МИНОТАВР (греч. Minotauros — «Бык Миноса», др.–греч. Μ
ῑνώταυρος) — в древнегреческой мифологии — чудовище, человекобык, рожденный Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на о. Крит богом морей
Посейдоном (вариант: от самого Посейдона). Царь критян Минос (от егип. M’nes), согласно мифу, рожден от
Зевса Астерия («Звездного») и
Европы. Предполагается, что Минос — собирательный образ, связанный с почитанием неба (возможно, под влиянием египетского культа быка Аписа и усеянной звездами небесной коровы Хатор). Миноса на Крите, так же как и Зевса, почитали в образе быка, отсюда и легенда о Минотавре. Для Минотавра искусный мастер Дедал построил лабиринт. После того как сын Миноса был убит марафонским быком в Аттике на состязаниях, Минотавр потребовал от афинян страшной дани: раз в девять лет приносить ему на съедение семерых юношей и семерых девушек из лучших семей (в ином варианте — ежегодно). Герой Тесей сумел убить чудовище и выбраться из лабиринта с помощью нити, подаренной ему влюбленной в него царской дочерью Ариадной. В мифе о Минотавре отразились древнейшие верования и зооморфные представления о небесном, морском и подземном мирах. На
монетах г. Кносса на Крите изображалась фигура человека в маске быка (такие маски с рогами и жертвенники в форме бычьих голов находят археологи) и с привязанным сзади хвостом. На реверсе (оборотной стороне) — свастика, знак Солнца. Встречаются изображения Минотавра, усеянного звездами. На краснофигурном килике мастера Дуриса из собрания Британского музея в
Лондоне тело Минотавра покрыто множеством изображений глаз, как у Аргоса. Изображения глаз трактуются как звезды. Согласно античным легендам, Минос был определен судить души умерших в подземном царстве. Данте в «Божественной комедии» показывает Миноса встречающим грешников во втором круге Ада, своим змееподобным хвостом обвивающим «столько раз вокруг тела», сколько кругов Ада предназначено несчастной душе (Ад, V, 1—20). Этот образ воспроизвел
Микеланжело в нижней части фрески «
Страшный суд» в
Ватикане (1536-1541) (рис. 430), изобразив под видом адского персонажа папского церемониймейстера Бьяджьо да Чезана, заявившего, что произведение Микеланжело достойно бани или трактира, но не ватиканской капеллы.