Кендлер Йоганн Иоахим (Johann Joachim Kändler, 15.06.1706, Фишбах, Саксония,—18.05.1775, Мейсен) выдающийся
немецкий скульптор-модельер.
С 1731 года модельер фарфоровой мануфактуры в
Мейсене, с 1733 года руководитель модельной мастерской. С 1723 года Кендлер учился и работал в Дрездене у скульптора королевского двора
Иоганна Бенджамина Тома (Johann Benjamin Thomae, 1662–1751) и в течение данного периода принимал участие в оформлении дворца-резиденции
«Грюнес Гевёльбе» ( Grünes Gewölbe — дословно Зелёный свод, чаще Зелёные своды). В 1730 году он был назначен придворным скульптором при дворе курфюста саксонского
Фридриха Августа I, а через год модельером на королевскую фарфоровую мануфактуру в Мейсене. Первоначально Кендлер работал под руководством скульптора-модельера
И. Г. Кирхнера, а после его отставки в 1733 году стал руководителем модельной мастерской. Под его началом работали пятьдесят скульпторов. С именем Кендлера связана эпоха в развитии европейского художественного фарфора, рождение оригинального авторского стиля и своеобразного жанра мелкой фарфоровой пластики. Вначале Кендлер декорировал обычные изделия орнаментом типа плетенки, рокайлями и накладными скульптурными деталями. Особенно прославились изделия, сплошь покрытые мелкими лепными цветочками. Заслуги Кендлера велики как в „чистой" скульптуре, так и в области формования и пластического декорирования посуды. Работая в первом из этих направлений, он создал в стиле барокко ряд крупных, до одного метра высотой, скульптур апостолов и святых и столь же больших фигур животных и птиц. Самые ранние
фарфоровые статуэтки работы Кендлера — жеманные женские фигурки — получили название «кринолиновых» из-за широких юбок. Великолепны
небольшие фигурки в стиле рококо (1740-1756) для украшения будуаров и в качестве декоративных дополнений к столовым сервизам. В основном, это были галантные и придворные сцены, фигуры актеров, танцовщиц, крестьян, пастухов, китайцев и китаянок, ремесленников и торговцев, солдат и разбойников, продавцов птиц и охотников, аллегорические фигуры и мифологические сюжеты. Кендлер разработал ряд скульптурных серий и композиций, которые затем не только прочно вошли в ассортимент большинства немецких фабрик, но и перешагнули границы других стран и вот уже два века продолжают выпускаться многими производителями фарфора. В 1741-1744 гг. Й. Кендлером и его помощником
Питером Рейнике (1715—1768) по гравюрам Ф. Жуллена с рисунков
Ш.-А. Куапеля, а также по мотивам гравюр
Жака Калло была создана серия фигурок на темы традиционного итальянского театра масок
Коммедиа дель Артe. B серию вошли забавные фигурки
Арлекина, Доктора,
Коломбины,
Скарамуша и др.. В 1765 году на мануфактуре выпускали серию из 23 пар фигурок «Дети-садовники», а вслед за ней — «Дети-комедианты». Увлечения восточной экзотикой отразились в серии Кендлера и Рейнике «Народы Леванта» (ок. 1750 г.), которую составили скульптурки турок, негров, персов. Далее следовали «Времена года», «Пять чувств», «Четыре части света», шуточная «Обезьянья капелла» (1745—1753).
Наиболее знаменитыми изделиями Кендлера являются роскошные многопредметные сервизы, состоящие из скульптурно смоделированных изделий. Самые известные из них: „
Лебединый сервиз" для графа Брюля, сервиз для графа Сулковского, сервиз с рельефным цветочным орнаментом для И. Гоцковски. В 1745 году по заказу русской императрицы Елизаветы Петровны был изготовлен „
Андреевский сервиз", получивший свое название от высшей русской награды и хранящийся ныне в
Эрмитаже (С.-Петербург). На каждом предмете этого сервиза изображены знак ордена - косой андреевский крест и российский герб - двуглавый орел. Все сервизы характеризует идеальное сочетание промоделированной формы с накладными пластическими украшениями-цветами, фигурами, лебедями, дельфинами. В состав крупных сервизов, как правило, входили скульптурные группы, не имевшие утилитарного назначения и являвшиеся настольными украшениями. Кендлер разработал также отделку тарелок плетенкой в плоском рельефе. Именно Кендлер заложил основы мейсенского пластического стиля, для которого характерны грациозность и жизнерадостность. В период работы Кендлера на мануфактуре, а именно, в конце 1730-х-начале 1740-х годов рождаются знаменитые мейсенские Zwiebelmuster -
„луковичный узор" (стилизованный гранат, напоминающий луковицу) и узор Strohblumenmuster ,,сухоцвет" (иммортель, бессмертник), которые до сих пор живут на многочисленных европейских заводах. В 1772—1774 гг. по заказу российской императрицы
Екатерины II на Мейссенской мануфактуре создавали фигуры настольного украшения (сюрту де табль), прославляющие победы России в русско-турецких войнах 1768—1774 гг. В 1770 году Кендлер создал фигуру Екатерины II верхом на коне, в зеленом мундире Преображенского полка (по живописному портрету работы В. Эриксена). Помощниками Кендлера помимо П. Рейнике были талантливые модельеры
Й. Ф. Эберлайн (1696-1749) и
Ф. Э. Майер (1723-1785). Но именно Кендлеру принадлежит заслуга создания жанра мелкой фарфоровой пластики, который стал затем традиционным для всех европейских мануфактур. Белоснежная фарфоровая масса в соединении с яркой миниатюрной росписью и блеском глазури, смягчающей чрезмерно жесткие и мелкие детали в полном согласии с камерной эстетикой «галантного века», позволила выработать особые приемы обобщения, стилизации, игры. Но талант Кендлера не позволил ему перейти грань от подлинно художественной стилизации с элементом шутливого гротеска к слащавой манерности, которой грешат многие работы его последователей в этом жанре. Все произведения Кендлера, Райнике, Эберлайна — образцы тонкого вкуса, исполненные легко, с иронией и игрой, свойственными подлинному Рококо. В истории художественного фарфора эти произведения остались непревзойденными. Как истинный художник Кендлер парадоксален. Будто наперекор своему призванию он стремился к монументальной скульптуре. Проектировал надгробия и памятники, задумал создать конную статую саксонского курфюрста Августа в натуральную величину из фарфора. Из этой затеи Кендлеру удалось выполнить только голову курфюрста — подлинный шедевр портретной скульптуры. Однако в середине XVIII столетия в связи с веяниями неоклассического стиля произведения Кендлера в меньшей степени отвечали духу времени. Выразителем новой эстетики стал французский скульптор-модельер
Мишель-Виктор Асье (1736-1795), работавший в Мейссене с 1764 г.