Виноградная лоза, Виноград

Мотив виноградной лозы использовался в орнаменте с древних времен, часто с целью замены условных элементов орнамента натуралистически  трактованными мотивами. Виноград  (готск. weinagards, др.-верхн.-нем. wingart — «винный сад», отсю­да — виноград, виноградник) — ярко-крас­ный виноградный сок и настоявшееся ви­но — древнейшие символы жизни и Солнца. Культура виноградной лозы известна в Ма­лой Азии и Египте с 4-го тыс. до н. э. Она называлась «эрпи» (егип. h'rpy). В Древ­нем Египте темно-красные виноградные гроздья именовали «глазами Гора», бога Солнца. Виноградное вино всегда счита­лось «влагой жизни», напитком, пропи­танным энергией Солнца, «жизненным огнем земли». В греческой мифологии вино преимущественно ассо­циируется с Дионисом (Бахусом). Его спо­собность опьянять рассматривалась как проявление присутствия божества». В античном искус­стве с юмором и даже с издевкой изобра­жаются божества плодородия из свиты Диониса — Пан, силены, сатиры — в опья­нении верхом на осле или еле стоящими на ногах. Согласно поверьям, вино разрушает колдовство и срывает лживые маски, отсюда выраже­ние: «In vino Veritas» («Истина в вине»). Хри­стос сравнивается с виноградной лозой, а его ученики — Апостолы — с ее ветвями. Крест и «Древо жизни» нередко изобража­ются в виде виноградной лозы. Птицы — голуби, павли­ны — в лозах винограда или среди виног­радных гроздьев — символ вечной жизни. В иной трактовке виноградная лоза символизирует Церковь и верующих, а голуби в ее ветвях — души «отдыхающие во Христе» и «духовное пло­дородие». Лоза с колось­ями хлеба — Евхаристию (Св. Причастие хлебом и вином). В мифологии народов Передней Азии сложилась более широкая семантика: виноградная лоза — символ жизни и плодородия, плотской страсти; дикая лоза — вероломство и ложь. В изображениях первых людей на земле, обнаженных Ада­ма и Евы, Адам прикрыт фиговым листом, а Ева — листьями винограда, символизи­рующими плодородие и плотскую страсть. В Китай ви­ноград был завезен в 126 г. до н. э. С тех пор виноградная лоза появляется в китайском искусстве: в обрамлениях картин либо на обороте бронзовых зеркал; иногда, вероят­но, под влиянием эллинских образцов, в центре изображается морской конек — гиппокамп. В европейском классическом искусстве виноградная лоза символизиру­ет осень, одно из четырех времен года, а изо­бражение сбора винограда — месяц сен­тябрь. Гроздь виног­рада с символическим смыслом мо­жет присутствовать в изображениях Девы Марии. Богоматерь как София, Пре­мудрость Божия, также сравнивается с ви­ноградной лозой. Изображениями виног­радных листьев покрыты капители роман­ских и готических соборов; это характер­ный мотив каменных рельефов, деревян­ной резьбы, чеканки по металлу, росписи витражей европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Тот же мотив встреча­ется на римских саркофагах и в росписях катакомб периода раннехристианского ис­кусства. В аллегориях эпохи Барокко есть композиция, представляю­щая виноградную лозу, обвитую вокруг вертикального шеста, с латинской над­писью: «exspectatio» или «exspectabo», что означает «напряженное ожидание, предвидение, опасение». Такая композиция трактуется как эмблема Искупления, ожи­дание Спасителя, Мессии. Виноградная гроздь — атрибут Св. Викентия Сарагосского, покровителя ви­ноградарей.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67