Лоран де Ла Гир (Laurent de La Hyre)

 Лоран де Ла Гир (Laurent de La Hyre, 1605, Париж — 1656, там же) - известный французский художник, гравер и рисовальщик XVII века, один из главных представителей парижского «аттицизма». Писал картины на религиозные, мифологичес­кие и аллегорические темы. Основы живописного ремесла получил у своего отца Этьена де Ла Гира, работавшего не­которое время при польском дворе. Из одиннадцати детей Э. де Ла Гира семеро помимо Лорана стали художниками. Наряду с живописью Лоран де Ла Гир  обучался музыке, математике, архитектуре. В 1622-1625 гг. копировал произведения Ф. Приматиччо в замке Фонтенбло, затем поступил в мастерскую Ж. Лаллемана. Несколько ранних гравюр Ла Гира, в том числе «Осада острова Ре» (1627 г., Париж, Национальная библио­тека), принесли известность молодому художнику, и он стал получать первые крупные заказы. В 1630-х годах Лоран де Ла Гир вы­полнил для капуцинов квартала Марэ картину «Нико­лай V у гробницы Франциска Ассизского» (Париж, Лувр). Во второй половине 1630-х годов Ла Гир написал по заказу париж­ской гильдии золотых и серебряных дел мастеров два May для собора Нотр-Дам: «Св. Петр, исцеляющий тенью боль­ных» (1635 г.) и «Обращение Савла» (1637 г., Париж, собор Нотр-Дам), которая отличается барочной динамикой ра­курсов персонажей, резкими светотеневыми контрастами и эмоциональной выразительностью образов. Выбор темы второго May был обусловлен, очевидно, тем, что вопрос о реальном явлении Христа Савлу являлся тогда предметом острой полемики между католиками и кальвинистами. В 1639 году Лоран де Ла Гир женился на Маргарите Кокен, дочери одного из личных телохранителей Людовика XIII, и через год родил­ся первый из пяти их детей — Филипп (1640 — ок. 1718 гг.), будущий математик, член Королевской Академии наук и профессор Коллеж-Руаяль. Восприимчивый к различным влияниям, но независимый, Ла Гир рано сформировался как самостоятельный мастер с индивидуальной живописной манерой, обязанной в значительной мере урокам школы Фонтенбло (Приматиччо, Дюбуа, Дюбрёй). Уже в одной из своих ранних картин, «Мертвый Адонис» (ок. 1624-1628 гг., Париж, Лувр), он продемонстрировал знание анатомии и перспективы, искусную моделировку, владение сложны­ми ракурсами, а также мастерство в трактовке пейзажа и анималистический дар. В начале,  1640-х годов под впечатлением произведений вернувшегося из Италии Ж. Стелла и нахо­дившегося в Париже Пуссена Лоран де Ла Гир  эволюционировал к классицизму, вводя в свои картины античные архитектур­ные мотивы, виртуозно трактуя драпировки и достигая благородной гармонии колористической гаммы. В 1648 году художник выполнил по заказу церкви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже серию эскизов для шпалер на сюжеты из жития св. Стефана (Париж, Лувр). В этом же году он стал одним из двенадцати членов-учредителей Королевской Акаде­мии живописи и скульптуры и вместе со своим другом, геометром Ж. Дезаргом, принял активное участие в спо­рах о перспективе. В конце 1640-х и 1650-е гг. Лоран де Ла Гир много ра­ботал для частных заказчиков — финансистов, членов па­рижского парламента, королевских чиновников. Так, например, в 1649 году он написал для отеля Г. Талльмана семь композиций на тему «Семь свободных искусств» («Алле­гория Грамматики» — Лондон, Национальная галерея; «Аллегория Музыки» — Нью-Йорк, Музей Метрополи­тен). Расцвет творчества Ла Гир относится к 1650-м годам, когда он создал ряд шедевров, в том числе «Избиение младенцев» (1653 г., Аррас, Музей изящных искусств) и «Союз Мира и Справедливости», где в аллегорической форме прославил победу Людовика XIV над Фрондой (1654 г., Кливленд, Ху­дожественный музей). Значительное место в произведе­ниях  Ла Гира, большого любителя природы и охоты, занимает пейзаж («Собаки» — 1632 г., Аррас, Музей изящных ис­кусств; «Пейзаж с флейтистом» — ок. 1650 г., Лилль, Музей изящных искусств; «Пейзаж с купальщицами» — 1653 г., Париж, Лувр). Независимо от сюжета художник любил вводить в свои композиции панорамные ландшафты, которые де­монстрируют его мастерство в построении пространства и передаче тонких нюансов освещения («Жертвоприноше­ние Исаака» — 1650 г., Реймс, Музей изящных искусств; «Явление Христа Марии Магдалине» — 1656 г., Гренобль, Музей изящных искусств). Так, в одном из шедевров зре­лого периода творчества Лоран де Ла Гир  «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание» (1638 г., Санкт-Петербург, Государ­ственный Эрмитаж) сцена изображена на фоне античной архитектуры и умиротворенного пейзажа, окутанного лег­кой туманной дымкой. Четкая организация пространства и согласованность форм свидетельствуют о привержен­ности Ла Гир принципам классицизма, тогда как мягкая мо­делировка фигур, теплый золотистый свет и бархатистые тени обнаруживают влияние венецианской живописи. Свободная манера наложения красочных мазков и свет­лый колорит придают картине естественность и гармо­ничность. Среди последних произведений Ла Гир известны: «Снятие с креста», выполненное по заказу капуцинов Руана (1655 г., Руан, Музей изящных искусств), а также две кар­тины для картезианцев Гренобля — «Явление Христа Ма­рии Магдалине» («Noli me tangere») и «Ужин в Эммаусе» (1656 г., Гренобль, Музей изящных искусств), в которых строгая архитектоника композиций сочетается с глубокой эмоциональной экспрессией. Органично соединив в сво­ем творчестве разнообразные источники вдохновения (мастера первой и второй школы Фонтенбло, Н. Пуссен, П. де Вое, О. Джентилески, венецианская живопись), Ла Гиру удалось создать свой, неповторимо индивидуальный стиль, который высоко ценился его современниками. По­мимо живописных работ, известны более ста его ри­сунков, большинство из которых, выполненные свин­цовым карандашом с мягкой размывкой китайскими чернилами, свидетельствуют о высоком техническом мас­терстве художника. Ранние рисунки художника связаны с тради­циями второй школы Фонтенбло, тогда как листы зрелого и позднего периодов творчества более лаконичные и пред­восхищают стилистику неоклассицизма. Наиболее закон­ченные из рисунков Лорана де Ла Гира  предназначались для гравирова­ния. Сам Ла Гир обращался к гравюре лишь эпизодически, создав в течение жизни 35 эстампов, при этом он никогда не репродуцировал собственные картины, однако иногда делал гравюры по картинам других художников.
   Произведения: «Мученичество св. Варфоломея» (ок. 1627, Ма­кон, собор Сен-Венсан); «Св. Жермен, епископ Осерский, наде­вает крест на св. Женевьеву» (1630, Санкт-Петербург, Государ­ственный Эрмитаж); «Авраам и Мелхиседек», «Илия и ангел» (оба— 1630, Ренн, Музей изящных искусств); «Панфея перед Киром» (ок. 1631-1634, Монлюсон, Национальный музей); «По­клонение пастухов» (1635, Руан, Музей изящныхискусств); «Успе­ние Богоматери» (1635, Аррас, Музей изящных искусств); «Бого­матерь с Младенцем Христом» (1642, Париж, Лувр); «Похищение Европы» (1644, Хьюстон, Художественный музей); «Корнелия, мать Гракхов» (1646, Будапешт, Музей изобразительных ис­кусств); «Лаван ищет идолы» (1647, Париж, Лувр); «Пейзаж с пастухом, играющим на флейте» (1647, Монпелье, Музей Фаб­ра); «Возвращение Иову его богатства» (1648, Норфолк, Музей Крайслер); «Меркурий и Герса» (1649, Эпиналь, Музей деп. Воге­зы); «Аллегория Геометрии» (1649, Толидо, Художественный музей); «Аллегория Астрономии» (1649, Орлеан, Музей изящных искусств); «Снятие с креста» (1655, Руан, Музей изящных ис­кусств); «Явление воскресшего Христа св. женам» (Париж, Лувр); «Магдалина перед мертвым Христом» (Сен-Дени, Музей искус­ства и истории); «Отправление Авраама в землю Ханаанскую» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Пейзаж» (Ла-Фэр, Музей Жанны д'Абовиль).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67