Лоран де Ла Гир (Laurent de La Hyre, 1605, Париж — 1656, там же) - известный французский художник, гравер и рисовальщик XVII века, один из главных представителей парижского «аттицизма». Писал картины на религиозные, мифологические и аллегорические темы. Основы живописного ремесла получил у своего отца Этьена де Ла Гира, работавшего некоторое время при польском дворе. Из одиннадцати детей Э. де Ла Гира семеро помимо Лорана стали художниками. Наряду с живописью Лоран де Ла Гир обучался музыке, математике, архитектуре. В 1622-1625 гг. копировал произведения Ф. Приматиччо в замке Фонтенбло, затем поступил в мастерскую
Ж. Лаллемана. Несколько ранних гравюр Ла Гира, в том числе «Осада острова Ре» (1627 г.,
Париж, Национальная библиотека), принесли известность молодому художнику, и он стал получать первые крупные заказы. В 1630-х годах Лоран де Ла Гир выполнил для капуцинов квартала Марэ картину «Николай V у гробницы Франциска Ассизского» (Париж,
Лувр). Во второй половине 1630-х годов Ла Гир написал по заказу парижской гильдии золотых и серебряных дел мастеров два May для
собора Нотр-Дам: «Св. Петр, исцеляющий тенью больных» (1635 г.) и «Обращение Савла» (1637 г., Париж, собор Нотр-Дам), которая отличается барочной динамикой ракурсов персонажей, резкими светотеневыми контрастами и эмоциональной выразительностью образов. Выбор темы второго May был обусловлен, очевидно, тем, что вопрос о реальном явлении Христа Савлу являлся тогда предметом острой полемики между католиками и кальвинистами. В 1639 году Лоран де Ла Гир женился на Маргарите Кокен, дочери одного из личных телохранителей
Людовика XIII, и через год родился первый из пяти их детей — Филипп (1640 — ок. 1718 гг.), будущий математик, член Королевской Академии наук и профессор Коллеж-Руаяль. Восприимчивый к различным влияниям, но независимый, Ла Гир рано сформировался как самостоятельный мастер с индивидуальной живописной манерой, обязанной в значительной мере урокам школы Фонтенбло (Приматиччо, Дюбуа, Дюбрёй). Уже в одной из своих ранних картин, «Мертвый Адонис» (ок. 1624-1628 гг., Париж, Лувр), он продемонстрировал знание анатомии и перспективы, искусную моделировку, владение сложными ракурсами, а также мастерство в трактовке пейзажа и анималистический дар. В начале, 1640-х годов под впечатлением произведений вернувшегося из Италии Ж. Стелла и находившегося в Париже
Пуссена Лоран де Ла Гир эволюционировал к классицизму, вводя в свои картины античные архитектурные мотивы, виртуозно трактуя драпировки и достигая благородной гармонии колористической гаммы. В 1648 году художник выполнил по заказу церкви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже серию эскизов для шпалер на сюжеты из жития св. Стефана (Париж, Лувр). В этом же году он стал одним из двенадцати членов-учредителей Королевской Академии живописи и скульптуры и вместе со своим другом, геометром Ж. Дезаргом, принял активное участие в спорах о перспективе. В конце 1640-х и 1650-е гг. Лоран де Ла Гир много работал для частных заказчиков — финансистов, членов парижского парламента, королевских чиновников. Так, например, в 1649 году он написал для отеля Г. Талльмана семь композиций на тему «Семь свободных искусств» («Аллегория Грамматики» —
Лондон, Национальная галерея; «Аллегория Музыки» — Нью-Йорк,
Музей Метрополитен). Расцвет творчества Ла Гир относится к 1650-м годам, когда он создал ряд шедевров, в том числе «Избиение младенцев» (1653 г., Аррас, Музей изящных искусств) и «Союз Мира и Справедливости», где в аллегорической форме прославил победу
Людовика XIV над Фрондой (1654 г., Кливленд, Художественный музей). Значительное место в произведениях Ла Гира, большого любителя природы и охоты, занимает пейзаж («Собаки» — 1632 г., Аррас, Музей изящных искусств; «Пейзаж с флейтистом» — ок. 1650 г., Лилль, Музей изящных искусств; «Пейзаж с купальщицами» — 1653 г., Париж, Лувр). Независимо от сюжета художник любил вводить в свои композиции панорамные ландшафты, которые демонстрируют его мастерство в построении пространства и передаче тонких нюансов освещения («Жертвоприношение Исаака» — 1650 г., Реймс, Музей изящных искусств; «Явление Христа Марии Магдалине» — 1656 г., Гренобль, Музей изящных искусств). Так, в одном из шедевров зрелого периода творчества Лоран де Ла Гир «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание» (1638 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) сцена изображена на фоне античной архитектуры и умиротворенного пейзажа, окутанного легкой туманной дымкой. Четкая организация пространства и согласованность форм свидетельствуют о приверженности Ла Гир принципам классицизма, тогда как мягкая моделировка фигур, теплый золотистый свет и бархатистые тени обнаруживают влияние венецианской живописи. Свободная манера наложения красочных мазков и светлый колорит придают картине естественность и гармоничность. Среди последних произведений Ла Гир известны: «Снятие с креста», выполненное по заказу капуцинов Руана (1655 г., Руан, Музей изящных искусств), а также две картины для картезианцев Гренобля — «Явление Христа Марии Магдалине» («Noli me tangere») и «Ужин в Эммаусе» (1656 г., Гренобль, Музей изящных искусств), в которых строгая архитектоника композиций сочетается с глубокой эмоциональной экспрессией. Органично соединив в своем творчестве разнообразные источники вдохновения (мастера первой и второй школы Фонтенбло, Н. Пуссен, П. де Вое, О. Джентилески, венецианская живопись), Ла Гиру удалось создать свой, неповторимо индивидуальный стиль, который высоко ценился его современниками. Помимо живописных работ, известны более ста его рисунков, большинство из которых, выполненные свинцовым карандашом с мягкой размывкой китайскими чернилами, свидетельствуют о высоком техническом мастерстве художника. Ранние рисунки художника связаны с традициями второй школы Фонтенбло, тогда как листы зрелого и позднего периодов творчества более лаконичные и предвосхищают стилистику неоклассицизма. Наиболее законченные из рисунков Лорана де Ла Гира предназначались для гравирования. Сам Ла Гир обращался к гравюре лишь эпизодически, создав в течение жизни 35 эстампов, при этом он никогда не репродуцировал собственные картины, однако иногда делал гравюры по картинам других художников.
Произведения: «Мученичество св. Варфоломея» (ок. 1627, Макон, собор Сен-Венсан); «Св. Жермен, епископ Осерский, надевает крест на св. Женевьеву» (1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Авраам и Мелхиседек», «Илия и ангел» (оба— 1630, Ренн, Музей изящных искусств); «Панфея перед Киром» (ок. 1631-1634, Монлюсон, Национальный музей); «Поклонение пастухов» (1635, Руан, Музей изящныхискусств); «Успение Богоматери» (1635, Аррас, Музей изящных искусств); «Богоматерь с Младенцем Христом» (1642, Париж, Лувр); «Похищение Европы» (1644, Хьюстон, Художественный музей); «Корнелия, мать Гракхов» (1646, Будапешт, Музей изобразительных искусств); «Лаван ищет идолы» (1647, Париж, Лувр); «Пейзаж с пастухом, играющим на флейте» (1647, Монпелье, Музей Фабра); «Возвращение Иову его богатства» (1648, Норфолк, Музей Крайслер); «Меркурий и Герса» (1649, Эпиналь, Музей деп. Вогезы); «Аллегория Геометрии» (1649, Толидо, Художественный музей); «Аллегория Астрономии» (1649, Орлеан, Музей изящных искусств); «Снятие с креста» (1655, Руан, Музей изящных искусств); «Явление воскресшего Христа св. женам» (Париж, Лувр); «Магдалина перед мертвым Христом» (Сен-Дени, Музей искусства и истории); «Отправление Авраама в землю Ханаанскую» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Пейзаж» (Ла-Фэр, Музей Жанны д'Абовиль).