Мотив виноградной лозы использовался в орнаменте с древних времен, часто с целью замены условных элементов орнамента натуралистически трактованными мотивами.
Виноград (готск. weinagards, др.-верхн.-нем. wingart — «винный сад», отсюда — виноград, виноградник) — ярко-красный виноградный сок и настоявшееся вино — древнейшие символы жизни и Солнца. Культура виноградной лозы известна в Малой Азии и Египте с 4-го тыс. до н. э. Она называлась «эрпи» (егип. h'rpy). В Древнем Египте темно-красные виноградные гроздья именовали «глазами Гора», бога Солнца. Виноградное вино всегда считалось «влагой жизни», напитком, пропитанным энергией Солнца, «жизненным огнем земли». В греческой мифологии вино преимущественно ассоциируется с
Дионисом (
Бахусом). Его способность опьянять рассматривалась как проявление присутствия божества». В античном искусстве с юмором и даже с издевкой изображаются божества плодородия из свиты Диониса — Пан, силены, сатиры — в опьянении верхом на осле или еле стоящими на ногах. Согласно поверьям, вино разрушает колдовство и срывает лживые маски, отсюда выражение: «In vino Veritas» («Истина в вине»). Христос сравнивается с виноградной лозой, а его ученики — Апостолы — с ее ветвями. Крест и «Древо жизни» нередко изображаются в виде виноградной лозы. Птицы — голуби, павлины — в лозах винограда или среди виноградных гроздьев — символ вечной жизни. В иной трактовке виноградная лоза символизирует Церковь и верующих, а голуби в ее ветвях — души «отдыхающие во Христе» и «духовное плодородие». Лоза с колосьями хлеба — Евхаристию (Св. Причастие хлебом и вином). В мифологии народов Передней Азии сложилась более широкая семантика: виноградная лоза — символ жизни и плодородия, плотской страсти; дикая лоза — вероломство и ложь. В изображениях первых людей на земле, обнаженных Адама и Евы, Адам прикрыт фиговым листом, а Ева — листьями винограда, символизирующими плодородие и плотскую страсть. В Китай виноград был завезен в 126 г. до н. э. С тех пор виноградная лоза появляется в китайском искусстве: в обрамлениях картин либо на обороте бронзовых зеркал; иногда, вероятно, под влиянием эллинских образцов, в центре изображается морской конек — гиппокамп. В европейском классическом искусстве виноградная лоза символизирует осень, одно из четырех времен года, а изображение сбора винограда — месяц сентябрь. Гроздь винограда с символическим смыслом может присутствовать в изображениях Девы Марии. Богоматерь как София, Премудрость Божия, также сравнивается с виноградной лозой. Изображениями виноградных листьев покрыты капители романских и готических соборов; это характерный мотив каменных рельефов, деревянной
резьбы, чеканки по металлу, росписи витражей европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Тот же мотив встречается на римских саркофагах и в росписях катакомб периода раннехристианского искусства. В аллегориях эпохи Барокко есть композиция, представляющая виноградную лозу, обвитую вокруг вертикального шеста, с латинской надписью: «exspectatio» или «exspectabo», что означает «напряженное ожидание, предвидение, опасение». Такая композиция трактуется как эмблема Искупления, ожидание Спасителя, Мессии. Виноградная гроздь — атрибут Св. Викентия Сарагосского, покровителя виноградарей.