До 1715 года было напечатано совсем немного рисунков английской мебели. В 1754 году вышла книга Томаса Чиппендейла «Руководство для джентльмена и краснодеревщика», где внимание было сконцентрировано именно на мебели, и это задало стандарт для последующих «книг образцов», опубликованных начиная с 1760-х годов. Книга помогла также последующим поколениям уяснить специфику марки Чиппендейла.
Рисунки стула, которые Чиппендейл воспроизвел в своей книге «The Gentleman & Cabinet-Maker's Director» (1762), предлагают примеры различных дизайнерских решений в стилях, существовавших в середине XVIII века - рококо, китайском, готическом и неоклассическом. Имя Чиппендейла является почти родовым определением для мебели XVIII века и особенно стульев, однако его рисунки заимствованы из опубликованных французских и английских книг. Его наиболее оригинальные работы можно отыскать в изделиях классицистического толка, создававшихся им с 1760 года под впечатлением интерьеров архитектора Роберта Адама.
Несмотря на разнообразие влияний, сказавшихся на его рисунках, многие чиппендейловские стулья следуют базовому образцу, и стилистическое влияние больше всего проявляется в резной отделке. Поскольку большинство спинок в его стульях имели ажурные и пересекающиеся средние планки с резными завитками, то именно форма и резьба обнаруживают доминирующее влияние: это формы картуша и аканф с завитками рококо, готические арки, решетки шинуазри, пересекающиеся полоски, мотивы лиры и веера, типичные для классицизма. Внимание к подчеркнуто рельефной, проработанной резьбе, наблюдающееся в чиппендейловских рисунках, означает преобладание красного дерева, удобного для резьбы. Поперечные планки стульев обычно имели «серпантиновую» форму, иногда с резными выступами по бокам, при изгибе стоек наружу. Большинство из них имеют сиденья квадратной или трапециевидной формы, и поскольку Чиппендейл предпочитал использовать набивку уже для готового изделия, то более дешевые или колониальные варианты имеют заглубленные сиденья для съемной подушки.
В качестве примера приведем два образца из книг образцов. Французские стулья, «The Gentleman & Cabinet -Maker's Director». Чтобы показать возможные интерпретации своих изделий, Чиппендейл взял мягкий стул. Его можно было сделать с боковинами-подлокотниками или без таковых, то есть сделать креслом или пристенным стулом. Завершения ножек могли иметь форму завитка или же быть разделены натрое; характер резьбы можно было приспособить к навыкам краснодеревщика и вкусам заказчика.
Резной пристенный стул Чиппендейл из вишневого дерева. Этот стул из Филадельфии имеет почти прямые каннелированные боковые стойки и изогнутую верхнюю рейку с резным орнаментальным мотивом в центре, над резной ажурной средней планкой спинки. Квадратное, заглубленное и чуть сужающееся сиденье на передней рейке в центре украшено резной стилизованной раковиной. Передние ножки-кабриоли с эффектной резьбой имеют завершения «лапа и шар». В основу дизайна положен рисунок из книги образцов, где предложена интерпретация, типичная для стиля рококо. Около 1770 года.
|