Самая знаменитая картина
Дрезденской картинной галереи (Галерее старых мастеров)— «
Сикстинская мадонна» (масло, 270*201 см)
Рафаэля Санти, написанная в 1513—1514 годах по заказу папы Юлия II для алтаря церкви Святого Сикста в честь победы над французами в горороде Пьяченце. Приобретена в 1754 году и является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса. Она изображает чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Слева от
Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор святая Варвара легко парит в облаках. Благочестивый образ Мадонны хранит двойной смысл: босые ноги и бедная одежда подчеркивают человеческое в облике Святой Девы, тогда как парение в заоблачных сферах и взирающие на нее херувимы напоминают о ее роли матери Спасителя. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Фонфорина. Впереди, облокотившись на рампу, подперев пухлыми ручонками головы, стоят два мальчика-ангелочка с крылышками, как у бабочек, и смотрят вверх отрешенными, безразличными глазами. Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у
Леонардо да Винчи, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии.