль фарфоровых светильников, люстры стиля Тиффани или «гатчинский» стиль люстры, созданный русским архитектором Николаем Александровичем Львовым, и т.п.