Ноэль Куапель (Noel Coypel, 1628 (1628), Нормандия (по другим данным, 1629, Париж) — 1707),
Антуан Куапель (Antoine Coypel, 1661, Париж — 1722, там же),
Ноэль Никола Куапель (Noel-Nicolas Coypel, 1690, Париж — 1734, там же),
Шарль Антуан Куапель (Charles-Antoine Coypel, 1694, Париж — 1752, там же) - знаменитая династия французских художников XVII-XVIII веков.
Ноэль Куапель — основатель знаменитой династии, с творчеством которой связано развитие исторической живописи во Франции. Учился в Орлеане у неизвестного мастера, затем в Париже у Н. Киллерье (1594-1669 гг.), однако решающее влияние на формирование его индивидуального стиля оказало искусство
Н. Пуссена. Не случайно современники называли его «Coypel le Poussin». С 1646 по 1666 гг. сотрудничал с Ш. Эрраром-сыном (ок. 1606-1689 гг.), автором самых крупных в Париже декоративных ансамблей первой половины XVII века. Ноэль Куапель участвовал в оформлении дома кардинала Мазарини, палаты депутатов во Дворце парламента в Ренне (1656-1662 гг.), королевских апартаментов в
Лувре, Тюильри (1666-1668 гг.) и
Версале (плафоны в Салонах Юпитера и Сатурна -1672-1678 гг.), а также в создании сценических декораций к опере Л. Росси «Орфей» — первой итальянской опере, исполненной во Франции (1647 г.). В 1661 году написал по заказу парижской корпорации золотых и серебряных дел мастеров May — алтарный образ на тему из жизни св. Иакова Старшего для собора
Нотр-Дам (
Париж, Лувр). В 1663 году за композицию «Бог, порицающий Каина после смерти Авеля» был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и через год стал профессором. В период с 1673 по 1675 гг. занимал пост директора Французской Академии в Риме, с 1690 года — ректор Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, в 1695-1699 гг. - ее директор. Творчество Ноэля Куапеля высоко ценили
Людовик XIV и
Ш. Лебрен.
Сын Ноэля Куапеля
Антуан, самый талантливый представитель этой художественной династии, учился в Коллеж-д'Аркур, в мастерской отца и в Королевской Академии живописи и скульптуры. С 1673 по 1675 гг. жил вместе с Н. Куапелем в Риме, где в двенадцати летнем возрасте был удостоен премии Римской Академии св. Луки за рисунок. Подобно другим студентам Французской Академии в
Риме, копировал фрески
Рафаэля в Ватиканской Лоджии, а также произведения
Карраччи и
Доменикино в Палаццо Фарнезе. Находясь в Риме, познакомился с
Дж. Л. Бернини,
К. Маратти и
Р. де Пилем. Некоторое время провел в Северной Италии, где изучал творчество
Корреджо,
Веронезе и
Тициана. По возвращении во Францию в 1676 году возобновил занятия в Королевской Академии и в 1681 году за картину «Людовик XIV в объятиях Славы» (Монпелье, Музей Фабра) был принят в ее члены. Впоследствии
Антуан Куапель сделал стремительную карьеру: 1684 г. — ассистент профессора, 1685 г. — ординарный живописец Филиппа I, герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, 1692 г. — профессор, 1695 г. — рисовальщик Академии надписей и литературы, 1710 г. — хранитель королевских собраний, 1714 г. — директор Королевской Академии живописи и скульптуры, 1715 г. — первый живописец короля, 1716 г. — ректор Академии. Виртуозный рисовальщик и темпераментный колорист, Антуан Куапель писал картины на религиозные, мифологические и исторические темы, работал в портретном жанре, создавал картоны для Королевской мануфактуры гобеленов, а также участвовал в украшении королевских дворцов и замков (Пале-Руаяль, Версаль, Большой Трианон, Медон, Марли, Шуази). Живописный стиль А. Куапеля сформировался на основе творческого синтеза достижений мастеров венецианской школы, искусства
Карраччи,
Рубенса и классицистической системы Ш. Лебрена. В целом ряде своих произведений Антуан Куапель, как и
Ж. Жувене,
Ш. де Ла Фосс и братья Буллонь, предопределил художественные принципы рококо. В 1680 году А. Куапель получил престижный заказ на создание May для собора Нотр-Дам, в 1681 году выполнил три композиции на сюжеты из жизни
Богоматери для церкви Успения на рю Сент-Оноре. В 1685-1686 гг. декорировал Павильон Авроры в замке Шуази для Анны Марии Луизы Орлеанской, графини Монпансье, кузины Людовика XIV. В период с 1689 по 1699 гг., не имея официальных заказов от дирекции Королевских строений ввиду того, что Франция была вовлечена в девятилетнюю войну за Пфальцское наследство, работал, главным образом, для частных лиц. На протяжении этого периода он писал небольшие картины кабинетного формата преимущественно на мифологические темы («Вакх и Ариадна» — 1693 г., Филадельфия, Музей искусств), причем столь близкие по манере исполнения к полотнам Рубенса, что одна из его работ, «Демокрит» (1692 г., Париж, Лувр), долгое время приписывалась Рубенсу. Вместе с тем в 1695-1697 гг. Антуан Куапель выполнил семь композиций на сюжеты из Ветхого Завета («Эсфирь перед Артаксерксом» — Париж, Лувр; «Жертвоприношение Иеффая» — Дижон, Музей изящных искусств). К началу XVIII века художник был на вершине славы и его талант получил европейское признание. В 1699 году шведский посол в Париже заказал ему картину для
Карла XII, однако Северная война помешала реализации этого проекта. В 1708-1709 гг. А. Куапель создал для кардинала П. Оттобони в Риме композицию «Освобождение св. Петра». В течение 1699-1709 гг. художник вернулся к Grand style, выполнив много официальных заказов, в том числе в сотрудничестве с де Ла Фоссом, Жувене и братьями Буллонь («Зефир и Флора» для замка Марли — 1699 г., «Триумф Венеры» для Зверинца в Версале — 1701 г., «Елиезер и Ревекка» для Людовика XIV — 1701 г., все — Париж, Лувр). В 1700-1702 гг. А. Куапель написал по заказу дофина Людовика Бурбонского, сына Людовика XIV, семь картин для замка Медон, среди которых были, в частности, композиции на темы из «Эклог» Вергилия и «Алкестиды» Еврипида (Фонтенбло, Национальный музей замка; Реймс, Музей Сен-Дени; Шоле, Муниципальный музей). В 1701-1705 и в 1714— 1717 гг. декорировал по заказу Филиппа II, герцога Орлеанского, свод и стены Большой галереи Пале-Руаяль на сюжеты из истории Энея. Этот живописный ансамбль, известный в настоящее время лишь по гравюрам, подготовительным рисункам, выполненным в технике «трех карандашей» (Лувр), и эскизам маслом (Анжер, Музей изобразительных искусств), продемонстрировал интерес А. Куапеля к римскому барокко, в частности к иллюзионистической плафонной живописи
П. да Кортоны. Кроме того, в поздний период творчества Антуан Куапель создал плафон в главном нефе королевской капеллы Версальского дворца «Бог Отец возвещает пришествие Мессии» (1709 г.) и написал две картины для хора собора Нотр-Дам (1717 г.): «Успение Богоматери» и «Иисус среди учителей» (Вильенёв-сюр-Ло, капелла Пенитан-Блан). Итогом теоретических размышлений А. Куапуля явился сборник его статей об искусстве (1721 г.), свидетельствующий о том, что в споре между «рубенсистами» и «пуссенистами» он занимал позицию «золотой середины».
Сын Ноэля Куапеля от второго брака, Ноэль Никола, не имел такой популярности и успеха, как его отец, сводный брат и племянник, однако его искусство заслуживает внимания, так как Ноэль Никола Куапель, наряду с его более знаменитыми коллегами
Ф. Лемуаном и
Ж. Ф. де Труа, был одним из первых французских художников, работавших в стиле рококо.
Ноэль Никола Куапель учился у своего отца и в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1716 году был причислен к Академии за картину «Преображение», а в 1720 году стал ее полноправным членом, представив в качестве morceau de reception композицию «Нептун, спасающий Амимону» (Валансьен, Музей изящных искусств). В 1731 году получил звание ассистента профессора Королевской Академии живописи и скульптуры, с 1733 г. — профессор. Не обладая богатой фантазией и изобретательностью, Н. Н. Куапель в течение своей непродолжительной художественной карьеры вдохновлялся, как правило, произведениями других мастеров, таких как А. Куапель, Л. Сильвестр, Л. де Буллонь, Ж. Жувене. Вместе с тем, ассимилируя разные влияния, он стремился к их творческому переосмыслению. Ранние работы Н. Н. Куапеля еще лишены подлинной самостоятельности. Для них характерны условность мимики и поз персонажей, унаследованная от французской академической традиции, неуверенность в построении композиции, угловатый рисунок и жесткая трактовка форм («Манна небесная», «Жертвоприношение Мелхиседека» — обе 1713 г., Париж, церковь Сен-Никола-дю-Шардонне; «Иаков, Рахиль и Лаван» — ок. 1714-1715 гг., Нанси, Музей изящных искусств; «Поклонение пастухов» — после 1715 г., Париж, церковь Сен-Никола-де-Шам). Однако постепенно художнику удалось сформировать собственный стиль, который отличался большей естественностью и простотой по сравнению с искусством других представителей династии Куапель. Произведения, созданные Н. Н. Куапелем в 1720-1730-е гг., демонстрируют его мастерство в аранжировке фигурных групп, искусную моделировку форм, ритмическую согласованность драпировок с движениями человеческого тела и более утонченный колорит. Некоторые картины Н. Н. Куапеля своей изысканной грацией, люминозностью и эротикой предвосхищают мифологические композиции
Франсуа Буше («Триумф Галатеи» — 1723 г., частное собр.; «Венера, Вакх и три Грации» — 1726 г., Женева, Музей искусства и истории; «Похищение Европы» — 1727 г., Филадельфия, Музей искусств; «Венера, Вакх и Купидон» — 1727 г., Париж, Лувр; «Купающаяся Диана» —1728 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Суд Париса» — 1728 г., Стокгольм, Национальный музей). В 1720-1721 гг. Ноэль Никола Куапель выполнил по заказу герцога Бурбонского картину «Воскресение» для новой капеллы в Шантийи, в 1724 году написал по заказу дирекции Королевских строений десюдепорт «Арион на дельфине» (Версаль, Отель де Виль), в конце 1720-х годов создал три десюдепорта по заказу любителя искусств С. Бернара для его замка в Пасси, около Парижа. В 1727 году вместе с другими историческими живописцами — членами Королевской Академии Н. Н. Куапель принял участие в конкурсе, организованном сюринтендантом Королевских строений герцогом д'Антеном, представив картину «Похищение Европы» (Филадельфия, Художественный музей). Первую премию по итогам конкурса разделили Ф. Лемуан и Ж. Ф. де Труа, хотя композиция Н. Н. Куапеля по своим художественным достоинствам значительно превосходила произведения этих мастеров. Чтобы компенсировать эту несправедливость, Государственный секретарь граф де Морвиль купил «Похищение Европы» за 1500 ливров, что соответствовало денежной премии, установленной Людовиком XV. Из картин Н. Н. Куапеля на религиозные сюжеты, написанных в 1720-е годы, известны: «Жертвоприношение Исаака» (1721 г., Туркуен, Муниципальный музей изящных искусств); «Отдых на пути в Египет» (1724 г., Нью-Йорк, частное собр.); «Св. Иаков, исцеляющий больных» (1726 г., Кливленд, Художественный музей); «Св. Франциск из Нолы в Мессинском проливе» (Лион, собор). Самая значительная и знаменитая работа Н. Н. Куапеля — декорация капеллы Богоматери в церкви Сен-Совёр в Париже (плафон, алтарь), выполненная в 1731-1732 гг.. К сожалению, об этом декоративном ансамбле, который так поразил современников своим иллюзионистическим эффектом, можно судить в настоящее время только по описаниям, подготовительному рисунку для алтаря (Париж, Лувр) и эскизу маслом для плафона (Нанси, Музей истории Лотарингии).
Сын Антуана Куапеля, живописец и гравер Шарль Антуан, учился у своего отца и не по годам рано стал преуспевающим художником. Писал картины на мифологические и религиозные сюжеты, портреты актеров, жанровые сцены, а также театральные декорации. В 1715 году был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры за композицию «Медея и Ясон (М-ль Клерон в роли Медеи и Лекэн в роди Ясона)» (Берлин, Замок Шарлоттенбург). В 1716— 1726 гг. выполнил свой первый крупный заказ — серию картонов для шпалер (28), иллюстрирующих эпизоды из «Дон Кихота» Сервантеса (Компьен, Муниципальный музей Вивнель), в 1733-1741 гг. создал картоны для гобеленов по мотивам опер Ж. Б. Люлли по либретто Ф. Кино «Роланд» (1685 г.) и «Армида» (1686 г.) («Сон Ринальдо» — Нант, Музей изящных искусств). В 1718 Шарль Антуан Куапель начал свою карьеру как драматург и написал в 1720-е много пьес, однако лишь некоторые из них получили сценическое воплощение. Разочарованный, Ш. А. Куапель отказался от театральной деятельности и полностью посвятил себя изобразительному искусству. Это решение художник запечатлел в аллегорической форме на картине «Живопись, изгоняющая Талию» (1732 г., Норфолк, Музей Крайслер). В 1722 году Шарль Антуан Куапель унаследовал от своего отца должность живописца Филиппа II, герцога Орлеанского, и стал впоследствии любимым художником Марии Лещинской, жены Людовика XV, для которой он выполнил около 15 работ. В 1747 году Шарль Антуан Куапель получил должность первого живописца короля и был одним из основателей Школы королевских стипендиатов. В 1747-1748 гг. художник создал серию картин на сюжеты театральных трагедий Мольера («Психея» — 1671 г., совместно с П. Корнелем), Ж. Расина («Баязет» — 1672 г.), П. Корнеля («Родогуна» — 1647 г.) и Ф. Кино («Алкеста» — 1674 г.): «Психея, покинутая Амуром» (1748 г. — Булонь-сюр-Мер, музей; 1748 г. — Лилль, Музей изящных искусств), «Обморок Аталиды» (1748 г. — Лилль, Музей изящных искусств; 1750 г. — Доль, Музей изящных искусств и археологии), «Смерть Клеопатры» (1749 г. — Гренобль, Музей изящных искусств; 1749 г. — Париж, Лувр), «Геракл сопровождает Алкесту в Аид» (1750 г. — Гренобль, Музей изящных искусств; 1750 г. — Невер, музей). Многим произведениям Ш. А. Куапеля присущи театральная искусственность, помпезность, патетика, что проявилось не только в преувеличенной экспрессии поз, жестов и мимики персонажей, но и в трактовке архитектурного и пейзажного фона. В позднем творчестве Ш. А. Куапеля особенно очевидно влияние Пуссена и Лебрена. В своем стремлении возродить историческую живопись и Grand style искусство Ш. А. Куапеля явилось своеобразным связующим звеном между академическим классицизмом Лебрена и неоклассицизмом Ж. Л. Давида.
Произведения:
Н. Куапепь: «Поклонение пастухов» (1663, Париж, Госпиталь Лаэнек, капелла); «Персонификация Земли» (1667-1668, Лион, Музей изящных искусств); «Геракл, сражающийся с Ахелоем» (1667-1668, Лилль, Музей изящных искусств); «Геракл и Лернейская гидра» (1667-1668, Авиньон, Музей Кальве); «Аполлон и Марсий» (1667-1668, Марсель, Музей изящных искусств); «Аполлон, коронуемый Викторией», «Аполлон, коронуемый Минервой» (оба — 1667-1668, Париж, Лувр); «Поклонение пастухов» (1667-1668, Нанси, Музей изящных искусств); «Видение св. Екатерины Сиенской?» (до 1666, Бордо, Музей изящных искусств); «Борьба Геракла с Ахелоем» (ок. 1695-1699, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Зефир и Флора» (Анжер, Музей изобразительных искусств).
А. Куапель: «Геркулес и Алкестида» (1700, Шоле, Муниципальный музей); «Смерть Дидоны», «Эней и Ахат являются к Дидоне», «Эней, спасающий своего отца Анхиза» (все — ок. 1715-1717, Монпелье, Музей Фабра); «Жертвоприношение Исаака» (Валансьен, Музей изящных искусств); «Купающаяся Диана» (Эпиналь, Музей департамента Вогезы); «Дидона и Эней» (Нант, Музей изящных искусств); «Вакх и Ариадна», «Отдых Дианы», «Амур и Психея», «Венера и Эней» (все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Н. Н. Куапель: «Пан и нимфа Сиринга» (1723, частное собр.); «Портрет мадам де Бурбон-Конти в виде Флоры» (1731, Сарасота, Художественный музей Ринглинг); «Рождение Венеры» (1732, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Нимфа и Купидон», «Невинность и Купидон» (оба — 1734, Париж, Лувр); «Юнона и Меркурий» (Пуэрто-Рико, Художественный музей).
Ш. А. Куапель: «Персей и Андромеда» (1727, Париж, Лувр); «Св. Себастьян» (1731, Мо, Музей Боссюэ); «Неистовство Ахилла» (1737, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Иосиф и жена Потифара» (1737, частное собр.); «Гофолия и Иоас» (1741 — Брест, музей; 1747 — Ниор, музей); «Франция благодарит Небеса за выздоровление Людовика XV» (1744, Клерво, кантон Юра, церковь).