|
ДАНАЯ (Danae) — в древнегреческой мифологии — дочь аргосского царя Акрисия. Когда дельфийский оракул предсказал царю смерть от руки собственного внука, Акрисий заключил дочь в подземную темницу из меди. Однако Зевс, обратившись в золотой дождь, сумел проникнуть в темницу, и от него Даная родила героя Персея, совершившего впоследствии множество подвигов. Сбылось и предсказание — Персей случайно убил Акрисия диском во время гимнастических состязаний.В Средневековье историю Данаи трактовали в качестве прообраза Благовещения Марии. Художники эпохи Возрождения и Барокко часто использовали этот сюжет, их привлекала возможность изображения обнаженного тела жаждущей жениха Данаи, живописный контраст наготы, темницы и золотого дождя. Картины на этот сюжет писали Тициан(варианты в Вене, Неаполе, Мадриде, в Петербурге, в Эрмитаже), А. Беллуччи, А.Карраччи, Корреджьо, Я. Госсарт, Тинторетто, А. Ван Дейк, Дж. Б. Тьеполо.Известны гравюры: А. де Брюйна по картине Тициана (1584) и А. Блумарта (1610).Самое знаменитое произведение на эту тему принадлежит Рембрандту.
|
Рембрандт "Даная", 1636-1647, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Необычно чувственная трактовка сюжета в картине великого голландца, жизненность ситуации, почти портретное изображение героини и, наконец, отсутствие золотого дождя вызывали у исследователей сомнения в правильности истолкования сюжета рембрандтовской картины. Предполагалось, что художник изобразил Агарь, Лию, Рахиль, Далилу, жену Пентефрия («История Иосифа Прекрасного»), Вирсавию. В 1873 году немецкий историк искусства В. фон Боде высказал догадку, что Рембрандт изобразил Сарру, ожидающую своего жениха Товию. По мнению Э. Панофского, присутствие на картине Эрота со скованными руками означает «вынужденное целомудрие», а золотой дождь художник преобразил в золотой свет, поэтому на картине изображена именно Даная, несмотря на то, что не все детали буквально соответствуют древнегреческому мифу. Рентгеновское изучение красочного слоя «Данаи» Рембрандта показало, что художник частично переписал картину. Впервые она создана в 1636 году. На основании стилистического анализа можно предположить, что Рембрандт вернулся к картине спустя десять лет (об этом есть и косвенные свидетельства). В первый раз моделью послужила горячо любимая художником жена Саския, которую он постоянно изображал на картинах и офортах. В 1642 году Саския скончалась. В 1646-1647 гг. Рембрандт вернулся к картине. К тому времени его мышление стало иным, более живописным, а техника виртуозной и раскованной. Придав композиции новое качество, Рембрандт переписал и прекрасную модель, придав ей черты Гертье Диркс, которой в то время был страстно увлечен. Это и определило некоторую двойственность, заметную при внимательном рассмотрении картины: выверенность, классичность композиции и необычайную чувственность живописи. Никогда еще Рембрандт не писал с таким откровенным наслаждением тело женщины, упиваясь красками и формой. Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой... Двусмысленность улыбки Данаи, ее трепещущий живот (во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки) ввели в заблуждение исследователей-знатоков. Картина Рембрандта вместе с другими шедеврами собрания Кроза приобретена императрицей Екатериной II в 1772 году для петербургского Эрмитажа. Долгое время «Даная» была жемчужиной эрмитажной коллекции. 15 июня 1985 года в музее случилась трагедия. Психически неуравновешенный человек облил холст серной кислотой и нанес два удара ножом. Сотрудники Эрмитажа, пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст водой. После тщательной многолетней реставрации (1985—1997) картина Рембрандта вернулась в экспозицию Эрмитажа, но отдельные фрагменты и тончайшие лессировки красочного слоя невосстановимы. Чудо живописной плоти «Данаи» утеряно навсегда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
e-mail: info@dpholding.ru : (967) 105-68-67
|
|
|