Флора

ФЛОРА (лат. Flora — «Цветущая» от flos — «цветок») — древнеримская бо­гиня растительности, цветения, весны. Отождествлялась с древнегреческой Хлоридой. Культ богини Флоры ввел сабинский царь Татий (Tatius), совре­менник Ромула (середина VIII века до н. э.). Храм богини находился на Квиринальском холме, новый в 238 году до н. э. построили рядом с Циркус Максимус. Празднества в честь богини — Флоралии (Floralia) — в Древнем Риме проводи­ли весной (28 апреля—3 мая). В эти дни женщины и мужчины украшали себя венками из цветов и предавались оргиям. Флору изображали в образе молодой де­вушки, разбрасывающей цветы, иногда с тирсом в руках или с рогом изобилия. Ее прозвание — Анфёя («Цветущая»). В эпо­ху проторенессанса поэт Дж. Боккаччьо (1313—1375) в сочинениях «О знамени­тых женщинах» и «Генеалогия богов» изложил версию древнеримского поэта Овидия (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.). Фло­ра была богатой римской куртизанкой, оставившей значительное состояние римскому народу и завещавшей чтить ее память играми и торжествами. Для того чтобы люди позабыли непристойное происхождение этих игр, римский Сенат распространил легенду о нимфе Флоре, вышедшей замуж за Зефира, бога тепло­го, весеннего ветра, который и сделал ее властительницей цветов. С этой леген­дой был знаком выдающийся живописец Итальянского Возрождения Сандро Бот­тичелли,  который, отталкиваясь также от строк поэм Лукреция и А. Полициано, изобразил богиню цветов в знаменитой картине «Аллегория Весны». Имя Флоры ассо­циируется с названием города Флоренция, по­этому в ренессансных и барочных декора­тивных росписях аллегорическую фигуру Флоренции иногда представляют в об­разе богини цветов. Живописец французского Клас­сицизма Николя Пуссен (1594-1665) помимо знаменитой картины «Царство Флоры», в которой соединены многие античные сюжеты и мифологические персонажи, написал картину «Триумф Флоры». Богиня восседает на триумфальной колеснице, влекомой двумя амурами. Фигуры картины с их атрибутами восхо­дят к «Метаморфозам» и «Фастам» Ови­дия, но замысел оригинален. Процессию возглавляет богиня Венера, танцующая с амурами, она увенчана белыми и алыми розами. За ней — Адонис с копьем на плече, на голове и в руках у него цветы (анемоны или горицветы), далее — Гиацинт. Аякс в полном воинском облачении подносит Флоре цветы на своем щите. Позади про­цессии — Нарцисс с корзиной цветов на голове. На переднем плане картины по­казана нимфа Клития, собирающая гели­отропы. Известностью также пользуется античная статуя богини Флоры, так на­зываемая Флора Фарнезе. Как считалось ранее, найдена вместе с Гераклом Фарнезским в руинах терм Каракаллы в Риме, хранилась в Палаццо Фарнезе, ныне — в неаполитанском музее. Бронзо­вая реплика статуи вместе с репликой ста­туи Геракла по моделям русского скуль­птора Ф. Г. Гордеева в 1788 году украсила пилон лестницы «Камероновой галереи в Царском Селе близ Петербурга. В 1799 году распоряжением императора Павла I обе статуи перевезли в Петербург и устано­вили перед северным фасадом Михай­ловского замка. Позднее, в 1808 году, статуи вернули в Царское Село, на их место по­ставлены гипсовые копии (в 1997 г. заме­нены новыми бронзовыми отливками). В образе Флоры многие художники изоб­ражали светских красавиц и знаменитых куртизанок. Известны картины Тициана. Великий Рембрандт написал в образе Флоры любимую жену Саскию. Слово «фло­ра» используют также для обозначения растительного мира, определенного на­бора цветов и растений, характерных для данной местности или времени года. Отсюда термины: флорализм, флореальный (рас­тительный) орнамент.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67