Пьер Сюблейра (Pierre Subleyras, 1699, Сен-Жиль-дю-Гар - 1749, Рим) - знаменитый французский художник первой половины XVIII века. С 1728 года жил в Италии. Самый крупный представитель классической традиции в римской живописи в 1730-1740-е годы. Писал картины на христианские, мифологические и аллегорические темы, жанровые сцены,
портреты, пейзажи, натюрморты, ню, однако прославился, прежде всего, как автор религиозных композиций, иллюстратор канонизаций святых и блестящий портретист. Работал по заказам Папы Римского, церквей и светской аристократии. Основы живописного ремесла получил у своего отца, местного художника
Матьё Сюблейра, затем учился в Тулузе в мастерской А. Ривальца (1667-1735 гг.), находившегося тогда в зените славы. В 1726 году, получив стипендию от города, приехал в
Париж, где продолжил свое образование в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1727 году Пьер Сюблейра принял участие в конкурсе на Римскую премию и был удостоен первой премии за картину «Моисей и медный змей» (Ним, Музей изящных искусств), которая свидетельствует о его знакомстве с творчеством
Франсуа Лемуана (светлый колорит, свобода и тонкость красочного мазка, плавная текучесть линий) и
Николы Пуссена (гармоническая ясность и законченность композиции). В 1728 году первый живописец короля
Л. де Буллонь вручил Пьеру Сюблейра золотую медаль Римской премии и 200 ливров для поездки в Италию, куда он отправился в качестве королевского пенсионера вместе с художниками Л. Г. Бланше и П. Ш. Тремольером, скульптором Р. М. Слодтцем и архитектором П. Э. Ле Боном. В период стажировки во Французской Академии в
Риме, которую возглавлял с 1727 года талантливый педагог Н. Флёйгельс, Пьер Сюблейра изучал и копировал произведения Корреджо,
Тициана, Веронезе, Г. Рени, Ф. Альбани, Гверчино, Н. Пуссена. В Палаццо Манчини, где с 1725 года размещалась Французская Академия, Сюблейра жил в течение семи лет вместо предписанных правилами трех. Этой привилегии, крайне раздражавшей Флёйгельса, Пьер Сюблейра был обязан своим высокопоставленным покровителям — сюринтенданту Королевских строений герцогу д'Антену, французскому послу в Риме герцогу де Сент-Эньяну, принцессе Памфили, графине д'Узэ. В 1732 году Сюблейра написал для герцога де Сент-Эньяна серию картин на сюжеты сказок Лафонтена: «Гуси брата Филиппа», «Кобыла кума Пьера», «Вьючный осёл», «Отшельник», «Сокол», «Влюбленная куртизанка» (Париж,
Лувр; Бостон, Музей изящных искусств; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), позднее - «Мученичество св. Ипполита» (1732-1741 гг., Фонтенбло, Национальный музей замка). В 1737 году Пьер Сюблейра выполнил по заказу аббата Ф. Рамелли, настоятеля монастыря Санта-Мария-Нуова-д'Асти в Пьемонте, монументальную композицию «Пир у фарисея Симона», насчитывающую более 30 персонажей (Париж, Лувр). Эта картина, отмеченная влиянием Веронезе и особенно Пуссена, выдвинула Сюблейра в один ряд с самыми знаменитыми в Риме художниками (М. Бенефиал, А. Мазуччи, Ф. Манчини). В этом же году художник запечатлел торжественную церемонию вручения герцогом де Сент-Эньяном ордена Св. Духа принцу Дж. Ваини, состоявшуюся в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (Франция, частное собр.; Париж, Музей Почетного легиона и Музей Карнавале). В отличие от Дж. П. Панини, изобразившего это событие в реалистической манере (Кан, Музей изящных искусств), Пьер Сюблейра предпочел амбициозную аллегорию, в которой он следовал канонам «Иконологии» Ч. Рипы. В 1739 году Сюблейра написал для церкви Санти-Косма-э-Дамиано в Милане, принадлежавшей ордену иеронимитов, картину «Видение св. Иеронима», в 1744 году выполнил для этой же церкви «Распятие со святыми» (Милан, Пинакотека Брера). В 1739 году художник женился на Марии Феличе Тибальди, старшей из восьми дочерей известного скрипача и композитора Дж. Б. Тибальди, сочинения которого современники сравнивали с музыкальными опусами Альбинони и Корелли. Венчание состоялось в церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата. Мария Феличе была превосходной миниатюристкой, часто копировала произведения мужа («Пир у фарисея Симона» - 1748 г., Рим, Капитолийский музей) и в 1742 году стала членом Римской Академии св. Луки — честь, которой удостоилась до нее в XVIII веке только Р. Каррьера. Сюблейра был принят в члены Академии св. Луки в 1740 году. Через год, благодаря посредничеству кардинала С. В. Гонзага, государственного секретаря и близкого друга Папы Бенедикта XIV, Сюблейра получил почетный заказ написать портрет Великого понтифика. «Портрет Папы Бенедикта XIV» встретил всеобщее одобрение и был подарен Бенедиктом XIV в 1757 году Сорбонне (Шантийи, Музей Конде). Успех этой картины окончательно закрепил репутацию Пьера Сюблейра как одного из ведущих художников Рима. Добившись признания в высших кругах римского общества, имея поддержку влиятельных патронов, престижные заказы и вступив в брак, Сюблейра решил навсегда остаться в Италии. В 1742 году он обосновался с семьей в Каза-Стефанони на виа Феличе, около церкви Сантиссима-Тринита-деи-Монти и площади Испании. Здесь родились его дети: Луиджи (1742 г.), Мария Клементина (1743 г.) и Джузеппе (1745 г.), старшая дочь Карлотта появилась на свет в 1740 году. Между тем, живя в Италии, Пьер Сюблейра продолжал поддерживать тесные контакты с Францией. В 1741 году он выполнил по заказу соотечественников две монументальные композиции: «Св. Иосиф» для церкви Сент-Этьен в Тулузе (Тулуза, Музей Августинцев) и «Успение Богоматери» для собора в Грассе (Бурк-ан-Брес, Музей Бру). В 1744 году М. Бенефиал, избранный хранителем собрания картин в Академии св. Луки, назначил Сюблейра своим ассистентом. В 1746 году Пьер Сюблейра написал ставшую знаменитой впоследствии картину «Мастерская художника» - подлинный шедевр его живописного мастерства и своеобразное завещание (Вена, Академия художеств). На картине представлена мастерская художника, заполненная гипсовыми слепками и множеством картин, среди которых портреты, мифологические сцены, «академии», этюды голов и религиозные композиции, фиксирующие основные этапы творческой биографии художника. В нижнем левом углу картины Пьер Сюблейра изобразил и самого себя, демонстрирующего зрителям написанный им в молодости «Автопортрет», как бы говоря: «Вот каким я был и каков я теперь». Выполненная всего за несколько месяцев, в период обострения тяжелой болезни (Сюблейра был болен туберкулезом), эта картина является одной из самых прекрасных в истории живописи tableau dans le tableau. Она воспринимается как аллегория краткости жизни и вызывает в памяти «Лавку Жерсена»
Антуана Ватто, которую Сюблейра мог видеть в Париже в 1726-1728 гг. С октября 1746 г. по июнь 1747 г. Пьер Сюблейра жил по совету врачей в Неаполе. Вернувшись в Рим, он написал по заказу Папы Бенедикта XIV композицию «Месса св. Василия» для базилики Св. Петра, которая должна была заменить пострадавшую от влажности картину Дж. Муциано (1532-1592 гг.) на эту же тему. Ее сюжетом является малоизвестный эпизод из истории христианства, иллюстрирующий победу над арианской ересью. Согласно церковной легенде, римский император Валент (364-378 гг.), сторонник ариан, отрицавших тождественность и единосущность Бога Отца и Бога Сына и таинство Св. причастия, пришел на мессу, которую служил епископ Василий (ок. 330-379 гг.) и, потрясенный происходящим, потерял сознание. В настоящее время «Месса св. Василия» Сюблейра находится в римской церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-алле-Терме (эскизы - Париж, Лувр; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), а в базилике Св. Петра выставлена мозаичная копия, выполненная в 1751 году группой мастеров под руководством римского живописца П. Л. Гецци и установленная в 1754 году. Скромный, доброжелательный, образованный, Пьер Сюблейра, по воспоминаниям современников, имел философский склад ума и несколько меланхолический характер. Он любил музыку, литературу поэзию и наряду с К. Ж. Берне и Р. М. Слодтцем был членом литературной Академии «Аркадия». Сюблейра умер от туберкулеза, не достигнув пятидесяти лет, похоронен в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Если в Италии Пьер Сюблейра прославился уже при жизни, то во Франции он стал знаменит только в эпоху царствования Людовика XVI. Однако в XIX веке он был полностью забыт: французы воспринимали его как римлянина, а итальянцы считали французским художником. Благодаря природному таланту, настойчивости и трудолюбию Сюблейра рано сформировался как яркая творческая индивидуальность. Не случайно уже в 1735 году его приглашали в Тулузу, когда умер Ривальц, в 1739 году предлагали работать в Дрездене, в 1741 году - в Мадриде. Наряду с
Симоном Вуэ и
Валантеном де Булонем Пьер Сюблейра был одним из немногих французских мастеров, удостоенных чести получить заказ на картину для базилики Св. Петра. Творческий гений Сюблейра не поддается однозначному определению. Француз и римлянин, он органично соединил в своем искусстве традиции двух великих художественных школ. Неповторимо оригинальный стиль художника сложился на основе внимательного изучения античного искусства и ренессансной живописи, караваджизма и барокко, римского и болонского классицизма. Его квалифицировали как «нового Пуссена», сравнивали с
Шарденом. Современники ценили Сюблейра за поэтизацию реальности, точность рисунка и утонченность колорита, в котором превалируют черные, белые, голубые и излюбленные им розовые тона. Динамичным эффектам перспективы Пьер Сюблейра предпочитал четкое и последовательное чередование планов, глубине - замкнутое пространство, изогнутой линии - прямую, движению - покой, накалу страстей - сосредоточенное самоуглубление. Характерные для ранних произведений Сюблейра драматические светотеневые контрасты (отголоски караваджизма Ривальца) сменяются в более поздних его работах ровным спокойным освещением. Картины Пьера Сюблейра на религиозные темы отличают суровая строгость и величественная простота композиций, гармоничное равновесие форм и цветовых пятен, возвышенная одухотворенность образов, сдержанность в передаче эмоций и реализм в трактовке деталей (одежда, аксессуары, натюрморт). В портретном жанре он, как правило, идеализировал заказчика, рафинируя черты его лица, позу и жест до такой степени, при которой созданный им образ, не утрачивая сходства с моделью, приобретал особое благородство и привлекательность. Возможно, секрет непреходящей ценности искусства Сюблейра, как и других великих мастеров прошлого, заключается в нерасторжимом единстве правды и красоты.
Произведения: «Поклонение пастухов», «Поклонение волхвов» (ок. 1716, Зальцбург, Галерея Резиденции); «Портрет родителей» (1722, частное собр.); «Портрет скульптора Пьера Лука» (ок. 1725, Тулуза, Музей Августинцев); «Поклонение волхвов» (до 1726, Экс-ан-Прованс, Музей Гране); «Портрет мадам Пуларье с дочерью» (ок. 1728, Каркассон, Музей изящных искусств); «Явление двух святых кающимся монахам» (1734-1738, Монпелье, Музей Фабра); «Бичевание Христа» (ок. 1735, Монтобан, Музей Энгра); «Голова женщины в тюрбане» (ок. 1735, Весуль, Музей Гарре); «Портрет Пьетро Франческо Корнадзано» (после 1735, Аяччо, Музей Феш); «Аллегория пяти чувств (Атрибуты искусств)» (ок. 1735, Тулуза, Музей Августинцев); «Иуда Маккавей разрушает храм и статую Юпитера» (ок. 1735, Дюссельдорф, Художественный музей); «Ангел-хранитель» (1735-1740, Поли, церковь Сан-Пьетро-Апостоло); «Женщина с двумя голубками» (ок. 1735-1740, Париж, частное собр.); «Портрет Марко Фоскарини» (1737-1741, Венеция, Музей Коррер); Портрет К. Ж. Берне» (ок. 1739, Амьен, Музей Пикардии); «Портрет Фридриха Христиана, принца Саксонского» (1739, Дрезден, Картинная галерея); «Портрет Марии Феличе Тибальди» (ок. 1739, Уорчестер, Массачусетс, Художественный музей); «Обнаженная» (ок. 1739), «Читающая Богоматерь» (до 1740, оба — Рим, Палаццо Барберини); «Портрет дона Чезаре Бенвенути» (1742), «Мученичество апостола Петра» (ок. 1743, оба — Париж, Лувр); «Портрет аббата Таккетти» (ок. 1744, Турин, Галерея Сабауда); «Св. Бенедикт воскрешает ребенка» (1744, Рим, церковь Св. Франциска); «Св. Амвросий отпускает грехи императору Феодосию» (1745, Перуджа, Национальная галерея Умбрии); «Св. Камилл де Леллис, поклоняющийся кресту» (1746, Риети, церковь); «Св. Камилл де Леллис спасает больных в госпитале Сан-Спирито во время разлива Тибра в 1598» (1746, Рим, Музей Рима); «Харон в лодке на Стиксе» (1746, Париж, Лувр); «Апофеоз св. Камилла де Леллиса» (1746, Амьен, Музей Пикардии); «Св. Хуан де Ла Крус» (1746, Бирмингем, Городской музей и художественная галерея); «Портрет Гораса Уолпола» (ок. 1746-1747, Лидс, Городская художественная галерея); «Мистический брак св. Екатерины» (ок. 1746-1747, Нортгемптон, Художественный музей колледжа Смита); «Портрет Ж. А. де Лиронкура» (ок. 1747, Париж, Лувр); «Портрет Анны Клиффорд» (ок. 1747, Кан, Музей изящных искусств); «Портрет Джованни Тибальди (?)» (1740-е, Балтимор, Галерея Уолтере).