АНГЛИЙСКИЙ КЛАССИЦИЗМ. СТИЛЬ АДАМА

Интерьеры шотландского зодчего Роберта Адама (1728—1792) обрели такую законченность и художественную значимость, что появился термин «Стиль Адама». Проекты Адама первоначально охватывали зону интерьеров, а не всего здания целиком; он прорисовывал каждый элемент, чтобы создать целостный ансамбль - от решения потолков и повторяющих их узоры ковров до дизайна зеркал и урн. Именно в проектировании и оформлении интерьеров ярче всего проявились особенности стиля Роберта Адама. К числу наиболее известных адамовских интерьеров относятся - аванзал в Сайон-хаусе в Миддлсексе (1761-1762) и большая библиотека в Кенвуде (1768) - лондонские дворцы-особняки. Внутренняя планировка зданий, построенных Адамом, отличается большей рациональностью и удобством. Вместо тяжеловесной лепнины палладианских интерьеров применяются легкие лепные стуковые, часто золоченые рельефы, которые эффектно выделяются на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения комнаты, или изящными виньетками украшают потолки. Орнаменту Адам уделяет особо большое внимание. Широкое распространение получают также маленькие картинки медальоны и рельефы на мифологические сюжеты, органично включенные в декоративное оформление. Интерьеры Адама создают богатое и разнообразное впечатление. Лепнина потолка и стен, росписи стен, рисунок ковров и мебели, даже посуды, - все подчиняется единому замыслу. В результате его проекты включали широкое разнообразие предметов мебели, в том числе стулья, диваны, комоды, стулья и зеркала. Он также разрабатывал варианты консольных столов, книжных шкафов и сервантов, то есть пристенной мебели, сделав ее полноправным участником декоративных схем оформления комнат.
Наиболее сильное влияние на разработанный Адамом стиль декора оказала римская античность. Посещение Геркуланума вдохновило его на включение в репертуар декоративных мотивов таких выразительных форм, как треножники, урны, овальные медальоны, витрувианские завитки, греческий меандр, антемионы, а также многих других классических мотивов. Адам использовал и любимые мастерами Ренессанса гротески, химеры, сфинксы. Проводником Адама в в мир античных форм был итальянский художник Джованни Пиранези и многие адамовские мотивы навеяны его творчеством.
Сильное влияние на ранний стиль Адама оказал палладинский стиль. Кресла и диваны, которые он спроектировал для сэра Лоренса Дандеса (их выполнял Чиппендейл), имеют типично палладианские, прямоугольные спинки. Однако сфинксы на изогнутых рейках сидений обнаруживают влияние ренессансных гротесков, а использование антемионов связано с кругом классических мотивов.
К концу 1760-х годов Адам начал развивать более сложный стиль. Его дизайнерские решения мебели стали более утонченными, резьба - не столь драматичной, ножки - прямыми. Предметы корпусной мебели еще сохраняли прямоугольную форму, но в прочих видах Адам приступил к поиску новых форм. В 1767 году он сделал проект обстановки столовой в Остерли Парк на западе Лондона, и комплект стульев получил там новую форму спинки, вдохновленную античностью - в форме арфы или лиры.
К 1770-м годам слава Адама упрочилась, и он выполнял много заказов для аристократии. Его столы и стулья имели стройные, сужающиеся книзу ножки, а кресла - овальные спинки и тонкие рамы. Важной составляющей его интерьеров были зеркала: одни, простых очертаний, предназначались для заполнения простенков; другие представляли собой огромные композиции, оформлявшие всю стену.
Рисунки Адама обычно предполагали мебель из светлых пород, вроде атласного дерева или платана (его древесину окрашивали в серый тон). Адам тяготел к изысканным узорам, с раскраской мягкими пастельными тонами, вроде бледно-зеленого и лилово-розового, и позолотой. Сложные, изысканные арабески, которые он использовал для украшения потолков и полов, повторялись в филигранном декоре его мебели. Он часто использовал прием scagliola, притом не только в произведениях мебели, но и в архитектурном убранстве интерьеров: таковы, например, украшенные сложным узором в этой технике колонны в Сион Хаус, Западный Лондон.
Ниже приводим галерею лучших предметов интерьера, производимых в стиле Адама мастерами эпохи классицизма и современными производителями. 

 
 
Кресло во франзуском стиле fauteuil с росписью и позолотой имеет овальную спинку, полукруглое сиденье, раходящиеся ножки, декорированные каннелюрами, около 1777 года.
Рисунок для этих ваз-урн из сосны, лайма, красного дерева и золоченной бронзы принадлежит Адаму. Вазы имеют сьемные крышки.Исполнитель - Джон Линнел, 1767 год.
Консольный стол, сделанный Томасом Чиппендейлом по дизайну Роберта Адама в 1775 году.
Эскизы предметов интерьера, выполненные Робертом Адамом.
Эскизы предметов интерьера, выполненные Робертом Адамом.

e-mail: info@dpholding.ru      Телефон: (967) 105-68-67