Даная

ДАНАЯ (Danae) — в древнегреческой ми­фологии — дочь аргосского царя Акрисия. Когда дельфийский оракул предсказал царю смерть от руки собственного внука, Акрисий заключил дочь в подземную темницу из меди. Однако Зевс, обратившись в золо­той дождь, сумел проникнуть в темницу, и от него Даная родила героя Персея, совер­шившего впоследствии множество подви­гов. Сбылось и предсказание — Персей случайно убил Акрисия диском во время гимнастических состязаний.В Средневеко­вье историю Данаи трактовали в качестве прообраза Благовещения Марии. Художники эпохи Возрождения и Барокко часто использовали этот сюжет, их при­влекала возможность изображения обна­женного тела жаждущей жениха Данаи, живописный контраст наготы, темницы и золотого дождя. Картины на этот сюжет пи­сали Тициан(варианты в Вене, Неаполе, Мад­риде, в Петербурге, в Эрмитаже), А. Беллуччи, А.Карраччи, Корреджьо, Я. Госсарт, Тинторетто, А. Ван Дейк, Дж. Б. Тьеполо.Известны гравюры: А. де Брюйна по карти­не Тициана (1584) и А. Блумарта (1610).Самое знаменитое произве­дение на эту тему принадлежит Рембрандту.
Рембрандт "Даная", 1636-1647, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 

Необычно чувственная трак­товка сюжета в картине великого голландца, жизненность ситуации, почти портретное изображение героини и, наконец, отсутст­вие золотого дождя вызывали у исследова­телей сомнения в правильности истолко­вания сюжета рембрандтовской картины. Предполагалось, что художник изобразил Агарь, Лию, Рахиль, Далилу, жену Пентефрия («История Иосифа Прекрасно­го»), Вирсавию. В 1873 году немецкий историк искусства В. фон Боде высказал догадку, что Рембрандт изобразил Сарру, ожидаю­щую своего жениха Товию.  По мнению Э. Панофского, присутствие на картине Эрота со скован­ными руками означает «вынужденное це­ломудрие», а золотой дождь художник преобразил в золотой свет, поэтому на кар­тине изображена именно Даная, несмотря на то, что не все детали буквально соответ­ствуют древнегреческому мифу. Рентгеновское изучение красочного слоя «Данаи» Рембрандта показало, что художник частично переписал картину. Впервые она создана в 1636 году. На основании стилисти­ческого анализа можно предположить, что Рембрандт вернулся к картине спустя десять лет (об этом есть и косвенные свидетельства). В первый раз моделью послужила горячо любимая худож­ником жена Саския, которую он постоян­но изображал на картинах и офортах. В 1642 году Саския скончалась. В 1646-1647 гг. Рембрандт вернулся к картине. К тому времени его мышление стало иным, более живописным, а техника виртуозной и рас­кованной. Придав композиции новое каче­ство, Рембрандт переписал и прекрасную модель, придав ей черты Гертье Диркс, ко­торой в то время был страстно увлечен. Это и определило некоторую двойственность, заметную при внимательном рассмотре­нии картины: выверенность, классичность композиции и необычайную чувствен­ность живописи. Никогда еще Рембрандт не писал с таким откровенным наслажде­нием тело женщины, упиваясь красками и формой. Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой... Двусмыс­ленность улыбки Данаи, ее трепещущий живот (во втором варианте картины ху­дожник убрал скрывавшие его ранее драпировки) ввели в заблуждение исследова­телей-знатоков. Картина Рембрандта вме­сте с другими шедеврами собрания Кроза приобретена императрицей Екатериной II в 1772 году для петербургского Эрмитажа. Долгое время «Даная» была жемчужиной эрмитажной коллекции. 15 июня 1985 года в музее случилась трагедия. Психически не­уравновешенный человек облил холст сер­ной кислотой и нанес два удара ножом. Сотрудники Эрмитажа, пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст водой. После тщательной многолетней реставрации (1985—1997) кар­тина Рембрандта вернулась в экспозицию Эрмитажа, но отдельные фрагменты и тончайшие лессировки красочного слоя не­восстановимы. Чудо живописной плоти «Данаи» утеряно навсегда.
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67