ОДИССЕЙ (греч. Odysseos от odyssomai — «гневаюсь»; лат. Ulixes от греч. диалект. Olysseus, Ulixeus) — в древнегреческой мифологии — царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи (у римлян —
Улисс). По некоторым вариантам мифа,
мифологический персонаж Одиссей — сын Сисифа, который соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом. Отцом Антиклеи был Автолик (сын
Гермеса), ловкий разбойник, обманщик и плут. Отсюда наследственная хитрость Одиссея. Происхождение его имени, в свою очередь, указывает на человека, постоянно испытывавшего гнев богов. Прозвание Одиссея — Полимётис (греч. Polymetis — «Многоумный, хитрый» от poly — «много» и metis — «мысль»). Вероятно, вначале этот персонаж древних мифов не был связан с эпизодами
Троянской войны, хотя как воин выступал «разрушителем городов» — Персептолисом (греч. Perseptolis — «Разрушитель городов»). Включение мифов об Одиссее в Троянский цикл на рубеже VIII—VII вв. до н. э. связывают с именем
Гомера, автора поэмы «
Илиада» (ок. 730 г. до н. э.). Существует версия о том, что «Одиссея» оформилась позднее в творчестве другого, неизвестного поэта. В основу сюжета «Одиссеи» положены три мотива: кораблекрушение, возвращение героя домой и встреча не знающих друг друга отца и сына. Хитроумный Одиссей, которому помогала сама богиня
Афина (покровительница всех мастеров и умельцев), сыграл основную роль во взятии Трои (Троянский конь), но, ослепив одноглазого великана Полифема, сына морского бога
Посейдона, он навлек на себя гнев властителя морей. Соперничество богов — Афины и Посейдона — отражается на судьбе героя, в его долгой борьбе со стихией. После нападения на его флот гигантов лестригонов Одиссей попадает на о. Эя к волшебнице Кирке, превратившей его спутников в свиней, и только благодаря чудодейственному корню моли (мандрагора) Одиссею удается спастись. Покинув остров, Одиссей и его спутники из-за губительного пения сирен чуть было не погибли в узком проливе между Скиллой и Харибдой. После потери спутников в кораблекрушении Одиссей спасается на острове Огигия, но
нимфа Калипсо удерживает его на острове семь лет. Снова попав в бурю, которую обрушил на него Посейдон, обессилевший Одиссей добирается до берега, где его находит царская дочь Навсикая. Вернувшись домой, Одиссею с помощью сына
Телемаха удается победить женихов, осаждавших его жену
Пенелопу, которая все это время не теряла надежду на спасение Одиссея. Основное содержание сказаний — противоборство «хитроумного», сообразительного героя с древним, страшным миром великанов, людоедов, хтонических чудовищ и коварных волшебниц. Богиня Афина ведет своего любимца к победе вопреки всем козням Посейдона, но и Одиссей обнаруживает столь неожиданные для традиционной мифологии интеллектуальные качества, что боги начинают опасаться: «Если они не вернут домой Одиссея, он вопреки судьбе вернется сам». Идею возвращения домой трактуют и как испытание выбором: погибнуть в водах Океана (победа стихии) или обойти все препятствия (что противоречит традиционной роли героя). Отсюда неправдоподобно долгое плавание Одиссея (десять лет). По иной версии, «Одиссея» представляет собой рассказ о круговороте Вселенной и странствии души по разным мирам, что отражает античную идею замкнутого пространства и времени. Столь грандиозные масштабы космогонии возникли в истории искусства еще лишь раз, в эпоху проторенессанса. Значение «Одиссеи» можно сопоставить и с философским смыслом евангельских повествований о земной жизни Христа, породивших богатейшую иконографию.