Хендрик Голциус (Hendrick Goltzius, 1558, Мюльбрехт — 1617, Харлем) - голландский гравер, рисовальщик и живописец. Учился у
Д. Корнхерта. С 1577 года жил в Харлеме. Был членом местной гильдии св. Луки, имел собственную гравировальную мастерскую, выполняя многочисленные гравюры по рисункам нидерландских художников. В 1583 году вместе с
К. ван Мандером и
К. Корнелиссеном ван Харлемом образует профессиональное содружество — так называемую «Харлемскую академию». Важную роль в творчестве Голциуса сыграло его знакомство с рисунками
Б. Спрангера. До 1600 года работал исключительно как график, снискав европейскую известность своими эстампами и сериями гравюр (итальянцы называли его «Юпитером искусства»). К шедеврам позднего нидерландского маньеризма принадлежат также рисунки Голциуса, в частности уникальный по размерам рисунок из собрания
Государственного Эрмитажа (219 х 163 см) «Вакх, Венера и Церера» (1606), выполненный пером на загрунтованном холсте. В 1590 году уезжает в Италию; посещает Болонью,
Венецию,
Флоренцию, Неаполь, живет в
Риме. В конце 1591 года возвращается на родину. Под впечатлением античных памятников и итальянского искусства складывается его новая, ориентированная на классику манера. С 1600 года Голциус почти полностью посвящает себя живописи. Пишет картины на христианские и мифологические сюжеты довольно большого формата, с фигурами в натуральную величину, а также портреты.
Произведения: «Сотворение мира» (серия гравюр, 1587-1588); рисунки к «Метаморфозам» Овидия (изданы в 1590, музеи Амьена, Безансона и Гамбурга); «Сцены из жизни Марии» (серия гравюр, 1593-1594); «Портрет Яна Говертсена, собирателя раковин» (1603, Роттердам, Музей Бойманс — ван Бейнинген); «Сусанна и старцы» (1607, Дуэ, Музей); «Адам и Ева», «Крещение» (оба — 1608, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Благовещение» (1609, Москва, ГМИИ); «Меркурий», «Минерва», «
Геркулес» (все — 1611, Харлем, Музей Франса Халса); «Юпитер и Антиопа» (1616, Париж, Лувр); «Христос в терновом венце» (Утрехт, Центральный музей).