Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesсо — «причудливый, затейливый» от grotta — «пещера») — декоративный мотив, разработанный в искусстве Итальянского Возрождения на основе античных орнаментов. В древних Помпеях в росписях триклиния женской половины дома Веттиев (середина I в. н. э.) сохранились фризы с причудливыми композициями: амуры состязаются на колесницах, шалят, подражая взрослым. В 1481 году в Риме живописцы из Тосканы и Умбрии, призванные Папой Сикстом IV для украшения
Сикстинской капеллы в
Ватикане, обнаружили на вершине холма Оппия в помещениях терм Траяна, возведенных на руинах «Золотого дома» императора
Нерона, необычные росписи. Вслед за ними росписи, находившиеся под термами Траяна, исследовал
Рафаэль. Большей частью они располагались на сводах помещений, полузасыпанных землей (в народе их называли «гротами»), — переплетения растительных форм, зверей и фантастических существ. Они и получили название гротесков. Дж. Вазари описывал их следующим образом: «Гротесками называют разновидность живописи, вольную и потешную, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и поэтому они там изображают всякие нелепые чудовища, порожденные причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим... Такого рода гротески, — продолжал Вазари, писавший свою книгу в 1540-х гг., — мы видели и видим во многих работах, выполненных современными художниками с величайшим изяществом и красотой и украсивших наиболее примечательные постройки по всей Италии, намного перегнав древних». Гротески можно видеть в росписях римских вилл Фарнезина и Мадама, которые созданы
Рафаэлем с учениками. Гротески стали излюбленным мотивом росписей итальянской майолики. Гротесками расписаны потолки галереи Уффици во Флоренции. Гротеск стал излюбленным жанром художников Маньеризма и за пределами Италии. Мастерами гротеска были художники Северного Возрождения
В. Солис и
П. Флётнер, в искусстве французского Ренессанса —
Ж.-А. Дюсерсо. Во Фландрии, в Антверпене —
К. Бос и
К. Флорис. В Праге, среди художников рудольфинского стиля, — голландец
П. фан Фианен. Из итальянцев при феррарском дворе гротески сочинял
Э. Вико. В XVII веке в Германии, в Аугсбурге, —
Л. Килиан. В конце XVII века во Франции при дворе
Людовика XIV оригинальный стиль гротеска разработал выдающийся мастер
Ж. Берен Старший. Под влиянием «беренад» в 1689 году на французской мануфактуре в Бове создана серия шпалер «Гротески на желтом фоне» («Grotesques a fond Jaime») по картонам живописца
Ж.-Б. Моннуайо. Исторически искусство гротеска представляет собой важное звено, связывающее интернациональный Маньеризм XVII века, французский стиль Регентства и Рококо XVIII века. Позднее гротеском стали называть не только определенный жанр декоративного искусства, но и стилистическую фигуру, родственную гиперболе, используемую во всех видах искусства. Но, в отличие от гиперболы, гротеск — не просто преувеличение отношений величин, нарушающее границы правдоподобия, а метаморфоза, перерастание правдоподобного в неправдоподобное. Принцип гротескного формообразования существовал задолго до появления гротескного жанра: в древнегреческой вазописи, абстрактном зверином орнаменте, средневековых книжных миниатюрах, рельефах романских соборов, в картинах
И. Босха и
П. Брейгеля Старшего. "Под воздействием приемов гротеска родился жанр каприччьо. В этом жанре создавал офорты выдающийся французский рисовальщик и гравер
Жак Калло. Сталкивая страшное и смешное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, великий испанец Франсиско Гойя в серии офортов «Капричос» (1797—1798) открыл жанр «трагического гротеска». В искусстве XX века выразительные средства гротеска использовались в дадаизме, экспрессионизме, сюрреализме.