КЕНТАВР, КЕНТАВРЕССА, ЦЕНТАВР (греч. kentauros — «убивающий быков», лат. centaurus; от греч. kentron — «жало, стрекало, которым погоняют скот» и tauros — «бык») — в древнегреческой мифологии — дикие существа, полукони-полулюди. Рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле
Зевса облик его супруги
Геры, на которую покушался Иксион.
Гомер называл «кентаврами» племя фессалийцев, скотоводов (отсюда название «убивающие быков»), упоминая о них как о «диких животных». Возможно, что греки, увидав варваров, которые пасли свои стада, сидя верхом на лошадях, создали образ человека-коня, у которого нижняя часть принадлежит животному, а верхняя, торс и голова, — человеку. Точно так же, увидав впервые конных воинов, эллины посчитали их единым существом (ахейцы использовали коней, запрягая их в колесницы, бой они вели в пешем строю. Согласно мифам, кентавры отличались буйным нравом, они злы, похотливы, как кони, кроме того, унаследовали развратность своего отца Иксиона. Исключение составляет мудрый
кентавр Хирон, сын Кроноса и океаниды Филиры, учитель Диоскуров, Тесея, Ясона, маленького Ахилла. Его позднейшее прозвание — «геминус» (лат. geminus — «двуобразный»). После того как
Геракл победил кентавров, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Их покровителем стал
Посейдон (отсюда, отчасти, прозвание «Посейдон Гиппий» — «Конный»). От кентавра и «магнесийских кобылиц» произошли близкие им существа — гиппокентавры. В античной литературе сохранилось свидетельство о картине древнегреческого живописца Зевксиса (420—380 гг. до н. э.) «Семья кентавров», на которой была изображена кентавресса, кормящая двух детенышей. Картина погибла при кораблекрушении (описание ее повторения дано Лукианом). В сочинении Филострата «Картины» прекрасные кентавриды сравниваются с амазонками: «Как красивы эти женщины-кентавриды даже в их лошадином образе! Одни из них срослись с телами белых коней, другие соединились с золотисто-рыжими... С телом вороного коня срослась белая кентаврида». В античном и эллинистическом искусстве преобладал «классический тип» изображения кентавра—с торсом человека и туловищем коня. В одной руке кентавр держит лук или булаву, в другой — щит, иногда — убитого зайца («кентавр-охотник»). Кентавры вместе с сатирами и вакханками изображаются в свите бога виноделия
Диониса, тут же происходят оргии кентавров и кентавресс. Кетавр-апотропей («отвратитель бед») борется со змеей. Этот тип изображения позднее видоизменился в эмблему: «Сила должна соединяться с мудростью». В такой эмблеме кентавр одной рукой держит лук (символ силы), а другой — коронованного змея — василиска (символ мудрости). В искусстве Византии встречаются изображения кентавра с женским лицом и в короне, рядом с птицами —
сиренами. Образы крылатых кентавров известны в искусстве Армении, Сирии, Персии, Дагестана. Предполагается, что причиной появления таких «геминусов» является слияние образов греческого кентавра и сказочного существа мусульманского искусства — крылатого коня Аль-Борака, на котором пророк Мухаммад в одном из своих видений вознесся на небо. В Средневековье появилась еще одна разновидность «геминуса» —
гиппопод, или
иопод (греч. hiрpopodes — «лошадиноногий») — фигура человека с конскими копытами, схожая с сатиром. В Капитолийском музее в Риме экспонируются две скульптуры кентавров, выполненные из темно-серого полированного мрамора. Они обнаружены при раскопках виллы римского императора Адриана в Тиволи, считаются работой греческих мастеров II в. до н. э.. Девятый зодиакальный знак созвездия Стрельца с глубокой древности изображали в виде кентавра (образ крылатого кентавра с луком и стрелой в руках встречается в искусстве древней Месопотамии). Стрелец считается мужским, активным знаком, располагающим к гармонии тела и ума и способствующим дару пророчества. Древние греки увидели в рисунке этого созвездия кентавра Хирона и приписали ему изобретение небесной сферы (прибора для изучения звездного неба). Хирона считали учителем врача Асклепия, знатоком целебных трав (латинское название растения «золототысячник» — сепtaurium — произошло от слова «кентавр»). Изображение Стрельца, целящегося из лука в звезды, стало символом духовных устремлений и амбиций существа, выходящего из животного состояния. Однако в Средневековье кентавр по большей части считался существом низменным, не преодолевшим свою животную природу, олицетворением порока и противопоставлялся рыцарю — символу благородства. В раннехристианском «Физиологе» кентавр трактуется как символ еретика, знающего истину, но умышленно ее искажающего, — олицетворение двойственности (отсутствует в славянском варианте текста). Античные кентавры являются персонажами «Божественной комедии» Данте (Ад, ХII: 52—99), отчего данную главу называют «Песнью кентавра». Выдающийся живописец раннего Итальянского Возрождения
Сандро Боттичелли написал картину «Минерва, укрощающая кентавра». В картине легко прочитывается аллегория : богиня мудрости, покровительница наук и искусств
Афина (у римлян —
Минерва) приручает свирепого кентавра. В другом произведении Боттичелли в одном из рельефов, изображения которых заполняют фон загадочной картины, также показал кентавра (на его спине сидит
Эрот — реплика античной скульптуры), которого ведет, связав ему руки, женщина в длинных одеждах. Подобные аллегории, разработанные в эпоху Возрождения, положили начало «кентавристике» — науке, изучающей двойственную природу человека. Еще одно близкое сказочное животное — ихтиокентавр.