Франсуа де Труа (François de Troy, 1645, Тулуза — 1730, Париж),
Жан Франсуа де Труа (Jean François de Troy, 1679, Париж — 1752, Рим) - знаменитая семья французских живописцев и рисовальщиков XVII-XVIII вв. Родоначальник этой художественной династии
Антуан де Труа жил и работал в Лангедоке. Его старший сын
Жан де Труа, один из учредителей Академии художеств в Монпелье, приобрел известность как исторический живописец, однако писал также портреты («Портрет Жанны де Жюлиар» - 1675-1680 гг., частное собр.; «Портрет Рике де Карамона», Москва, ГМИИ).
Младший сын
Антуана де Труа, Франсуа, прославился как один из самых фешенебельных портретистов эпохи царствования
Людовика XIV. Первые навыки живописного ремесла получил у своего отца и тулузского художника А. Дюрана. Приехав в 1662 году в
Париж, учился у портретистов К. Лефевра (1632-1675 гг.) и Н. П. Луара (1624-1679 гг.), на свояченице которого, Жанне Котель, дочери художника Жана I Котеля, он женился (1668 г.). В 1671 году Франсуа де Труа был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1675 году стал академиком, представив в качестве morceau de reception картину «Меркурий и Аргус» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств). В дальнейшем Франсуа де Труа сделал блестящую официальную карьеру: 1692 г. - помощник профессора в Академии, 1693 г. - профессор, 1708-1711 гг. - директор, 1722 г. - помощник ректора. В ранний период творчества писал преимущественно картины на религиозные и мифологические сюжеты, однако, начиная с 1675 года посвятил себя портретному жанру. В 1679 году Франсуа де Труа выполнил портрет шведского посла во Франции Нильса Bielke, в 1680 г. - портрет Марии Анны Кристины Виктории Баварской, невесты дофина, сына Людовика XIV (
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). Среди заказчиков Франсуа де Труа была фаворитка короля мадам де Монтеспан и ее родственники, в частности сын де Монтеспан от Людовика XIV Луи Огюст де Бурбон, герцог дю Мэн, и его жена Анна Луиза Бенедит де Бурбон-Конде, герцогиня дю Мэн, обосновавшиеся в 1700 году в замке Со. Здесь художник написал картину «Урок астрономии» (ок. 1705-1710 гг., Со, Музей Иль-де-Франс), на которой изобразил герцогиню как покровительницу наук (книги, глобус, армиллярная сфера, компас, транспортир) в обществе астронома Н. де Малезьё (позднее профессор математики, член Французской Академии, автор «Основ геометрии» - 1715 г.) и аббата Ш. Жене, фактотума герцога (в будущем академика), предлагающего лупу де Малезьё, который имел плохое зрение (отсюда его прозвище - Mai aux yeux). Франсуа де Труа обладал исключительной способностью угодить вкусам своих заказчиков. Его портреты ценились за реалистическую достоверность образов, смягченную деликатной идеализацией, и умение подчеркнуть высокий социальный статус клиента (богатая обстановка, изысканные туалеты, эффектные аксессуары, благородство манер). К числу подобных работ принадлежит «Портрет Марии Аделаиды Савойской» (1697 г., Москва, ГМИИ). Юная супруга герцога Бургундского, внука Людовика XIV, и будущая мать
Людовика XV изображена в традиционной для парадных портретов репрезентативной позе на фоне пышной драпировки. Одной рукой она слегка опирается на парапет, тогда как другой грациозно поддерживает край синей бархатной мантии. Золотые лилии, украшающие мантию, и мех горностая, которым она оторочена, указывают на принадлежность модели к французскому королевскому дому. Однако в образе Марии Аделаиды едва ли угадывается подлинный характер двенадцатилетней девочки: ее живой ум, сердечная доброта и очаровательная непосредственность, которые, судя по воспоминаниям Сен-Симона, сделали ее любимицей Людовика XIV и королевского двора. К середине 1690-х годов Франсуа де Труа приобрел в обществе репутацию «живописца женщин», которых он предпочитал изображать в виде олимпийских богинь (
Венера, Церера, Геба). Эти портреты, несмотря на мифологический реквизит (костюмы, атрибуты), отличаются большим мастерством в передаче внешнего сходства, а также эмоциональной выразительностью образов, предвосхищая рокайльные портреты
Франсуа Юбера Друэ и
Жана Марка Наттье. В отличие от своих современников И. Риго и Н. де Ларжильера, первый из которых был главным образом портретистом королевского двора, а второй выполнял заказы преимущественно представителей буржуазии, Франсуа де Труа успешно работал как для придворной аристократии, так и для буржуа, при этом его «буржуазные» портреты отличаются более натуралистической и приземленной трактовкой моделей и более интимным характером. Помимо мужских и женских портретов, Ф. де Труа писал также великолепные групповые портреты. В 1704 году он выставил в Салоне монументальную амбициозную картину «Пир Дидоны и Энея» (ок. 1702-1703гг., США, частное собр.) - групповой портрет членов семьи герцога и герцогини Мэнских. В 1708-1710 гг. художник выполнил портрет собственной семьи (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). Кроме того, Ф. де Труа создавал картины, связанные с конкретными историческими событиями (в честь рождения герцога Бургундского в 1682 г., в ознаменование окончания голода из-за суровой зимы 1708-1709 гг., в память о заключении Утрехтского мира 1715 г.). Один из самых талантливых и плодовитых художников второй половины XVII - начала XVIII века, Франсуа де Труа регулярно выставлялся в парижском Салоне. Так, в 1699 году он представил на суд зрителей не менее 24 картин, в 1704 году - свыше 30. Благодаря знакомству в молодости с Р. де Пилем, который приобщил его к искусству голландских и фламандских мастеров, Ф. де Труа испытал влияние северной традиции портретной живописи (
Рембрандт, Ван Дейк, Г. Доу). Наряду с Риго и Ларжильером, Ф. де Труа считается одним из главных представителей официального парадного портрета эпохи Grand Siecle («Семья короля с герцогиней де Вантадур» — ок. 1712-1713 гг.,
Лондон, собр. Уоллес), но одновременно рассматривается и как предшественник рокайльных мифологических портретов XVIII века («Аллегорический портрет герцога дю Мэна и мадемуазель де Нант в виде Париса и Венеры» — 1691 г., Париж,
Лувр). Вместе с тем в творческом наследии Франсуа де Труа существуют замечательные образцы камерной портретной живописи, одним из которых является «Портрет жены художника» (ок. 1704 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Эта картина поражает лаконичной простотой композиции (строгий нейтральный фон, отсутствие аксессуаров), сдержанной цветовой палитрой и интересом к внутреннему миру человека (спокойная естественная поза, мягкий задумчивый взгляд). Присущие искусству Ф. де Труа красота колорита и флюидность живописной манеры компенсируют недостатки композиции в некоторых работах художника, главным образом в групповых портретах («Семья живописца» — ок. 1705 г., Ле-Ман, Музей Тессе). Колористическая гамма в произведениях Ф. де Труа эволюционировала от ярких и насыщенных красок к более светлым и утонченным цветовым тональностям. Среди учеников Франсуа де Труа были его сын Жан Франсуа де Труа, А. Буи (1656-1740), А. С. Бель (1674-1734), А. Гриму (1678-1733) и Франсуа Юбер Друэ. Умер художник в Париже в своем доме на рю Нёв-де-Пти-Шам.
Жан Франсуа де Труа учился у своего отца и посещал рисовальные классы Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1699 году получил Римскую премию, однако в пенсионерскую поездку в Италию вынужден был отправиться на средства родителей. Произведений итальянского периода творчества художника (1699-1706 гг.), к сожалению, не сохранилось. Вернувшись в Париж, Жан Франсуа де Труа удостоился редкой и почетной привилегии: он был одновременно допущен и принят в Королевскую Академию, представив в качестве morceau de reception картину «Смерть детей Ниобы» (Монпелье, Музей Фабра). Один из самых преуспевающих живописцев своего поколения, разносторонне одаренный, Жан Франсуа де Труа создавал портреты, картины на религиозные и мифологические темы («Сусанна и старцы» - 1725 г., Руан, Музей изящных искусств) и композиции, связанные с реальными историческими событиями: «Чума в Марселе 1720 года» (1722 г., Марсель, Музей изящных искусств), «Св. Женевьева и парижские эшевены» (1726 г., Париж, церковь Сент-Этьен-дю-Мон), написанная в память об избавлении от наводнения и голода 1725. Кроме того, Жан Франсуа де Труа создавал так называемые tableaux de modes — картины с изображением сцен из жизни парижской элиты. Выполненные в духе «галантных празднеств»
Антуана Ватто, они лишены, однако, поэтического очарования и психологической глубины своих прототипов («Объяснение в любви» - 1731 г., Берлин, Замок Шарлоттенбург). Одна из лучших среди tableaux de modes Ж. Ф. де Труа -«Чтение Мольера» (1710 г., частное собр.), которая отличается жизненной убедительностью в изображении интерьера, предметов обстановки, костюмов, а также естественной группировкой фигур и мастерством в передаче эмоциональной реакции персонажей. В 1727 году Жан Франсуа де Труа принял участие в конкурсе 12 членов Академии на премию в 5000 ливров, которую по решению сюринтенданта Королевских строений герцога д'Антена он разделил за картину «Отдых Дианы» с
Франсуа Лемуаном, представившим композицию «Великодушие Сципиона» (обе — Нанси, Музей изящных искусств). В 1726-1729 гг. Ж. Ф. де Труа написал четыре мифологические и восемь аллегорических картин для отеля С. Бернара в Париже и декорировал капеллу в его замке в Пасси, а также выполнил 35 аллегорических десюдепортов по заказу генерального контролера финансов де Лалива. В 1730-1735 гг. создал серию картин на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия для отеля де Сенозана. В 1737 году Жан Франсуа де Труа участвовал в живописной декорации апартаментов Людовика XV в замке Фонтенбло, доверенной самым крупным художникам эпохи (
Карл Ванлоо,
Никола Ланкре, Ш. Парросель,
Франсуа Буше,
Шарль Жозеф Натуар, Л. Галлош, Д. де Шаванн). Жан Франсуа де Труа написал картину «Завтрак охотников» (1737 г., Париж, Лувр), на которой изобразил трапезу элегантного общества на лоне природы. Галантный характер, присущий его tableaux de modes, сочетается здесь с прозаическими мотивами, типичными для жанровой живописи голландских и фламандских мастеров. Не случайно современники называли его «французским Йордан сом» («Пан и нимфа Сиринга» - 1720 г., Кливленд, Художественный музей). Ж. Ф. де Труа испытал влияние
П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Я. Иорданса, П. де Боса. О воздействии на его творчество северной традиции свидетельствуют повествовательная занимательность, детализация, преобладание теплых тонов в цветовой палитре и пастозная манера письма. Одна из самых знаменитых картин Жан Франсуа де Труа - «Завтрак с устрицами» (1735 г., Шантийи, Музей Конде), выполненная по заказу Людовика XV для столовой Малых апартаментов Версальского дворца. Написанная в пандан к «Завтраку с ветчиной» Н. Ланкре (1735, Шантийи, Музей Конде), она отличается динамичной композицией, искусной аранжировкой фигур и необыкновенно выразительной колористической гаммой, построенной на контрасте теплых красных, розовых и желтых тонов и холодных голубых и зеленых, мягко дополненных бежевыми и серыми. В 1730-1740-х гг. Ж. Ф. де Труа активно сотрудничал с Королевской мануфактурой гобеленов, создав картоны для двух серий шпалер на темы «История Эсфири» (1736-1740 гг.) и «История Ясона и Медеи» (1743-1748 гг.). Семь монументальных композиций цикла «История Эсфири» выполнены в традициях лебреновских «махин», но в рокайльном стиле. Лишенные драматизма и психологической глубины, они имеют развлекательный аспект экзотических «тюркери».
Произведения
Франсуа де Труа: «Венера и Адонис» (1679, Париж, Лувр); «Портрет герцогини Орлеанской, принцессы Палатинской» (1680, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет лютниста Шарля Мутона» (1690, Париж, Лувр); «Портрет Франсуазы Марии де Бурбон, мадемуазель де Блуа» (ок. 1690, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет герцогини дю Мэн» (1694, Орлеан, Музей изящных искусств); «Портрет детей дофина» (1696, Милан, Галерея Сабауда); «Портрет сюринтенданта Королевских строений Жюля Ардуэна-Мансара» (1699, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет Джеймса Эдуарда Стюарта» (1700, Ганновер, Музей земли Нижняя Саксония); «Автопортрет» (1702, Шалон-сюр-Марн, Музей Гарине); «Портрет герцогини де Ла Форс» (1714, Руан, Музей изящных искусств); «Портрет Жана де Жюльена» (1722, Валансьен, Музей изящных искусств); «Портрет актера Барона» (Париж, Музей Комеди Франсэз); «Портрет Юрбэна Шеврё» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Женский портрет» (Тур, Музей изящных искусств).
Жан Франсуа де Труа: «Портрет семьи де Франквилля» (1711, Дуэ, Художественный музей); «Сусанна и старцы» (1715, Москва, ГМИИ); «Клития, превращающаяся в цветок подсолнуха» (1717, Мо, Музей Боссюэ); «Зефир и Флора», «Ацис и Галатея» (оба — 1724, Версаль, Муниципалитет); «Нимфа Салмакида и Гермафродит» (ок. 1730, Мо, Музей Боссюэ); «Пейзаж с охотником» (1730, Кембридж, Музей Фицуильямс); «Христос перед Пилатом» (1731), «Первый капитул ордена Св. Духа в Париже при Генрихе IV» (1732, оба — Париж, Лувр); «Диана и Актеон» (1734, Базель, Публичное художественное собрание); «Пир Эсфири и Артаксеркса» (1739, Париж, Лувр); «Измена Ясона Медее» (1745, Клермон-Ферран, Музей изящных искусств); «Медея после убийства своих детей» (1746, Париж, Лувр); «Ясон и золотое руно» (Клермон-Ферран, Музей изящных искусств); «Смерть Людовика XIII» (Дания, Замок Кронборг); «Рождение Венеры» (Берлин, Государственные замки и сады).