Жан Жувене (Jean-Baptiste Jouvenet, 1644, Руан — 1717, Париж) - самый знаменитый представитель большой династии французских художников и скульпторов, первые упоминания о которой восходят в Руане к 1548 году. Один из крупнейших мастеров в области религиозной живописи Франции конца XVII — начала XVIII в. Писал произведения на христианские и мифологические темы, а также портреты, отмеченные характерным для XVIII века пристальным интересом к человеческой индивидуальности. Учился у своего отца, живописца и скульптора
Лорана Жувене, который имел 15 детей. Пятеро из них стали художниками, в том числе Мария Магдалина, мать исторического живописца
Ж. Ресту (1699-1768 гг.). Приехав в 1661 году в
Париж, Жан Жувене поступил в мастерскую
Шарля Лебрена и с 1669 года входил в состав группы художников, которая осуществляла под его руководством декорацию королевских дворцов (
Версаль, Тюильри, Сен-Жермен-ан-Ле). В 1673 году Жувене написал по заказу парижской гильдии золотых и серебряных дел мастеров May для собора
Нотр-Дам на тему «Исцеление паралитика». В 1675 году за композицию «Эсфирь перед Артаксерксом» (Бурк-ан-Брес, Музей Бру) был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1677 году выполнил «Портрет дофина Людовика Французского», что свидетельствует о высокой репутации портретиста, которую Жан Жувене имел уже к этому времени. В течение 1680-х Жувене создал много произведений на античные сюжеты: «Зефир и Флора» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона), «Аполлон и Сивилла Кумекая» (Париж, частное собр.), «Жертвоприношение Ифигении» (Труа, Музей изящных искусств и археологии), «Семья Дария» (Монпелье, Музей Фабра). Во второй половине 1680-х годов совместно с А. Куапелем и Б. Буллонем Жан Жувене декорировал галерею ратуши в Тулузе («Основание Тулузы тектосагами» — Тулуза, Музей Августинцев). В 1702-1704 гг. участвовал наряду с другими художниками в декоративном оформлении собора Дома инвалидов в Париже («Апофеоз двенадцати апостолов»), в 1709 году сотрудничал с
Шарлем де Ла Фоссом и А. Куапелем в декорации капеллы Сен-Луи Версальского дворца («Сошествие Св. Духа на апостолов»). В 1694-1695 гг. Жувене выполнил шесть аллегорических живописных плафонов на тему «Триумф Юстиции» для здания парламента в Ренне, позднее, в 1713 году, парализованный на правую руку, он написал левой рукой плафон на эту же тему в парламенте Руана. В период с 1695 по 1707 гг. создал свои самые знаменитые произведения на религиозные сюжеты, в том числе «Снятие с креста» (1697 г., Париж,
Лувр) и четыре монументальные композиции для бенедиктинского монастыря Сен-Мартен-де-Шам в Париже (1703-1706 гг.): «Чудесный улов рыбы» (Париж, Лувр), «Изгнание торгующих из Храма» (Лион, Музей изящных искусств), «Воскрешение Лазаря» (Париж, Лувр) и «Пир в доме фарисея Симона» (Лион, Музей изящных искусств). В течение творческого пути Жана Жувене привлекали главным образом те темы, в которых повествуется о драматических ситуациях и глубоких человеческих чувствах. К их числу относится евангельский эпизод «Снятие с креста», к которому художник обращался неоднократно. Одна из картин на этот сюжет, хранящаяся в Государственном Эрмитаже (ок. 1704-1709 гг.), является авторским повторением (с небольшими изменениями) полотна, выставлявшегося в парижском Салоне 1704 года и известного по гравюре А. Луара. У подножия креста застыли в торжественных и скорбных позах Мария и ученики Христа. Слева от них работник, приставляющий лестницу к кресту. На переднем плане изображен медный таз с губкой, пропитанной кровью. Соблюдение канонов академического классицизма сочетается в этой картине с непосредственными жизненными впечатлениями. Соединив в своем творчестве принципы классицизма с реалистической трактовкой деталей, Жувене оживил французскую академическую традицию. Основанные на внимательном наблюдении натуры, произведения Жана Жувене свидетельствуют о его знакомстве с искусством
Веронезе, Караваджо, Рембрандта, Рубенса, Пуссена. Для работ Жана Жувене характерны строгость и лаконизм композиций, динамика ракурсов, эмоциональная экспрессия образов, четкость линейного контура, сочный колорит и широкая пастозная живописная манера. Творчество художника высоко ценилось его современниками, подтверждением чего является официальная карьера художника: профессор Королевской Академии живописи и скульптуры (1681), директор (1705), ректор (1707). В этом перечне постов отсутствует лишь должность первого живописца короля, однако она оставалась вакантной после смерти П. Миньяра в 1695 году до назначения А. Куапеля в 1716 году. Собрания рисунков Жана Жувене хранятся в Стокгольме (Национальный музей) и Руане (Музей изящных искусств).
Произведения: «Св. Петр, исцеляющий тенью» (ок. 1675, Париж, Госпиталь Лаэнек); «Благовещение» (1685, Руан, Музей изящных искусств); «Христос, исцеляющий больных» (1689, Париж, Лувр); «Моление о чаше» (1694, Ренн, Музей изящных искусств и археологии); «Воспитание Богоматери» (ок. 1700, Флоренция, Уффици); «Аполлон и Фетида» (1700-1701, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Латона и ликийские крестьяне» (ок. 1700-1701, Фонтенбло, Национальный музей замка); «Портрет врача Раймона Фино» (1704, Париж, Лувр); «Портрет неизвестного» (ок. 1704, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).