ГРОТЕСК

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesсо — «причудливый, затейливый» от grotta — «пещера») — декоративный мотив, разра­ботанный в искусстве Итальянского Воз­рождения на основе античных орнаментов. В древних Помпеях в росписях триклиния женской половины дома Веттиев (середина I в. н. э.) сохранились фризы с причуд­ливыми композициями: амуры состязаются на колесницах, шалят, подражая взрослым. В 1481 году в Риме живописцы из Тосканы и Умбрии, призванные Папой Сикстом IV для украшения Сикстинской капеллы в Ва­тикане, обнаружи­ли на вершине холма Оппия в помещениях терм Траяна, возведенных на руинах «Зо­лотого дома» императора Нерона, необычные росписи. Вслед за ни­ми росписи, находившиеся под термами Траяна, исследовал Рафаэль. Большей ча­стью они располагались на сводах помещений, полузасыпанных землей (в народе их называли «гротами»), — переплетения рас­тительных форм, зверей и фантастических существ. Они и получили название гротесков. Дж. Вазари описывал их следующим образом: «Гротесками на­зывают разновидность живописи, вольную и потешную, коей древние украшали про­стенки, где в некоторых местах ничего дру­гого не подходило, кроме парящих в воз­духе предметов, и поэтому они там изобра­жают всякие нелепые чудовища, порож­денные причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим... Такого рода гротески, — продолжал Ваза­ри, писавший свою книгу в 1540-х гг., — мы видели и видим во многих работах, вы­полненных современными художниками с величайшим изяществом и красотой и украсивших наиболее примечательные по­стройки по всей Италии, намного пере­гнав древних». Гротески можно видеть в росписях римских вилл Фарнезина и Мадама, которые созданы Рафаэлем с учениками. Гротески стали излюб­ленным мотивом росписей итальянской майолики.  Гротесками расписаны потолки галереи Уффици во Флоренции. Гротеск стал излюбленным жанром художников Маньеризма и за пределами Италии. Мастерами гротеска были худож­ники Северного Возрождения В. Солис и П. Флётнер, в искус­стве французского Ренессанса — Ж.-А. Дюсерсо. Во Фландрии, в Антверпене — К. Бос и К. Флорис. В Праге, среди художников рудольфинского стиля, — голландец П. фан Фианен. Из итальянцев при феррарском дворе гротески сочинял Э. Вико. В XVII веке в Германии, в Аугсбурге, — Л. Килиан. В конце XVII века во Франции при дворе Людовика XIV оригинальный стиль гротеска разработал выдающийся мастер Ж. Берен Старший. Под влиянием «беренад» в 1689 году на фран­цузской мануфактуре в Бове создана серия шпалер «Гротески на желтом фоне» («Gro­tesques a fond Jaime») по картонам живописца Ж.-Б. Моннуайо. Истори­чески искусство гротеска представляет со­бой важное звено, связывающее интерна­циональный Маньеризм XVII века, француз­ский стиль Регентства и Рококо XVIII века. Позднее гротеском стали называть не только опреде­ленный жанр декоративного искусства, но и стилистическую фигуру, родственную гиперболе, используемую во всех видах ис­кусства. Но, в отличие от гиперболы, гро­теск — не просто преувеличение отноше­ний величин, нарушающее границы прав­доподобия, а метаморфоза, перерастание правдоподобного в неправдоподобное. Принцип гротескного формообразования существовал задолго до появления гротеск­ного жанра: в древнегреческой вазописи, абс­трактном зверином орнаменте, средневеко­вых книжных миниатюрах, рельефах романских соборов, в картинах И. Босха и П. Брейгеля Старшего. "Под воздействием приемов гротеска родился жанр каприччьо. В этом жанре создавал офорты выдающийся французский рисо­вальщик и гравер Жак Калло. Сталкивая страшное и смеш­ное, трагическое и комическое, возвышен­ное и низменное, великий испанец Франсиско Гойя в серии офортов «Капричос» (1797—1798) открыл жанр «трагического гротеска». В искусстве XX века выразительные средства гротеска использо­вались в дадаизме, экспрессионизме, сюрре­ализме.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67