СТИЛЬ МОДЕРН (АР НУВО)

  Модерн (от франц. — «современный») — од­но из названий европейского стиля в искусстве конца XIX — начала XX века. Подлинно европейский стиль, который не определялся творчеством какого-то одного художника. Существовав­ший под разными названиями в разных странах Европы: стиль модерн в России, ар нуво — во Франции (это название наиболее часто употребляется в настоящее время и в других странах), югенд-штиль — в Германии, сецессион — в Австрии, либерти — в Италии, модерниста — в Испании, он охватил всю сферу декоративного искусства. Модерн (ар нуво) стал движением, выражавшим потребность поко­ления и целого ряда его блестящих художников в создании новой, функциональной красоты. В XIX веке интерьеры часто создавали в разных стилях и с историческими реминисценциями, иногда сочетая все это в одной и той же комнате. Модерн (Ар нуво) был реакцией на эту эклектику. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зда­ний, все элементы которых подчинялись единому орнаменталь­ному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразитель­ное и декоративное искусство модерна отличают поэтика симво­лизма, декоративный ритм гибких текучих линий («удар бича»), стилизованный растительный узор. Самой поразительной особенностью нового стиля было его разнообразие. Во Франции и Бельгии художники соз­давали криволинейные, текучие формы, словно воссозда­вавшие жизнь цветов, листьев, морской среды, и именно эти интерпретации ныне в первую очередь и связываются с представлениями о модерне. В Великобритании, Германии и Австрии более линеарные принципы дизайна опирались на геометрические формы, авторы экспериментировали также с материалами, вроде гнутой древесины и алюминия. В Испании Антонио Гауди работал с поразительной мощью, используя органические формы и экстравагантные мотивы, взятые прямо из мира живой природы. Дизайнеры модерна отнюдь не отвергали полностью стили прошлого. Французов, к примеру, чрезвычайно притягива­ла асимметрия и утонченное мастерство стиля рококо. Многие дизайнеры обращались к арсена­лу формы природного мира; чувственная и женственная форма, воспетая поэтами-символистами, стала еще одним популярным мотивом. В погоне за вдохновением дизайне­ры поглядывали в сторону Японии. Внешне простые, эле­гантные гравюры, столь близкие естественности природы, с энтузиазмом были восприняты многими рисовальщиками, тяготевшими к ар нуво.
  Индивидуализм, во многом определявший стилистику мо­дерна (ар нуво), в итоге стал и причиной его заката. Блистательный и быстрый расцвет стиля был обусловлен огромным творческим вкладом совсем небольшого числа ведущих масте­ров, каждый из которых создавал собственный язык худо­жественного выражения. Интенсивность их поисков не могла оставаться надолго той же, что в начале процесса, и через 15 лет стиль уже перешел в стадию клиширования. Первая мировая война положила конец самому мироощу­щению, породившему это движение. 

 
 

e-mail: info@dpholding.ru      Телефон: (967) 105-68-67