ПЛЕТЕНКА

Плетёнка, Плетёный орнамент, Плетение (др.-инд. pracnas, греч. plekte — «веревка, сеть, сплетение»; лат. plectere — «плести, сплетать, завивать»; устар. русск. вирать, верёть) — плетение представляет собой один из древнейших видов технологической де­ятельности человека. В раннее Средневековье (VI—VII вв.) сложился плетеный орнамент, который относят к роду технологических, поскольку в нем в изобразительной форме повторяются технические приемы связок, креплений, переплетений. Плетеный орнамент рас­пространен в искусстве стран Ближнего Востока, Средней Азии, Армении, Грузии, Дагестана. В мусульманском искусстве характерным орнаментом является со­четание мотива плетения и звездчатого рисунка. В частности, в мозаиках Двор­цовой капеллы в Палермо (1130—1140), которые создавали сицилийские мастера под воздействием арабских источников и при содействии греческих колонистов, повторяется мотив шестилучевои звезды из плетеных лент. В X— XI вв. этот мотив из арабского искусства заимствуют византийцы. Разновиднос­тью турецкого плетеного орнамента является «сельджукская цепь» — непре­рывная лента-плетенка. В XII—XIII вв. из сицилийско-норманнских образцов «плетеные звезды» переняли мастера Франции. Мотивы плетения приобретают интер­национальный характер, они встреча­ются в евро-азиатском «зверином стиле», романском и готическом искусстве Запад­ной Европы). На основе технологии плете­ния развивается средневековое искусство тканых ковров и шпалер. Универсальность техники плете­ния придает ей мистический характер. В средневековых литературных произ­ведениях Творца называют «Великим Геометром», а развитие сотворенного Им мира — «великим плетением», при этом мир сравнивают с ткацким станком. Горизонтальные нити утка символизируют материю (причинные связи явлений действительности, до­ступные рациональному объяснению), вертикальные нити основы — форму, то, что придает качество сущностям ве­щей. Мир, таким образом, подобен тка­ни, сотканной из нитей основы и утка.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67