ФЛОРА (лат. Flora — «Цветущая» от flos — «цветок») — древнеримская богиня растительности, цветения, весны. Отождествлялась с древнегреческой Хлоридой. Культ богини Флоры ввел сабинский царь Татий (Tatius), современник Ромула (середина VIII века до н. э.). Храм богини находился на Квиринальском холме, новый в 238 году до н. э. построили рядом с Циркус Максимус. Празднества в честь богини — Флоралии (Floralia) — в Древнем Риме проводили весной (28 апреля—3 мая). В эти дни женщины и мужчины украшали себя венками из цветов и предавались оргиям. Флору изображали в образе молодой девушки, разбрасывающей цветы, иногда с тирсом в руках или с рогом изобилия. Ее прозвание — Анфёя («Цветущая»). В эпоху проторенессанса поэт
Дж. Боккаччьо (1313—1375) в сочинениях «О знаменитых женщинах» и «Генеалогия богов» изложил версию древнеримского поэта
Овидия (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.). Флора была богатой римской куртизанкой, оставившей значительное состояние римскому народу и завещавшей чтить ее память играми и торжествами. Для того чтобы люди позабыли непристойное происхождение этих игр, римский Сенат распространил легенду о нимфе Флоре, вышедшей замуж за
Зефира, бога теплого, весеннего ветра, который и сделал ее властительницей цветов. С этой легендой был знаком выдающийся живописец Итальянского Возрождения
Сандро Боттичелли,
который, отталкиваясь также от строк поэм Лукреция и А. Полициано, изобразил богиню цветов в знаменитой картине «
Аллегория Весны». Имя Флоры ассоциируется с названием города
Флоренция, поэтому в ренессансных и барочных декоративных росписях аллегорическую фигуру Флоренции иногда представляют в образе богини цветов. Живописец французского Классицизма
Николя Пуссен (1594-1665) помимо знаменитой картины «
Царство Флоры», в которой соединены многие античные сюжеты и
мифологические персонажи, написал картину «
Триумф Флоры». Богиня восседает на триумфальной колеснице, влекомой двумя амурами. Фигуры картины с их атрибутами восходят к «Метаморфозам» и «Фастам» Овидия, но замысел оригинален. Процессию возглавляет богиня
Венера, танцующая с амурами, она увенчана белыми и алыми розами. За ней — Адонис с копьем на плече, на голове и в руках у него
цветы (анемоны или горицветы), далее —
Гиацинт. Аякс в полном воинском облачении подносит Флоре цветы на своем щите. Позади процессии — Нарцисс с корзиной цветов на голове. На переднем плане картины показана нимфа Клития, собирающая гелиотропы. Известностью также пользуется античная статуя богини Флоры, так называемая Флора Фарнезе. Как считалось ранее, найдена вместе с
Гераклом Фарнезским в руинах терм Каракаллы в
Риме, хранилась в Палаццо Фарнезе, ныне — в неаполитанском музее. Бронзовая реплика статуи вместе с репликой статуи Геракла по моделям русского скульптора Ф. Г. Гордеева в 1788 году украсила пилон лестницы «Камероновой галереи в Царском Селе близ Петербурга. В 1799 году распоряжением императора Павла I обе статуи перевезли в Петербург и установили перед северным фасадом Михайловского замка. Позднее, в 1808 году, статуи вернули в Царское Село, на их место поставлены гипсовые копии (в 1997 г. заменены новыми бронзовыми отливками). В образе Флоры многие художники изображали светских красавиц и знаменитых куртизанок. Известны картины
Тициана. Великий
Рембрандт написал в образе Флоры любимую жену Саскию. Слово «флора» используют также для обозначения растительного мира, определенного набора цветов и растений, характерных для данной местности или времени года. Отсюда термины: флорализм, флореальный (растительный) орнамент.