Юбер Друэ (Hubert Drouais, 1699, Сен-Самсон-де-Ла-Рок (департамент Эр) -1767, Париж),
Франсуа Юбер Друэ (Francois-Hubert Drouais, 1727, Париж - 1775, там же),
Жан Жермен Друэ (Jean-Germain Drouais, 1763, Париж - 1788, Рим) - знаменитая семья французских живописцев XVIII века. Основатель этой династии Юбер Друэ начал свое художественное образование в Руане. Приехав в 1717 году в
Париж, поступил в мастерскую известного придворного портретиста
Франсуа де Труа, который использовал его как копииста. В 1730 году Юбер Друэ был допущен и принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры, представив на суд академического жюри две картины: «Портрет художника Жана Кристофа» (
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона) и «Портрет скульптора Робера Ле Лоррэна» (Париж,
Лувр), которого он изобразил с моделью его статуи «Геба» для замка Марли. Преуспевающий живописец и миниатюрист, Юбер Друэ регулярно выставлялся в парижском Салоне (1733-1755 гг.). В своих элегантных женских портретах он нередко прибегал к театрализации, изображая свои модели в виде мифологических богинь. Одна из самых известных его работ - «Портрет певицы Мари Пелисье» (ок. 1725-1730 гг., Париж, Лувр). Начиная с 1749 года Юбер Друэ добился больших успехов при королевском дворе, однако, его сын Франсуа Юбер значительно превзошел отца.
Один из типичных представителей французского рокайльного портрета,
Франсуа Юбер Друэ учился у Юбера Друэ, затем у Д. Нонотта,
Карла Ванлоо,
Шарля Жозефа Натуара и
Франсуа Буше. В 1755 году был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры за «Женский портрет» (не сохранился), а в 1757 году стал академиком, представив в качестве morceaux de reception «Портрет Гийома Кусту» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона) и «Портрет Эдма Бушардона» (Париж, Лувр), придворных скульпторов
Людовика XV и профессоров Королевской Академии. В конце 1756 года Франсуа Юбер Друэ был приглашен ко двору для написания портрета сыновей дофина - герцога Беррийского и графа Прованского (будущих королей Франции
Людовика XVI и Людовика XVIII). Выставленный в Салоне 1757 года среди семи других произведений Ф. Ю. Друэ, этот портрет (Сан-Пауло, Художественный музей) вызвал восторженную реакцию зрителей и обеспечил художнику королевский патронат в течение всей последующей жизни. Ф. Ю. Друэ довольно быстро добился популярности и стал одним из самых модных портретистов Парижа. Современники называли его «новым Рембрандтом», «вторым Ван Дейком». Франсуа Юбер Друэ писал преимущественно женские и детские портреты, изображая грациозных дам с миловидной внешностью в образе олимпийских богинь, муз или весталок и очаровательных детей с кукольными личиками. Опираясь на традиции официального парадного портрета XVII века (нарочитая репрезентативность, статика, идеализация, аллегорические атрибуты) и прибегая к характерной для портретной живописи рококо «маскарадной» костюмировке (античной, пасторальной или турецкой), художник умел угодить вкусам своих высокопоставленных заказчиков. Его произведения отличаются тщательной детализированной манерой письма, гладкой красочной фактурой и светлой цветовой палитрой. Одна из самых знаменитых картин Франсуа Юбера Друэ - «
Портрет мадам де Помпадур» (1763-1764 гг.,
Лондон, Национальная галерея), на котором она представлена в окружении книг, музыкальных инструментов и произведений искусства. В этом портрете мастеру удалось добиться гармоничного единства внешнего сходства и мягкой идеализации, непринужденности и рафинированной элегантности, камерной интимности и импозантной величественности. Неудивительно, что барон Гримм провозгласил картину шедевром: «Все мэтры нашей Академии писали мадам Помпадур, но Друэ, на мой взгляд, превзошел всех». В дальнейшем Ф. Ю. Друэ сделал блестящую официальную карьеру, апогей которой связан с покровительством новой фаворитки Людовика XV, мадам Дю Барри. В 1771 году Франсуа Юбер Друэ получил должность первого живописца графа Прованского, внука короля. В 1772 году сам Людовик XV заказал художнику свой портрет, экспонировавшийся в Салоне 1773 года (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В этом же году Ф. Ю. Друэ был назначен советником Королевской Академии живописи и скульптуры и написал по заказу Людовика XV для замка Шуази портреты супруг своих внуков - графини Прованской в виде Дианы и Марии Антуанетты в виде Гебы (Шантийи, Музей Конде).
Сын Франсуа Юбера Друэ
Жан Жермен учился у своего отца, с 1778 года - у Н. Г. Брене, а в 1781 году поступил в мастерскую
Жака Луи Давида. Получив в 1784 году Римскую премию за картину «Ханаанская женщина у ног Христа» (Париж, Лувр), отправился в Италию в качестве пенсионера Французской Академии в
Риме. Здесь он написал свою первую монументальную композицию в неоклассическом стиле Давида «Марий в Минтурне» (1786, Париж, Лувр), увидев которую Ж. Б. М. Пьер, первый живописец короля, высказал предположение, что Ж. Ж. Друэ превзойдет Давида. Однако предсказанию Пьера не суждено было подтвердиться ввиду преждевременной смерти художника. Многообещающий исторический живописец, талантливый ученик Давида и его потенциальный соперник, Ж. Ж. Друэ умер в 1788 году, в возрасте двадцати пяти лет.
Произведения:
Ф. Ю. Друэ: «Портрет маркизы Соран» (1757, Париж, Лувр); «Портрет Маргариты Екатерины Эно, подрезающей крылья Амуру» (1761, частное собр.); «Портрет Д. М. Голицына», «Портрет Д. П. Салтыковой-Чернышевой» (оба — 1762, Москва, ГМИИ); «Портрет детей герцога Орлеанского» (1762, Ереван, Картинная галерея); «Портрет принца Шарля Филиппа и принцессы Марии Аделаиды» (1763, Париж, Лувр); «Портрет Мадам Франции (дочерей Людовика XV Виктории, Софии и Луизы) в виде Муз» (ок. 1763, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет мадам Дю Барри в виде Флоры» (ок. 1769, Вашингтон, Национальная галерея); «Портрет дамы в белом платье» (1773, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Девочка с собачкой» (1750-1760-е, Москва, ГМИИ); «Маркиз де Сурш и его семья» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона).
Ж. Ж. Друэ: «Возвращение блудного сына» (1782, Париж, церковь Сен-Pox); «Воскрешение сына вдовы из Наина» (1783, Ле-Ман, Музей Тессе); «Филоктет на острове Лемнос» (1788, Шартр, Музей изящных искусств).