ОРФЕЙ (греч. Orpheus — «Исцеляющий светом» от финикийск. aour — «свет» и rоphae — «исцеление»; либо от греч. ophis — «змея», т.е. «Сын реки», поскольку змея олицетворяет воду) — в древнегреческой мифологии — сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Брат певца Лина, певец и музыкант, наделенный магической силой, которой подчинялась природа. Орфей участвовал в походе аргонавтов, игрой на формиге он усмирял волны. Когда жена певца, прекрасная Эвридика, умерла от укуса змеи, Орфей отправился за ней в царство мертвых. Покоренный игрой Орфея, владыка подземного царства
Аид пообещал вернуть Эвридику на землю при одном условии — Орфей не должен оборачиваться назад, пока не приведет жену в свой дом. Охваченный тоской, Орфей не удержался, обернулся, и Эвридика исчезла навсегда. Орфей поклонялся богу солнца Гелиосу, называя его
Аполлоном, и не почитал
Диониса. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад, которые растерзали его и разбросали части тела Орфея по земле. Их собрали и погребли музы. Смерть музыканта оплакивали птицы, звери, леса, камни и деревья. В позднейших версиях мифа Орфея считали сыном солнечного бога Аполлона и музы Каллиопы, таким образом, легендарный музыкант олицетворял гармонию, светлое, разумное аполлоновское начало в искусстве. В VI веке до н. э. в Греции сложилось учение «орфиков», считавших Орфея основателем мистерий. Орфей, в этой версии,— дорийский жрец, который получил образование и посвящение в Великие мистерии в Египте. Орфей установил первенствующее значение культа
Зевса во Фракии и Аполлона в Дельфах. Он преобразил древний культ Вакха (простонародного божества) в мистерии Диониса и Аполлона. В этих мистериях Дионис становится символом божественного духа. Согласно философии орфизма, люди состоят из двух противоположных начал — доброго и злого. В мистериях происходит очищение души, приобщение ее к благому началу. Музыка Орфея символизирует блаroe начало, мировую идею. Семь струн лиры Орфея (инструмент Аполлона) означают семь элементов мировой гармонии, а появление певца в этом мире есть рождение благой идеи (ее символизирует Аполлон), которая раскрывается человеческой душе через музыку (Каллиопу). Орфики создали собственную теогонию (учение о происхождении богов). Согласно их учению, до того как миром стал править Кронос, на заснеженной горной вершине (свидетельство северного или восточного происхождения теогонии) обитал гигантский змей — Офион (греч. ophis — «змея»). Змей обвил своим телом «космическое яйцо» (символ, позднее заимствованный алхимиками). Яйцо, обвитое змеей,— образ космоса, охваченного творящим Духом. Но яйцо это также зародыш человека, а змея — мудрость Посвященных в мистерии; когда скорлупа разбивается, происходит подлинное рождение человека. В мистериях духовное рождение олицетворял Фанес (греч. Phanes — «Светлый, сияющий») — орфическое божество, появившееся из яйца, брошенного в воды мирового океана. В эллинистическое время Фанеса изображали в виде прекрасного юноши и отождествляли с Зерваном и Митрой. В Средневековье
мифологический персонаж Орфей олицетворял теологию, извлекающую душу человека из мрака невежества, а образ Орфея-музыканта отождествляли с библейским царем Давидом, сочинителем псалмов. Музыка Орфея-Давида — божественная красота, истина церковного учения. Орфея, играющего на лире, в окружении зверей, которые пришли послушать его игру и пение, изображали на античных
мозаиках, в росписях Помпеи, на вазах. В искусстве XVI—XVII вв. античного музыканта представляли в образе бога Аполлона, как олицетворение изящных искусств, и даже играющим на виоле. В эпоху Итальянского Возрождения пьесу «Орфей» написал А. Полициано. На сюжет истории Орфея и Эвридики писали музыку К. В. Глюк (опера «Орфей и Эвридика», 1762), К. Монтеверди (опера «Орфей», 1607), создавали картины Тинторетто,
П. Рубенс.