Антонис Ван Дейк (Antonis Van Dyck (Dijck), 1599, Антверпен — 1641, Лондон) - фламандский живописец, рисовальщик и гравер. Сын крупного торговца шелком, получил хорошее домашнее воспитание и с раннего детства проявил исключительные способности. В возрасте десяти лет поступил в мастерскую
X. ван Валена. В начале 1618 года принят в гильдию св. Луки в Антверпене, будучи к тому времени вполне сложившимся художником. Первые дошедшие до нас работы Ван Дейка датированы 1613 годом («Портрет старика», Брюссель, Королевский музей изящных искусств; «Автопортрет», Вена, Художественно-исторический музей). К 1615-1616 годам относится серия погрудных изображений апостолов («Апостол Петр», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Св. Матфей», частное собр.; «Св. Иаков Старший», частное собр., и др.). Разнообразие физиономических характеристик и душевных состояний героев серии, за каждым из которых стоит конкретная модель, выдают в авторе яркую индивидуальность и несомненный дар портретиста.
Начало творческого пути Ван Дейка тесно связано с
П. П. Рубенсом, в мастерскую которого он пришел около 1617 года. Став вскоре ближайшим сотрудником главы фламандской школы, он принимал участие в крупных проектах мастера конца 1610-х годов. Тесное творческое общение с великим живописцем и жизнь в его доме, который посещали многие замечательные люди, благотворно сказались на личности молодого художника, помогли ему обрести мастерство и расширить культурный кругозор. Копируя произведения Рубенса для тех или иных заказчиков, Антонис Ван Дейк хорошо усвоил его барочный стиль. Пользуясь им, он написал в первый антверпенский период (до отъезда в Италию в конце 1621) значительное число картин на религиозные и мифологические сюжеты. Среди них и парафразы рубенсовских работ («Самсон и Далила»,
Лондон, Галерея Далвич; «Пьяный Силен», Дрезден, Картинная галерея старых мастеров; «Юпитер и Антиопа», Гент, Музей изящных искусств), и оригинальные композиции («Христос и дети», ок. 1618, Оттава, Национальная галерея Канады; «Св. Мартин и нищий», Завентам, церковь св. Мартина, вариант — Виндзор, Королевское собрание; «Взятие Христа под стражу», Бристоль, Художественный музей, варианты — Мадрид, Прадо; Миннеаполис, Институт искусств). Молодой живописец рано приобрел известность, о чем свидетельствует, в частности, наличие авторских повторений ряда картин, пользовавшихся спросом у знатоков. Однако свое истинное призвание Ван Дейк нашел в искусстве портрета. Именно в этом жанре наиболее полно раскрылись его творческое своеобразие и живописное новаторство. Он не только создал тот тип парадного аристократического портрета, который стал эталоном для всей Европы, но и, опираясь на опыт предшественников, прежде всего венецианцев XVI века, разработал новые композиционные и живописные приемы портретирования, характерные для эпохи барокко. Уже первые портреты Ван Дейка, в построении и технике письма которых еще сохраняется определенная зависимость от нидерландской традиции, отличаются необычайно чутким отношением художника к внутренней жизни героев и стремлением установить непосредственный контакт между ними и зрителем («Портрет молодой женщины с ребенком», ок. 1618, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Портрет Корнелиса ван дер Геста», 1619-1620, Лондон, Национальная галерея; парные портреты художника Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вое, Нью-Йорк, собр. Фрик; «Портрет Томаса Хауарда, графа Эрундела», 1620-1621, Лос-Анджелес, Музей П. Гетти). Шедевром этого раннего периода является блестящий по исполнению «Семейный портрет» (1621, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), отражающий увлечение Ван Дейка венецианской живописью XVI века, с образцами которой он познакомился в доме Рубенса и во время поездки в Лондон в конце 1620 — начале 1621 ко двору
короля Якова I. Вслед за венецианцами он начал писать на холсте, отказался от плотной, однородной красочной фактуры, разнообразя мазок и делая его одним из выразительных средств своей живописи.
Новый и необычайно плодотворный период творчества Ван Дейка начался с его приездом в конце 1621 года в Италию, где он провел шесть лет, посетив многие города, работая в
Риме и Генуе. Изучение итальянской живописи способствовало дальнейшему совершенствованию его мастерства: кисть Антониса Ван Дейка обрела полную свободу, у него появилось новое, более обобщенное восприятие формы, рисунок стал отточенным и изящным, наконец, в нем открылся редкостный дар колориста. «Живописной симфонией в красных тонах» можно назвать «Портрет кардинала Бентивольо» (ок. 1623, Флоренция,
Галерея Питти) — одно из прославленных произведений Ван Дейка итальянского периода. Парадная представительность сочетается в нем с остротой психологической характеристики, которая построена на контрасте пассивного жеста рук и горящего взгляда, выдающего страстную натуру ученого церковника. Подобно победным фанфарам звучит сочетание красного с золотом в «Портрете молодого полководца в латах» (Вена, Художественно-исторический музей), весь облик которого дышит волей и решимостью. Сдержанная гамма «Автопортрета» (ок. 1623, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), с его тонкой эмоциональностью, приобретает изысканную красоту благодаря богатой разработке серебристо-серого и черного тонов. В Генуе, где работала целая колония фламандских художников, Ван Дейк стал любимым портретистом аристократических семей, написав по их заказам многочисленные парадные портреты-картины с фигурами в рост («Маркиза Бальби», «Елена Гримальди с арапчонком», оба — Вашингтон, Национальная галерея; «Конный портрет маркиза Бриньоле Сале», Генуя, Палаццо Россо; «Семья Ломеллини», Эдинбург, Национальная галерея Шотландии; парные портреты старого генуэзского аристократа и его супруги, Берлин, Государственные собрания, и др.). Творчески восприняв принципы такого рода изображений, заложенные
Тицианом и Рубенсом, он строил эффектные композиции с пейзажными и архитектурными фонами, пышными драпировками, не упуская из виду основной портретной задачи: при всей условности подобных произведений, герои Ван Дейка остаются живыми людьми. Это замечательное и во многом уникальное качество будет и в дальнейшем отличительной чертой его творчества. Особую группу работ итальянского периода составляют портреты кабинетного формата, изображающие людей искусства и науки. Строгие по форме и сдержанные по цвету, они построены в основном на тонких нюансах светотени, которую фламандский мастер едва ли не впервые использует как чуткий инструмент для передачи сложной внутренней жизни своих героев. Лучшие работы этой группы — «Мужской портрет (Вирджинио Чезарини)» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Портрет Оттавиано Канневари» (Нью-Йорк, собр. Фрик) — привлекают одухотворенностью и утонченным интеллектуализмом. Первым из портретистов XVII века Ван Дейк воплотил в искусстве образ интеллигента своей эпохи — эпохи великих мыслителей и ученых.
Вернувшись на родину в конце 1627 года, в отсутствие Рубенса, занятого дипломатической деятельностью в Европе, Ван Дейк стал практически ведущим мастером Антверпена, чем объясняется необычайное разнообразие его работ второго антверпенского периода (1627-1632). Портреты по-прежнему составляли важную часть его творчества, и он создал целый ряд превосходных произведений, продолжавших основные линии его искусства 1620-х годов (парные портреты Петера Стевенса и его жены Анны Вейк, 1628, Гаага, Маурицхёйс; «Портрет Никола Ланье», 1628, Вена, Художественно-исторический музей; «Портрет Марии-Луизы де Тассис», ок. 1629, Вадуц, Галерея Лихтенштейн; «Портрет географа Жана-Шарля делла Фая», 1629, Брюссель, Королевский музей изящных искусств; «Портрет художника Мартина Рейкарта», 1630, Мадрид, Прадо). На эти годы падает и начало работы над «Иконографией» — серией офортов, запечатлевших известных современников художника. Они создавались по эскизам Ван Дейка, а некоторые из них он гравировал собственноручно (серия, в которую вошло сто портретов, была издана уже после смерти мастера, в 1645-1646 гг.). Наряду с этим художником были написаны многочисленные алтарные композиции, картины на религиозные и мифологические сюжеты. Барочные приемы сочетаются в них с реминисценциями живописи Тициана, но мягкость и грация, присущие манере Ван Дейка, придают им особую интонацию («Экстаз св. Августина», 1628, Антверпен, церковь св. Августина; «Оплакивание Христа», Антверпен, Королевский музей изящных искусств; «Распятие», 1630-1632, Лилль, Музей изящных искусств; «Видение Блаженного Германа Иосифа», 1630, Вена, Художественно-исторический музей; «Мадонна с куропатками», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Ринальдо и Армида», 1629, Балтимор, Художественный музей). Воздушностью живописи и проникновенным лиризмом выделяется небольшое полотно «Отдых на пути в Египет» (Мюнхен, Старая пинакотека).
В 1632 году по приглашению короля Англии Карла I Антонис Ван Дейк переезжает в Лондон, где проходит последнее десятилетие его недолгой жизни. Английский период творчества отмечен глубокими противоречиями. С одной стороны, в Англии, которая еще не имела значительной художественной школы, фламандский мастер был вне конкуренции: Карл I, чьим придворным художником он стал, даровал ему личное дворянство и осыпал милостями; представители высшего света добивались чести быть запечатленными его кистью. Живописное мастерство Ван Дейка достигло в эти годы особой рафинированности, которая как нельзя лучше соответствовала утонченным вкусам его новых заказчиков. Он с блеском решил возложенную на него задачу, проявив тонкое понимание специфики парадного придворного портрета и воплотив в искусстве идеал английского аристократа. С другой стороны, удовлетворив свои социальные амбиции, он со временем все больше тяготился положением «живописца Его Величества», обязанностью изображать людей, далеко не всегда интересных ему как портретисту. Обилие заказов вынуждало Ван Дейка часто привлекать к работе учеников и помощников, которые по его заданию писали антураж, а также костюмы и руки моделей. Это неминуемо вело к композиционным штампам. Попытки реализовать себя в других жанрах, в частности воплотить масштабные проекты оформления дворца Уайтхолл в Лондоне или галерей
Лувра в
Париже, оказались невостребованными. Тем не менее, многие произведения английского периода принадлежат к лучшему, что было создано мастером. Их отличает разнообразие колористических решений. В одних случаях это контрасты ярких пятен цвета, создающие декоративный эффект («Роберт Рич, граф Ворвик», ок. 1634, Нью-Йорк,
Музей Метрополитен; «Генри Денвере, граф Денби», 1633-1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), в других — благородная сдержанность черного, белого и коричневого («Джеймс Стюарт, герцог Ричмонд», 1633-1634, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Преобладает, однако, холодная переливчатая гамма, в которой написаны, в частности, многочисленные детские портреты («Трое детей Карла I», 1635, Турин, Галерея Сабауда; «Филадельфия и Елизавета Уортон», 1640, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) и такие шедевры, как огромный «Конный портрет принца Савойского» (1634, Турин, Галерея Сабауда) и «Карл I на охоте» (1635, Париж, Лувр). Решение последнего необычно для парадных портретов: король в изящно-непринужденной позе стоит на фоне пейзажа, за его спиной слуги, один из которых держит под уздцы коня. Такой тип портрета в пейзаже станет излюбленным в английской живописи XVIII века. Интересны двойные изображения, построенные на тонко подчеркнутых психологических нюансах: «Автопортрет с Эндимионом Портером», ок. 1635, Мадрид, Прадо; «Портрет Томаса Киллигрея с другом», 1638, Англия, Королевское собрание; «Двойной портрет Т. Вентворта, графа Стаффорда и сэра Ф. Мейнворинга», ок. 1640, частное собр.; «Портрет Анны Киллигрей с неизвестной придворной дамой», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). О широте творческого диапазона Ван Дейка говорят такие полярные по сути произведения, как откровенно постановочные парадные групповые портреты (например, пятиметровое полотно с изображением семейства Пембрук, Уилтон Хаус, собр. Пембрук) и образы углубленно-психологические, вроде «Портрета Томаса Чалонера» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанного в последние годы жизни художника. Творчество Ван Дейка сыграло решающую роль в становлении английской школы живописи и имело большое влияние на искусство европейского портрета.