ПСИХЕЯ (лат. Psicheia, от греч. psyche — «душа, дыхание, жизнь, дуновение») — в античной мифологии — олицетворение души как дуновения, дыхания жизни. Дыхание человека связывали с ветром, вихрем, крылатыми существами. Душу умершего во многих древних культурах представляли в виде порхающей белой бабочки. Поэтому и Психею, в поздней античности—эллинистическом и римском искусстве — стали изображать в образе молодой девушки с крыльями бабочки за спиной. Особенную популярность образ Психеи в искусстве приобрел после сказки об «
Амуре и Психее», сочиненной древнеримским писателем
Апулеем (ок. 125 — ок. 170 гг. н. э.). Этот сюжет является вставным эпизодом в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» (IV, 28-30; V; VI, 22-24). История Амура и Психеи представляет собой аллегорию странствия человеческой души (Психеи), жаждущей слиться с любовью (
Амур, в греческой версии —
Эрот). Психея в своей земной жизни отличалась неземной красотой и из-за этого навлекла на себя гнев богини любви
Венеры (
Афродиты), которая наказала своему сыну Амуру ранить сердце Психеи стрелой любви к отвратительному дракону. Но Амур сам влюбился в Психею и, нарушив волю матери, воспользовался помощью ветра
Зефира, который перенес Психею в укромное место, в пещеру под скалой, и стал приходить к красавице каждую ночь. Психея была счастлива, но ее терзало одно условие: она никогда не должна видеть лица своего возлюбленного (дабы не нарушить запрет могущественной богини любви). Однако любопытство взяло верх. Однажды ночью, когда утомленный Амур уснул, Психея осветила ложе масляным светильником и увидела, что ее возлюбленный — сам крылатый бог любви. Когда Психея наклонилась, чтобы получше его рассмотреть, капля раскаленного масла из лампады упала на плечо Амура, он проснулся от боли, понял, что произошло, и улетел навсегда. Психея могла вернуть свою любовь, только пройдя множество испытаний, среди которых требовалось сойти в подземное царство за живой водой. И Психея снова обрела Амура, а
Юпитер дал разрешение на брак и примирил влюбленных с Венерой. «Свадьбу Амура и Психеи» изображали на рельефах римских саркофагов, на
мозаиках и
фресках. В Средневековье и эпоху Возрождения античного Амура чаще именовали Купидоном (от лат. cupiditas — «страсть, влечение»). В ренессансном искусстве популярность приобрел назидательный сюжет «Свадьба Купидона и Психеи», который использовали в свадебных аллегориях, росписях кассоне и тарелей итальянской майолики. Мораль сводилась к тому, что только соединение любви земной (Психеи) и небесной (Амура) позволяет смертным достигать божественных высот. Античная группа «Амур и Психея» хранится в Капитолийском музее в
Риме — римская мраморная реплика II в. до н. э. с греческого оригинала, в свою очередь имеющая множество повторений. Эпизоды истории Амура и Психеи изображены на фризе «Салона» первого этажа виллы Фарнезина в Риме (работа учеников
Рафаэля, 1514—1515). Скульптурная группа, изображающая
мифологический персонаж Психею с лампадой, тайно рассматривающую Амура, работы
Джулио Картари, итальянского скульптора школы
Дж. Л. Бернини, установлена в Летнем саду в Петербурге. Композицию, близкую к античной, несколько раз в 1790—1796 гг. повторял
А. Канова. В эпоху увлечения в России стилем «неогрек», или «помпеянским», граф Ф. П. Толстой выполнил в линеарной манере «очерком» стилизованные под античность иллюстрации к сентиментальной повести в стихах И. Богдановича «Душенька» («Психеюшка»). Художник работал над иллюстрациями в течение многих лет. Ко времени их окончания сентиментализм вышел из моды, альбом с иллюстрациями графа Толстого лежал нераспроданным на складе Академии художеств и «в 60-х годах продавался за полцены».