ЛИЛИЯ (через нем. Lilie, из лат. lilium, греч. leipion, от др.-егип. hrrt — «бледный, белый») — род многолетних луковичных растений семейства лилейных с белыми, желтыми, оранжевыми или красными цветками. Встречается в странах Южной Европы, в Средиземноморье, на Кавказе. Столица древнего Элама город Сузы в Месопотамии, как предполагают, обязана своим названием этому цветку (др.-евр. shucham — «лилия»). От этого же корня происходит библейское имя Сусанна. На эмблеме персидских царей из рода Ахеменидов, завоевавших Сузы в 539 году до н. э., была изображена лилия. В Древнем Египте
цветы белых лилий —
лотосов — символизировали чистоту и невинность. Согласно иудейским преданиям, цветок белой лилии рос в Раю и даже после грехопадения праматери Евы остался чист, поэтому он почитается в качестве символа девственности и непорочности.
Капители колонн храма Соломона в Иерусалиме были «сделаны наподобие лилии». В крито-микенском искусстве встречается стилизованный цветок лилии. Предположительно цветок связан с культом Бритомартис (Артемиды), девственной богини. В древнегреческой мифологии появление белоснежной лилии объясняется историей «Происхождения млечного пути». Алкмена, родившая
Геракла от
Зевса, опасаясь мести ревнивой
Геры, спрятала младенца в кустарнике.
Афина, зная о божественном происхождении ребенка, привела к этому месту ничего не подозревавшую Геру, и та вскормила его своим молоком. Но будущий герой так укусил Геру, что она оттолкнула мальчугана, молоко брызнуло и образовало на небе млечный путь, а несколько капель, упав на землю, превратились в чудесные белые цветы. В античности и Средневековье белыми лилиями украшали голову невесты. Древние римляне цветок лилии почитали как символ надежды и изображали на монетах. Однако его отождествляли с другим цветком —
ирисом. Цветок лилии (или
ириса) считается символом чистоты Св. Девы Марии (
Мадонны) и святых дев благодаря белизне и нежному аромату. Лилия — цветок, ранее других расцветающий весной, поэтому является символом пришествия
Христа, Мессии. Итальянские художники с цветком белой лилии изображали
Архангела Гавриила в сценах «Благовещения Марии». Поэтической символике способствовал и стих библейской Песни Песней Соломона: «Я нарцисс Саронский, лилия долин!» (Песн. 2:1). Далее белоснежная лилия сравнивается с невестой. Однако название этого цветка (греч. krinon; лат. Flos campi) в переводе на английский язык (lily of the valley — «лилия долин») стало означать «ландыш». Живописцы Северного Возрождения заменяли редкую в их краях лилию ландышем либо ирисом (флам., франц. iris — «радужный»; сравн. Ирида). С лилией в руках представляют Св. Иосифа, обручника (мужа Марии), Иоанна Крестителя, Антония Падуанского, Доминика, Франциска Ассизского, Франциска Ксаверия, Филиппа Нери. Белоснежная лилия — атрибут святых Екатерины Сьенской, Клары, Евфимии, Схоластики, Цецилии. По одной из легенд, когда Иисус в ночь перед Пасхой молился в Гефсиманском саду, все цветы склонились перед Ним в знак сострадания и печали. Одна только лилия, возгордившись своей красотой, не склонилась. Но Иисус посмотрел на нее, и лилия, пораженная Его смирением и печалью, устыдилась — лепестки ее зарделись. С тех пор она стала красной. В европейском Средневековье цветок лилии приобрел геральдическое значение. Это связывают с легендой об обращении в христианство франкского короля
Хлодвига I (481—511) из династии Меровингов. В критический момент сражения с алеманнами, видя неминуемое поражение, король Хлодвиг обратился за помощью к христианскому Богу, крикнув: «Я верю в Тебя!» Тогда явился Ангел с белой лилией в руке и повелел ему сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обратили врагов в бегство. После этого, в 496 году, король вместе с приближенными принял крещение в Реймсе. С тех пор цветок лилии стал гербом династии Меровингов (ранее гербом было изображение пчелы). Считается также, что вначале этот цветок был красным. Именно такие красные лилии произрастали в долине речки Ли (Lys), впадающей в Шельду (Южная Фландрия), где одержал победу Хлодвиг. Его воины вернулись на родину в венках из этих цветов. В дальнейшем «цветок из долины Ли» (франц. Fleur de Lys) рассматривался в качестве символа Св. Троицы, и его название стали прочитывать как «цветок света», что подкреплялось латинским девизом: «Lux lucet in tenebris» («Свет сияет во тьме»). Лилию изображали в сиянии лучей, соединяя с монограммой «LUX» (лат., Свет) либо с «IHS» («Jesus Hominum Salvator» — лат., «Иисус Спаситель людей»). На некоторых средневековых изображениях можно видеть единорога, съедающего белую лилию, — эмблема духовной чистоты. Один из символов западного христианства — «Лестница Совершенства» (лат. Scala Perfectionis). Представляет собой изображение лестницы, уходящей в небо. На ее верхней ступени — Ангел либо «геральдическая лилия», «цветок света» (Fleur de Lys), и вифлеемская звезда. Эта эмблема восходит к иконографии «Лествицы Райской» и «Лестницы Иакова», ее аллегория прочитывается в стихах «Божественной комедии» Данте. В повести о Св. Граале французского поэта Кретьена де Труа (ок. 1180) рассказывается, как рыцарь Персеваль встречает в таинственном замке деву по имени Бланшефлёр (франц. Blanchefleur — «Белый цветок»). Она одета в белую сорочку, поверх которой — шелковая красная накидка. Персеваль «соединяется с ней в страсти... становится ее рыцарем... и может теперь познать в собственной крови Грааль как солнечную мощь мировой любви. Как победитель облачился он в красные доспехи. Как победитель, который сумел защитить Бланшефлёр от всех врагов, покушавшихся на ее целомудрие, он вправе получить в дар чистейшую любовь». Эта прозрачная аллегория связана с традиционной символикой цветка лилии и в то же время — с образами и символами французской куртуазной рыцарской лирики. В средневековой алхимии также принят образ «белого цветка — души, стремящейся воплотиться, чтобы быть схваченной красным рыцарем». Схожие образы имеются в символике розенкрейцеров. Три лилии на одном стебле означают девственность, возрождение и бессмертие. Лилия, окруженная шипами, — Непорочное Зачатие, чистоту среди грехов мира. Прямой стебель лилии уподобляли скипетру и рассматривали как «символ Божественного разума». Иногда лилию изображали вместе с мечом, что означает невинность и защиту. Такая эмблема парадоксально связана с античной легендой о том, как богиня любви
Афродита (
Венера), возненавидев растение, поставила на нем вертикальный знак, напоминающий фаллос. Отсюда название цветка ириса — «лилия с мечом», или «шпажник». Соединение геометризованного изображения лилии с вертикальным элементом (мечом, копьем, фаллосом) составляет основу так называемой геральдической лилии, значительно отличающейся от действительного облика цветка. В христианской иконографии такая форма объясняется соединением формы цветка, символа Благовещения, схризмой — эмблемой Христа. Из трех лепестков такой эмблемы один направлен вверх — к Богу, два других, по сторонам, — вниз, к земле (горизонтальная перевязь внизу — символ земной тверди). Получающийся при этом ромб в эзотерической традиции рассматривается как знак единения земли и неба. В XII веке такая эмблема становится королевским гербом Франции. В 1147 году участники Второго Крестового похода под предводительством французского короля
Людовика VII (1137-1180) высадились в Палестине и увидели сходство между цветком белой лилии и желтого ириса, произраставшего на их родине. Король отметил также сходство слов Louis (своего имени) и Loys (так называли тогда цветок). Вспомнили и легенду о Хлодвиге, одолевшем с помощью цветка лилии врагов христианства. Так появилась новая эмблема королевской власти — белое знамя с тремя золотыми ирисами (отождествленными с лилиями). Геометризованное, напоминающее алебарду, изображение ириса-лилии стало называться, в память короля Хлодвига, fleur de lys, что обычно переводится как «геральдическая лилия». Французский король
Людовик IX Святой (1226-1270) в своем гербе соединил «лилию» с маргариткой в честь королевы Маргариты Прованской. Три лилии на флаге Людовика IX Святого символизировали его добродетели: сострадание, милосердие, справедливость. Форма королевского скипетра также завершалась «цветком лилии». Французская поговорка «Les lys ne filent pas» («Лилии не прядут») означает, что французский престол не могут занимать женщины, а выражение «etre assis sur des lys» («восседать на лилиях») подразумевает «занимать высокую должность», то есть сидеть в кресле, украшенном королевским гербом. При
Карле VII (1422-1461) три тесно составленные «геральдические лилии» становятся официальным государственным гербом. Жанне д'Арк в знак ее особых заслуг Карл VII даровал фамилию du Lys («Лилиевые») и герб — две лилии на синем поле с мечом в центре. «Лилии Людовиков» становятся во Франции любимым мотивом орнамента, они украшают ткани, стены, мебель, оружие. Благодаря королю
Людовику XI (1461-1483), в 1457 году женившемуся на Шарлотте Савойской из рода Медичи, цветок лилии стал гербом Тосканы и столицы этой итальянской области — Флоренции. Однако во флорентийской лилии, в отличие от французской, отсутствуют тычинки, что придает ей еще более «копьеобразный» вид. В древнерусском искусстве встречается мотив трилистника, или трехлопастной розетки. Он называется «крин» (ст.-слав, кринъ, из греч. krinon — «лилия»). Рельефные терракотовые плитки, полихромные изразцы с таким мотивом можно видеть в архитектурных памятниках Москвы, Ростова Великого, Кирилле-Белозерского монастыря. Существуют также «двойной крин», «полукрин». На рельефах русских храмов, посвященных Богоматери, можно заметить женскую маску «с крином» — трехлопастной пальметтой на голове. Такой «головной убор» символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией. Он имеет прототипы в коптском и византийском искусстве. В народных легендах Западной и Восточной Европы цветок лилии связывается с печалью, разлукой и смертью, прежде всего из-за его хрупкости и беззащитности...