РОЗА (лат. rosa, от греч. rodon, из др.-инд. ros — «роса, влага»; персидск. ward, арабск. ward) — царица цветов, предмет восторженного поклонения, множества поэтических строк, вдохновенных описаний, сравнений, аллюзий, эпитетов, сочинения аллегорий, символов и эмблем. В Древней Индии розу почитали более других прекрасных и благоухающих цветов. В древних пуранам (сказаниях) изложена легенда о том, как Вишну, охранитель Вселенной, создал чудный цветок из ста восьми больших и тысяча восьми мелких лепестков, затем он, вдыхая божественный аромат, поцеловал его, и из цветка родилась Лакшми (др.-инд., «Добрый знак, счастье») — его будущая супруга. В поэзии Древней Персии розу превозносили в качестве цветка красоты и символа божественной тайны. Ее стыдливую красоту (белые лепестки с розовеющими краями) противопоставляли «бледному, сонливому лотосу». Слово «роза» по-персидски звучит «гюль», отсюда поэтическое название Персии — Гюлистан («Сад Роз»). В Исламе розу почитают божественным цветком (белая роза выросла из капель пота Мухаммада при его ночном восхождении на небо). Поэтому, согласно восточным поверьям, розовая вода обладает очистительной силой. Китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.) также воспевал розу как царицу цветов. Розы разводили в садах китайских императоров, и в исторических хрониках подчеркивалось, что из 18 000 томов императорской библиотеки в Пекине 500 посвящено розам. В Египте этот цветок стал известен только в VII веке до н. э. В Иудее считали, что
красная роза выросла из невинно пролитой крови Авеля, убитого своим братом, и поэтому еврейские невесты в день свадьбы украшали волосы ярко-красными лилиями или розами. Египетская царица Клеопатра принимала у себя римского консула Марка Антония, повелев усыпать полы залов своего дворца лепестками роз. Римляне переняли с Востока обычай бросать в кубки с вином лепестки роз. «Розы Пиэрии» воспевала древнегреческая поэтесса Сапфо (ок. 612 г. до н. э. — ок. 540 гг.). В песнях Анакреонта (ок. 570 г. до н. э. — ?) рассказывается, что, когда Киприда — богиня Афродита — вышла из морской пены у берега о. Кипр, часть пены, покрывавшей ее тело, превратилась в розы (вариант: одна из капель крови оскопленного Урана превратилась в розу, другие — в богиню). Увидев столь чудный наряд, боги обрызгали цветки нектаром, и они обрели божественный аромат. Так
белые розы стали в Древней Греции атрибутом богини любви
Афродиты. Но когда богиня узнала о гибели своего возлюбленного Адониса, розы покраснели — их обрызгала кровь Афродиты из ран от шипов (в ином варианте мифа — красные розы выросли из земли, пропитанной кровью умирающего Адониса). В другой истории рассказывается, как богиня цветов Флора полюбила
Эрота и вырастила в его честь цветок, она хотела назвать его именем бога любви (Eros), но от смущения покраснела и смогла вымолвить только часть слова: «Ros». Так появился на свет цветок с розовыми лепестками и названием «роза». Еще один миф сообщает, что розы появились от слез самого Эрота, который оплакивал нимфу Розалию, убитую из ревности к нему богиней
Дианой. В
Риме между 11 мая и 15 июля (время цветения роз) проводили древний италийский праздник Розалии, связанный с заупокойным культом — венками из роз украшали гробницы и урны с прахом умерших. В бутоне розы и в структуре ее лепестков видели символ бесконечности. Римляне считали розу мужественным цветком и украшали им свои воинские шлемы. Существовало поверье, что вид и запах розы охлаждает жар вина и мешает спьяну выбалтывать секреты. Поэтому римляне вешали на пирах над столом цветок розы в знак того, что передавать другим застольные разговоры не следует. Отсюда латинское выражение: «Sub rosa dictum» («Сказанное под розой»). Цветок розы был атрибутом Гарпократа— божества молчания. Этот символ сохранился в Средневековье в качестве геральдического изображения и знака католических исповедален. Розы упоминаются в христианской легенде о святой великомученице Доротее. Св. Доминик истязал себя терниями, которые превращались в розы. Красная роза — символ страданий Христа на кресте, пролитой Им крови ради спасения людей. Белую розу в качестве символа божественной любви упоминает Данте Алигьери в «Божественной комедии». Согласно легенде, Архангел Гавриил сплел для
Богоматери три венка из роз: из красных роз — символ страдания, из белых роз — радости и из желтых роз — в знак будущей славы. В литаниях (молениях)
Мадонну именуют «Rosa Mistica» (итал., «Волшебная роза»). По поверью, в Райском саду рос розовый куст без шипов, но после грехопадения Адама и Евы на нем появились шипы как напоминание о совершенном грехе. Поэтому Мадонну, желая подчеркнуть Ее чистоту, называют «розой без шипов». Считается также, что в итальянском городе Падуе благодаря молитвам Св. Антония Падуанского выросли розы без шипов. Они изображены на знаменитом Изенгеймском алтаре. Однако предполагают, что в этой легенде имеется в виду не роза, а розовый пион. Гирлянда из роз символизирует нить с чётками, изобретателем которых считается Св. Доминик де Гусмана. Он сделал бусы из лепестков роз, перетертых с гуммиарабиком (le rosaire), но идея чёток заимствована из Индии. Средневековые трубадуры видели в розе символ земной любви и поклонения Прекрасной Даме, что связано с мистикой Святого Грааля, сказаниями о Красном рыцаре и «Белой Розе». «Большой розой» называют в архитектуре готических соборов круглое окно в центре западного фасада. По одной из версий, впервые «розу» на западном фасаде церкви поместил около 1140 года аббат Сюжер. Согласно легенде, королева Бланка Кастильская и ее сын Людовик IX Святой (1226-1270)
приносили
в дар храмам розы, свои любимые
цветы, а также, по рыцарской традиции, посвящали «каменные розы» — круглые окна с
витражами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разноцветными стеклами действительно похожи на розы. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире. Западный фасад собора для человека, находящегося внутри, означает «темную сторону» (Запад считали страной демонов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символическом смысле — делает видимым свет Евангелия. Французский медиевист — исследователь средневекового искусства — Э. Маль называл большую розу собора в Реймсе «темно-пурпурным цветком». Она была украшена сочными, темного тона красными, зелеными и синими стеклами, характерными для витражного искусства 1240—1250-х гг. (уничтожена бомбардировкой 1914 г.). Собственную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма. Алтарные витражи символизируют Восток, Святую землю, «западная роза» при вечернем солнце ассоциируется со страной мертвых и днем Страшного суда; роза, расположенная на торце северного трансепта, не освещается солнцем, оттого и краски ее холодят. Зато «южная роза» сверкает лучами полуденного светила. Рисунок каменного переплета роз включает колонки с капителями и аркатуру, что сближает символику каменного цветка с мандолой и «колесом Фортуны». В Англии во время начавшейся распри между королевскими домами Ланкастеров и Йорков враждующие партии избрали своими гербами розы: алая роза появилась в гербе Ланкастеров, белая роза — в гербе Йорков. В 1455 году началась война Алой и Белой розы, закончившаяся гибелью в 1485 году короля Ричарда III Йорка. В гербе новой английской династии Тюдоров при короле Генрихе VII алую и белую розы соединили в одну эмблему. Во Франции роза была любимым мотивом художников Лотарингии, она означает «бесконечную красоту жизни» (франц. «la reine eternellement adorable» — «королева бесконечного восхищения»).