ГЕЛИОС,
ГЕЛИЙ (греч. Helios - «Солнце») — в древнегреческой мифологии — бог Солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены (Луны) и
Эос (Утренней зари). Гелиос — древнейшее доолимпийское божество, в позднейшей эллинистическо-римской мифологии он отождествлялся со своим отцом Гиперионом (греч. Hyperion — «Идущий наверху», т. е. по небу). Сыновья Гелиоса именовались «гиперионидами», сам Гелиос также отождествлялся с солнечным богом
Аполлоном. В римской мифологии ему соответствовал Соль, тоже соотносимый с Аполлоном. Находясь высоко в небе, Гелиос видит все дела богов и людей, хорошие и дурные, и потому он заслужил эпитет «Всевидящего» (греч. Рапderketes), а также карающего, мстительного бога. Преступников он наказывает слепотой. Гелиос изображается в ослепительном сиянии, с горящим взором, в золотом шлеме, на колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней. Имя одного из коней —
Бронте (греч. Bronte — «Гром») — называется в Гимнах Гомера (XXXI, 9—14). Этот конь стал олицетворением одной из природных стихий. Другой конь —
Пирос (греч. Pyroeis — «Огненный»). Гелиос обитает на небе в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. Днем Гелиос мчится по небу на своей колеснице, вечером склоняется к западу и в золотой чаше переплывает Океан к месту нового восхода. У Гелиоса было большое потомство; один из его самых дерзких сыновей —
Фаэтон — попытался управлять отцовской колесницей, но был наказан за гордыню — погиб от молнии Зевса.
СОЛЬ (лат. Sol, Solis — «Солнце») — в скандинавской и древнеримской мифологии — бог Солнца, тепла и света. Вначале у римлян этому божеству поклонялись только земледельцы. Затем, с III века н. э., под воздействием культа Митры (также солнечного божества) в Риме учредили официальный культ Солнца и воздвигли в честь бога святилище на Квиринальском холме. Новое божество отождествили с греческими
мифологическими персонажами Гелиосом и Аполлоном, считали братом Луны и
Авроры. В 270 году при римском императоре Аврелиане на Марсовом поле построили храм Непобедимому Солнцу (лат. Sol Invictus). Римских императоров стали изображать в солнечных коронах, подобно богу Гелиосу, и называли «Непобедимыми». Происходило слияние солнечного и императорского культов. «Соль» именовали Божественным соправителем Августов (лат. «Divus Comes Augusti»). Согласно легенде, в 310 году солнечный бог явился императору
Константину Великому (306—337) в храме Солнца в Атуне. До 325 года на монетах рядом с профилем императора изображали второй профиль — «Divus Comes». На медалях эпохи Константина также можно видеть профиль солнечного бога. В год смерти императора (337) отчеканили монету, на которой изображена квадрига, возносящая триумфатора к небу. Такую композицию называли «Освящение» (лат. Consecratio). Надпись «Sol Invictus» помещали на лабаруме императора Константина, в чем видят подтверждение солярной символики. Предполагают также, что в первые годы распространения христианства, когда языческие верования, особенно в
Риме, были еще сильны, обозначение «Солнце непобедимое» использовали в качестве эвфемизма — скрытого наименования Христа. На своде мавзолея Юлии (?—225), сестры матери императора Каракаллы, вскрытого при строительстве
собора Св. Петра в Риме, обнаружили
мозаику (не сохранилась), на которой был изображен Христос в виде бога Гелиоса с семью лучами, исходящими из нимба, управляющий колесницей, запряженной квадригой коней. В Средневековье «Солнечного бога» непосредственно отождествляли с Христом в едином образе «Солнца справедливости» (лат. Sol Justitiae). Летом наше светило находится в зодиакальном знаке льва, поэтому Христа стали изображать восседающим на льве в солнечных лучах, что буквально соответствует тексту литаний (молений): «В пламени суда Своего явится Христос подобно свирепому Льву; и погибнут от жара его грешники». Изображение Солнца, восседающего на льве, среди знаков семи планет можно видеть на одной из капителей нижней аркады Дворца дожей в
Венециии на старинных гравюрах. В сочинении «Repertorium Morale» образ Христа в сиянии солнечных лучей трактуется как символ Апокалипсиса — Страшного суда.