ВЕСТА (Vesta — от др.-итал. ves — «гореть», также ves — «жить, обитать») — богиня «огня в очаге» (лат. Ardentem Vestam) — древнеримская богиня священного очага городской общины, семьи, дома. Олицетворение деловитости и успеха в семейной жизни, уюта, благополучия. Происходит от древнегреческой
Гестии (Hestia), целомудренной и безбрачной богини родового огня, дочери бога времени Кроноса и Реи (у римлян — Сатурна и Oпс). Ее изображали в длинном одеянии — хитоне, задрапированной с головы до ног, стоящей у алтаря, на котором горит священный огонь, либо с горящим факелом в руке. Сохранилось предание о том, что в Древнем Риме почитали статую богини, сидящую между метами (лат. meta — «конус, пирамида»), вероятно столбами, колоннами, на каждой из которых находилось изображение петуха. По другой версии, это были светильники, ламптеры, символизирующие домашний очаг. Рядом — палладий. В жилых домах римлян богине Весте посвящали вход, получивший название от ее имени, — вестибул. В позднее время богиню причисляли к пенатам, божествам-хранителям домашнего очага, и их культ был объединен.
ВЕСТАЛКИ (лат. Vestalis — «Посвященные Весте») — жрицы храма Весты в
Риме. Их было шесть, они избирались из числа девочек 6—10 лет и должны были сохранять девственность в течение 30 лет. За нарушение запрета их хоронили заживо (по закону весталку нельзя было убить, поэтому ее замуровывали в подземной камере). Весталки поддерживали в храме священный огонь как символ постоянства и надежности римского государства, хранили палладий. Другое их наименование — виргины (лат. virgines — «девы»). Весталки пользовались в Риме исключительными почестями. Если осужденный преступник случайно встречал по дороге весталку, то он подлежал немедленному освобождению. Примерами римской доблести были весталки
Клавдия Квинта и Туккия. В христианской символике, несмотря на пренебрежительное к ним как к язычницам отношение, весталки считались прообразом
Девы Марии (
Мадонны).
ГЕСТИЯ (греч. hestia — «очаг, огонь, дом, семья») — в древнегреческой мифологии — богиня домашнего очага. Это слово связано с доиндо-евр. asa — «огонь»; галльск. Hesus — «бог огня». Вначале, в крито-микенскую эпоху — просто очаг, располагавшийся во дворе или в центре дома; к нему обращались как к священному месту просящие о защите. В Древнем Риме богине Гестии соответствовал
мифологический персонаж Веста.