Луи Лево, или
Луи Ле Во (фр. Louis Le Vau или Levau, ок. 1612, Париж -1670, там же) — французский архитектор, один из основоположников французского классицизма, создавший при перестройке
Версаля вместе с коллективом художников и декораторов
стиль Людовика XIV, отмеченный влиянием барокко, с 1653 по 1670 год — первый королевский архитектор. В творчестве Лево проявилось начало нового и более тесного союза архитектуры с такими искусствами, как изобразительно-декоративное оформление зданий и парковое искусство. Вокруг Лево сложилась группа художников разного профиля, которая возглавлялась в одной своей части
Шарлем Лебреном, а в другой - Ленотром и которая осуществила синтетически" ансамбли 1660-1690-х годов.
Луи Лево родился в
Париже в 1612 году в семье архитектора. Изучал ренессансно-барочную архитектуру в Италии, в частности, Генуе и
Риме. Испытал большое влияние
Франсуа Мансара. Впервые упоминается в качестве главного зодчего в связи с постройкой отеля (т.е. особняка) Ламбер в Париже (1650). Ему было сорок три года, когда началось строительство ансамбля дворца и парка
Во-ле-Виконт близ Мелена (департамент Сена и Марна в центральной Франции; 1655-1661) для генерального контролера финансов Николя Фуке, который стал первым произведением архитектуры французского классицизма второй половины XVII века, в котором ясно ощущается преобладание художественных принципов классицизма над старыми традициями. Наряду с Луи Лево создателями ансамбля Во-ле-Виконт были мастер садово-паркового искусства
Андре Ленотр, разбивший парк дворца, и живописец Шарль Лебрен, принявший участие в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов. Среди парижских сооружений Луи Лево наиболее значителен
колледж Четырех Наций (ныне Институт Франции, или Французская академия; 1661-1665 гг.), сыгравший — благодаря монументальным полукружиям фасада, развернутым в сторону Сены и
Лувра, — важную роль в формировании ансамблевой структуры центра города. Это произведение обозначает начало нового этапа развития архитектуры. В Коллеже Лево развивает принципы классицистической архитектуры в условиях городского ансамбля. Располагая здание Коллежа на набережной Сены, Луи Лево раскрывает мощные, широко развернутые полукружия его фасада в сторону реки и ансамбля Лувра таким образом, что купольная церковь, являющаяся центром композиции Коллежа, приходится на оси Лувра. Этим достигается закономерное пространственное единство крупных городских зданий, образующих в совокупности один из архитектурных ансамблей центра Парижа. Лево не просто связал друг с другом две внушительные постройки, но и обыграл пространство между ними, занятое большей частью рекой с ее набережными. А идея поместить вогнутый фасад в узле ответственного городского ансамбля внушительных размеров - это значит предсказать устремления классицизма XVIII века, когда наряду с прямоугольными планами получили развитие и криволинейные композиции больших масштабов. Получив при дворе
Людовика XIV должность "первого архитектора королевских построек" Луи Лево был назначен в 1654 году строителем Лувра (1655-1670). Тут он обстроил, вместе со своим учеником Франсуа Дорбэ, внутренние стороны четырехугольного главного двора в духе Леско и Лемерсье, а в духе своего времени связал оба главных этажа со средним павильоном посредством величественного коринфского ордена во всю вышину здания. В 1665-1670 гг. Луи Лево руководил первым этапом сооружения
Версальского дворца. По желанию короля новая великолепная постройка, превосходящая все замки мира величием и красотой, должна была охватить его старый, уютный охотничий замок наподобие королевской мантии. Постепенно возникли под руководством Луи Лево новые промежуточные флигели и дворы. Определив композицию центрального корпуса с Мраморным двором, обращенным к Парижу, парковым фасадом и Большими апартаментами короля и королевы, Лево заложил основы всего грандиозного комплекса (после его смерти работы продолжил
Ф.д’Орбе, а затем
Ж.Ардуэн-Мансар). Барочный формальный репертуар здесь еще в большей степени подчинился принципам строгого классицистического отбора: так, отказавшись от купольного покрытия, характерного для ряда предыдущих его зданий (центральный корпус тут увенчан плоским аттиком), Лево усилил то мощное горизонтальное начало, благодаря которому новый дворец стал не только торжественным зрелищем, но и структурой, властно подчиняющей себе окружающее пространство. Умер Луи Лево в Париже 11 октября 1670 года.