Тематика созданных в
Мейсене фарфоровых фигур (
фарфоровых статуэток) необычайно разнообразна. Здесь придворные дамы и кавалеры, ремесленники, уличные торговцы, крестьяне, солдаты; представители народов, населяющих другие страны; мифологические персонажи, актеры итальянской комедии (
Комедия дель Арте); сложные аллегорические композиции и пасторали. Ранними работами модельера
Иоганна Иоахима Кендлера в области мелкой фарфоровой пластики были „кринолиновые" фигуры и группы, получившие свое название от кринолина — пышной юбки, силуэт которой как бы определяет всю композицию. В середине 1730-х годов появляются и первые фигуры персонажей чрезвычайно популярной в XVIII веке итальянской комедии, в течение долгого времени дававшей неисчерпаемый материал скульпторам и живописцам мануфактуры. В 40-е годы XVIII века тематика мейсенской пластики значительно расширяется. Наряду с отдельными фигурами и группами, все чаще появляются целые серии. На смену итальянским комедиантам, придворным кавалерам и дамам приходят изображения крестьян и горожан— ремесленников, разносчиков, солдат. В середине века появляется большая серия ремесленников, изображенных работающими или стоящими, с характерными для их профессии орудиями производства в руках, — бочар, плотник, сапожник, швея и другие. Персонажи эти, несомненно, далеки от подлинных ремесленников и крестьян той эпохи; в своих нарядных костюмах они как бы позируют перед зрителем. Также идеализированы и рудокопы из серии, исполненной около 1750 года. Они изображены в парадных костюмах, некоторые с музыкальными инструментами в руках. Пасторалями
Франсуа Буше и его последователей, столь распространенными в XVIII веке, несомненно, навеяны многочисленные фигуры пастухов и пастушек, созданные в 1750-х годах. Живой интерес к далеким „сказочным" странам Востока также нашел свое отражение и в мейсенской фарфоровой пластике. Особенно часто обращались мейсенские скульпторы к мифологическим и аллегорическим сюжетам, пользовавшимся неизменным успехом в течение всего XVIII века. Количество моделей на эти темы, созданных в Мейсене, необычайно велико. Здесь мы находим олицетворения времен года и четырех частей света, пяти чувств и четырех стихий, а также многочисленные изображения античных богов и героев. Серия „Четыре части света", исполненная
Иоганном Фридрихом Эберлейном и Кендлером, состояла из четырех групп, изображающих женщин с животными, символизирующими ту или иную часть света. Серия эта известна в большом и малом вариантах. При сопоставлении моделей Кендлера и
Фридриха Элиаса Мейера особенно отчетливо можно проследить намечающийся в мейсенской пластике 1750-х годов переход от барокко к
рококо. Если плотные, несколько тяжеловатые фигуры Кендлера сделаны еще в традициях уходящего стиля, то легкие, изящные, как бы танцующие фигуры Мейера уже целиком связаны с новым. Меняется и характер подножия: на смену плоским украшенным лепными цветами и листьями приходят более высокие подножия фигурной формы, с рельефными, а затем и прорезными рокайлями, подцвеченными чаще всего золотом и пурпуром. В росписи яркие, контрастные тона уступают место более светлым и мягким. В конце 1750-х—1760-е годы различные аллегории и мифологические персонажи часто изображались в виде детей. В 1760-е годы Кендлером были сделаны группы детей, олицетворяющие времена года, а также целая серия детей — античных богов и героев. Особого упоминания заслуживает еще одна разновидность мейсенской фарфоровой пластики— фигуры животных и птиц. В начале 1730-х годов большие фигуры зверей и птиц исполнялись по заказу курфюрста Августа II для Японского дворца. Прекращение этих работ не означало, однако, исчезновения подобной тематики. Мир животных продолжает оставаться излюбленной темой мейсенских модельеров, особенно Кендлера, которого по праву можно считать одним из первых европейских скульпторов-анималистов. Разнообразен и мир созданных в Мейсене животных—домашних и диких, населяющих Европу и привезенных из заморских стран. К числу наиболее удачных моделей принадлежат изображения собак. Самой известной можно считать, пожалуй, часто повторявшуюся на других мануфактурах белую с коричневыми пятнами длинношерстую болонку, сделанную Кендлером около 1762 года . Большой интерес представляют также созданные Кендлером группы, изображающие охоту на диких животных—буйволов, кабанов, оленей. Менее реалистичны фигуры заморских зверей — слонов, носорогов и верблюдов, которых скульпторы не могли наблюдать в их естественных условиях. Эти животные были известны в Европе главным образом по описаниям и зарисовкам путешественников, по отдельным экземплярам, находившимся в зверинцах, а также чучелам, имевшимся в кунсткамерах. Особое место среди созданных мейсенскими скульпторами животных занимает серия забавных фигурок обезьян-музыкантов, известная под названием „Обезьянья капелла", исполненная Кендлером и Рейнике. Многие из мейсенских моделей повторялись — точно или в несколько измененном виде — на мануфактурах Германии, Англии, Франции.