Шарль де Ла Фосс (Charles de La Fosse, 1636, Париж — 1716, там же) - известный французский живописец, гравер и рисовальщик второй половины XVII — начала XVIII в., один из самых значительных художников-декоративистов своей эпохи. Сын ювелира, Шарль де Ла Фосс учился у гравера Ф. Шово и в мастерской
Шарля Лебрена. В 1658 году отправился в
Рим, где копировал произведения
Рафаэля, изучал античное искусство, творчество ренессансных художников и плафонную живопись
П. да Кортоны. Проведя три года в
Венеции, познакомился с искусством
Тициана,
Веронезе, Тинторетто и своего современника живописца П. Либери. Возвращаясь во Францию, остановился в Парме, чтобы увидеть работы
Корреджо. В 1663 году приехал в
Париж и благодаря покровительству сюринтенданта Королевских строений Ж. Б. Кольбера и первого живописца короля Ш. Лебрена участвовал в декоративном оформлении королевских резиденций и парижских церквей. Выполняя официальные и частные заказы, Шарль де Ла Фосс писал картины на религиозные и мифологические темы. Испытал влияние венецианских мастеров,
П. П. Рубенса и
Н. Пуссена. В 1665 году создал для свадебной капеллы в церкви Св. Евстафия
фрески «Бракосочетание Адама и Евы» и «Брак Богоматери». В 1666 году участвовал в выполнении декоративных работ в
Лувре, в 1670 году — в Тюильри. В 1673 году за картину «Похищение Прозерпины» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств) был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры и сделал впоследствии блестящую карьеру: 1682 г. — профессор Академии, 1699 г. — директор, 1702 г. — ректор, 1715 г. — канцлер. В 1676 году Ла Фосс декорировал церковь Успения на рю Сент-Оноре в Париже. Между 1671 и 1680 годах работал в Версальском дворце, участвуя в оформлении Лестницы послов и Больших апартаментов: «Ясон, прибывающий в Колхиду», «Александр Македонский, охотящийся на льва», «Жертвоприношение Ифигении» (Салон Дианы), плафон «Колесница Аполлона» (Салон Аполлона). Для Большого Трианона Шарль де Ла Фосс выполнил композиции «Аполлон и Фетида» и «Клития, превращающаяся в цветок подсолнуха» (1688 г.), для Марли — «Вакх и Ариадна» (1699 г., Дижон, Музей изящных искусств), для Медона — «Триумф Вакха» (1700 г., Париж, Лувр) и «Геракл между Пороком и Добродетелью» (1700 г., Невер, Муниципальный музей), для Малых апартаментов в Версальском дворце — «Младенец Моисей, спасенный из вод» (1701 г., Париж, Лувр). В 1689-1692 гг. Шарль де Ла Фосс жил в
Лондоне, где декорировал совместно с Ж. Б. Моннуайе и Ж. Руссо три комнаты в отеле бывшего британского посла во Франции Р. Монтегю. Об этом живописном ансамбле, который вызвал восхищение современников, сегодня можно судить лишь по описаниям, подготовительной картине для плафона (Манчестер), эскизам маслом (Лондон,
Музей Виктории и Альберта) и акварели Г. Шарфа (1845, Лондон, Британский музей). По окончании работ в отеле Монтегю Шарля де Ла Фосса пригласили участвовать в оформлении Хэмптон-Корта в Лондоне, однако, призванный
Людовиком XIV, он вынужден был вернуться во Францию, чтобы декорировать собор Дома инвалидов, где выполнил роспись купола и пандативов (1702-1705 гг.). В 1709 году в сотрудничестве с
Ж. Жувене и
А. Куапелем Шарль де Ла Фосс декорировал королевскую капеллу Сен-Луи в Версальском дворце («Воскресение Христа» в конхе апсиды). В поздний период творчества художник много и плодотворно работал по заказам религиозных братств и частных лиц, в том числе для герцога Ришелье, маркиза де Монпансье и его сестры Елизаветы Маргариты Орлеанской, герцогини де Гиз. В конце XVII века Ла Фосс написал несколько алтарных картин: «Воскрешение дочери Иаира» для картезианской церкви Нотр-Дам-де-Берси в Париже (ок. 1680 г.), «Введение Богоматери во Храм» для кармелитского монастыря в Тулузе (1682 г., Тулуза, Музей Августинцев), «Вручение ключей св. апостолу Петру» для церкви Св. Петра в Лилле (ок. 1700 г., Лилль, Музей изящных искусств). В 1704-1707 гг. Шарль де Ла Фосс декорировал роскошный дом богатого любителя искусств П. Кроза на рю де Ришелье в Париже, позднее — его новую загородную резиденцию в Монморанси. С 1708 по 1716 гг. Шарль де Ла Фосс и его жена жили в парижском особняке Кроза, и, возможно, именно Ла Фосс представил знаменитому коллекционеру
Антуана Ватто. Талантливый рисовальщик и живописец, Шарль де Ла Фосс работал также в технике пастели. Некоторые из его пастелей являются штудиями фигур для картин, другие — портреты. Многие произведения художника легкостью, грацией, элегантностью, богато нюансированным и люминозным колоритом и трепетной живописной манерой предвосхищают декоративные работы
Франсуа Лемуана в
Версале, а также рокайльный стиль Ватто,
Никола Ланкре и
Ж. О. Фрагонара. Шарль де Ла Фосс не питал особого интереса к теоретическим дискуссиям, которые вели в 1680-е годы «пуссенисты» и «рубенсисты», однако по своему темпераменту он был колорист и разделял идеи своего друга Р. де Пиля.
Произведения: «Диана и нимфы», «Хождение по водам», «Христос в пустыне, окруженный ангелами», «Явление Христа Марии Магдалине», «Агарь в пустыне» (все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).