ЛОТОС (греч. lotos) — род многолетних земноводных травянистых растений. Известны греческий, или троянский, лотос, киренейский лотос (дерево, произрастающее в Северной Африке), египетский лотос, или «нильская лилия», — водяная кувшинка (лат. Nymphaea Nelumbo) с красивыми белыми либо розовыми цветами. Из черного лотосового дерева в древности вырезали вотивные фигурки и флейты, отсюда позднейшее латинское lotus в значении «флейта, свирель, нежная музыка». В Египте встречаются также голубые цветки лотоса (лат. Nymphaea caerulea). В индуистской мифологии творец мира Брахма рождается из цветка лотоса, выращенного из пупа сидящего в воде Вишну. Лотос считается символом Вселенной, он плавает в океане мироздания. Чашечка цветка уподобляется священной горе Меру, четыре лепестка лотоса — четырем частям света. Из лепестков лотоса возникают реки, горы, долины. С ростом тысячелепесткового золотого лотоса формируется Вселенная. В древности египтяне заметили, что цветки нильского лотоса распускаются при заходе Солнца и, закрываясь, погружаются в воду при его восходе. Днем цветок спит, а ночью просыпается. Это послужило основанием для посвящения цветка богу Солнца Ра. В египетском искусстве изображается младенец Осирис-Pa, сидящий на цветке лотоса, — символ рождения Солнца из мирового океана, смены дня и ночи, вечного рождения, умирания и воскресения. Лотос также — колыбель бога Гора (Хора), сына Осириса, и Нефертума. Богиня Исида, супруга Осириса, изображается на «лотосовом троне». Особо почитался красный лотос, «вышедший из огня». Из лепестков лотоса, нанизывая их на нити, женщины делали головные повязки, вплетали их в прически. Цветки лотоса опускали на лоб. На египетских монументальных росписях и рельефах видно, как на пирах гости держат в руках пучки лотосов; стеблями этого цветка обвивали сосуды с вином, и цветки свешивались по сторонам кувшина. Симметрично склоняющиеся цветки лотоса — характерный мотив египетского
орнамента. Розовый чашеобразный лотос воспроизводился в росписях алебастровых сосудов и имел священное значение. Цветки голубого лотоса чаще использовали в заупокойном культе. Лотос был символом Верхнего Египта, папирус — Нижнего. Их соединение — эмблема объединения Египта под властью фараонов, такие изображения встречаются в храме Амона в Карнаке. Лигатура — связка стеблей лотоса и папируса (перетянутых посередине узлом из стеблей), по-египетски «Сема-Тауи», — изображалась на боковых стенках трона египетских фараонов, ее можно видеть, в частности, на тронах Колоссов Мемнона — огромных статуй фараона Аменхотепа III. В искусстве древних хеттов, финикийцев, шумеров цветок лотоса символизировал смерть и возрождение и служил атрибутом погребальных культов. В то же время он означал жизнь и производящие силы природы. Если лотос изображали рядом с быком, он почитался в качестве солярного символа, рядом с коровой — лунного. Цветок лотоса изображали вместе со львом,
бараном,
лебедем, свастикой, змеей,
грифоном,
сфинксом. Как цветок египетской Исиды, богини-матери, лотос заимствовали эллины в качестве атрибута богини
Афродиты (у римлян —
Венеры). В форме лотоса делали колонны египетских и финикийских храмов, эта же форма придавалась сосудам, туалетным ложечкам,
светильникам, ювелирным украшениям из дерева, слоновой кости, «египетского фаянса», золота. Из корня и семян лотоса приготовляли лечебное вещество «неню-фар», откуда происходит французское название кувшинки, или водяной
лилии (nenuphar). В Греции белые
цветы лотоса посвящали нимфам, отчего возникло название «нимфея» (греч. nymphea). На санскрите белый лотос назывался Padma, голубой — Utpala. В культуре буддизма «закрытие цветка Padma и открытие Utpala определяет день и ночь на небесах». В буддийских легендах рассказывается, что, когда Будда достиг просветления под деревом Бодхи, он увидел своих собратьев по земной жизни в образе стеблей и бутонов лотоса: одних — погруженных в ил, других — выбирающихся на поверхность воды, третьих — начинающих цвести. Поэтому лотос в буддизме — символ чистоты и совершенства. Лотос вырастает из грязи, но сам остается чистым. Так и Будда, рожденный в земном мире, чист, как белый цветок лотоса. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — «лотосовом троне». Padmasana (санск., «поза лотоса»), со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Лотос — одно из «восьми сокровищ», и он начертан на стопах Будды. Изображение Будды, являющегося из пламени, называется «Жемчужиной лотоса», или «Сердцем лотоса». В Древнем Китае лотос — эмблема одного из «Восьми Бессмертных». Рассказывается также, что Пе Ан Фей танцевала на цветках водяной лилии, «сделанных из золотой фольги и рассыпанных на земле», отсюда выражение: «Каждый шаг заставляет лотос расти» и поэтические сравнения женской ноги с «золотой лилией» и «изгибом лотоса». В мистических учениях Востока лотос символизирует «духовное развертывание и достижение», результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды. Полностью раскрытый цветок лотоса изображается в виде геометризованной
розетки с семью, восемью или десятью лепестками-лучами. Это — «колесо непрерывного существования» и, одновременно, «чаша, водный символ женского начала природы». В добуддийской мифологии Китая лотос символизировал мужское начало природы, позднее - женское. Корень лотоса, скрытый глубоко под водой, — источник существования; коробочка с семенами — плодоносная сила творения; полностью раскрывшийся цветок — духовное совершенство. Будучи солярно-лунным, лотос является также андрогинным — самодостаточным символом. Стебель лотоса соотносят с осью мира, цветок — с мандалой, Майтрейей. Количество лепестков этого цветка обозначает чакры — вихри духовной энергии и ступени на пути к духовному совершенству. В символике индийских йогов чакры позвоночного столба изображаются в виде цветков лотоса. Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос. Китайское название лотоса (li’еn) звучит так же, как «обязывать» или «вести себя скромно». Поэтому изображение лотоса в традиционном искусстве Китая и Японии помимо общей символики имеет особенный подтекст — «пожелание счастья, благополучия и скромности». Таким же образом можно истолковывать изображения лотосов на дверях домов или столбы, колонны в виде стеблей и цветков этого растения.