БУКЕТ (из нем. Bukett, франц. bouquet от ст.-франц. boschet) - пучок цветов, растений. Как и более древние формы венков, гирлянд, россыпей цветов, является результатом эстетической, а не художественной деятельности человека.
Цветы украшают природу, а букеты из цветов украшают жизнь. С XV века входит в обычай украшать комнаты букетами цветов, это отразилось в картинах нидерландских и немецких живописцев эпохи Северного Возрождения. Букеты стали принадлежностью натюрморта, а затем породили особый жанр цветочного натюрморта, непревзойденными мастерами которого были
Ян Брейгель Старший «Бархатный», его ученик
Даниэль Сегерс,
Ян Давидс де Хем,
Ян Юстус ван Хейсум. Живописцы фламандской школы вдохновляли голландских мастеров
маркетри (деревянного набора) на декоративные композиции, изображающие букеты. Самым известным мастером этого вида искусства был
Ян ван Мекерен, повлиявший на
Андре-Шарля Булля. В XVII веке во Франции в период правления
Людовика XIV цветочные композиции составлялись из большого количества цветов – маков, ирисов, роз, пионов, ноготков – с добавлением декоративных элементов в виде
бабочек или птичек, сделанных из шелка. В эпоху рококо букет становится ассиметричным, более легким и изящным, с мягкими, плавными линиями; здесь используются
ландыши, лютики, пионы, гвоздики. Во Франции появились и первые правила составления букетов. Маленькие букетики живых цветов становились украшением костюма. Мотивы цветочных букетов становятся характерной частью декора мебели стилей Рококо и Неоклассицизма. В XVIII веке французы составляли букеты в основном из
маков, сирени, анемонов и ирисов, а также использовались плоды винограда, айвы, граната. В 1819-1829 гг. русский мастер
П. И. Иванов создал знаменитый «натуральный букет» из неглазурованного фарфора - бисквита. В традиционной культуре Японии важное место занимает искусство составления букета -
икэбана. В интерьерах немецко-австрийского Бидермайера начала XIX века букеты цветов на подоконниках, консолях, в кашпо, на горках и жардиньерках стали символом домашнего уюта, покоя и гармонии семейной жизни. Букеты имели, в основном, купольную форму, напоминающую по строению цветок
розы, в которых использовались как живые цветы, так и сухоцветы, искусственные цветы, различные бусинки, сухие плоды и травы. В период Второго Ампира парижская ювелирная фирма
Картье ввела в моду «алмазные букеты», которые не теряли популярности вплоть до эпохи
Ар Деко. «Букетом» во Франции иногда называли
жирандоль - светильник, в котором рожки свечей располагаются по кругу. В садово-парковом искусстве - близко посаженные кусты и деревья. В период эклектики и бесстилья второй половины XIX века австрийский живописец
X. Макарт ввел моду на букеты искусственных цветов в интерьере. Выражение «букеты Макарта» стало нарицательным, синонимом безвкусицы и мещанской пошлости. В XIX веке в Англии в моду входит романтичный букет круглой формы из нежных весенних цветов. В Америке возник собственный стиль, заимствовавший три основные линии икебаны и большого количества цветов, характерных для европейской аранжировки. Также в XIX веке сформировались стили подарочных букетов «Виктория», «Помпадур», «Бидермайер». В них использовали контрастные сочетания ярких цветов, сочную зелень. В конце XIX — начале XX веков букеты становятся более спокойными, утонченными. В XX веке в моде был стиль «ретро». Для таких букетов характерны формы пирамиды, овала, шара, треугольника с большим количеством растений, искусственных и сухих цветов, трав и перьев.