Подвески люстр - свободно висящие украшения в декоративном уборе. С тех пор как французское слово "
люстра"
прижилось во всей Европе, главным ее украшением была стеклянная подвеска, прикрепленная к металлическим тягам и кронштейнам. При этом в разных странах варьировались формы подвесных осветительных приборов, количество свечей, богатство убранства, очертания хрустальных подвесок и даже способы их огранки. В Италии люстра украшалась кусочками хрусталя, имеющими форму сферы. В викторианской Англии тоже были модны люстры с круглыми подвесками, только более крупными. Французы любили большие овальные и мелкие восьмигранные подвески. В конце XIX века появились каплевидные
подвески люстр, а в эпоху модерна - в виде узких круглых или прямоугольных трубочек, а также кубиков хрусталя. Основными типами
подвесок люстр были: 1.
плакетка — крупная плоская подвеска с фигурным краем и фасетом; использовались в убранстве
люстр, фонарей и жирандолей так называемого «елизаветинского» типа. Плакетки появилась в эпоху рококо — в 1730-х годах. Формы их разнообразны. Ранние плакетки отличаются выразительным резким рисунком с «ушами» — характерными отростками в верхней части. Позднее формы становились более мягкими и как бы оплывающими. Могли иметь рельефный рисунок в виде нескольких завитков или кружков, очень редко — в виде лилии. В течение всего XVIII века плакетки выполняли из стекла, которое, как правило, не отличалось высоким качеством. Оно было серовато-сиреневого или желтоватого цвета — результат недостаточной очистки стеклянной массы от примесей. Главный производитель плакеток — Богемия. В 1760—1770-х годах их делали и на Петербургском стеклянном заводе. На одну люстру обычно уходило восемь-девять типов плакеток разных форм и размеров. С середины XIX века плакетки вновь появились на люстрах, но теперь их делали из высококачественного свинцового хрусталя. Формы поздних плакеток менее выразительны, лицевая сторона становится плоской или приобретает три-четыре грани, вместо обычных для XVIII века двух; 2.
кабошон — выпуклая подвеска миндалевидной формы без огранки, из горного или искусственного хрусталя; 3.
миндаль — мелкая подвеска миндалевидной (каплеобразной) формы с огранкой. В конце XVII — 1-й половине XVIII века их выполняли из горного хрусталя. В 1760-е годы в Англии появились миндалевидные подвески уже из искусственного хрусталя. Наибольшее распространение они получили в последней четверти XVIII века. В Петербурге миндаль широко использовали люстровщики, выполнявшие люстры, жирандоли и фонари так называемого «екатерининского» типа. Более всего ценились подвески, привозившиеся из Англии. Они были наилучшего качества и продавались дороже. Использовали также более дешевый богемский миндаль и миндаль, выполнявшийся на Петербургском стеклянном заводе; 4.
оливка — мелкая подвеска овальной формы с огранкой. Появилась с конца XVIII века. Наибольшее распространение получила в эпоху ампира; 5.
призма (трактирка) — удлиненная призматическая подвеска, как правило, трехгранная. Характерна для эпохи историзма; 6.
мирза — в виде сосульки или пики, утолщающейся книзу. Встречается в конце XVIII — начале XIX века; 7.
американская (американка) — призма изрезанной формы с пикой на конце. Вошла в употребление с 1870-х годов; 8.
восьмигранник — мелкая подвеска восьмигранной формы с огранкой. Вошла в употребление с 1830-х годов.