Луи Токке (Louis Tocque, 1696, Париж — 1772, там же) - знаменитый французский художник XVIII века, один из ведущих портретистов своей эпохи, создавший обширную портретную галерею аристократов и буржуа середины XVIII века, а также портреты членов королевской семьи. Учился у исторического живописца
Н. Бертена (1667-1736 гг.), затем в мастерской придворного портретиста
Жана Марка Наттье, на дочери которого он женился в 1747 году. Копировал произведения
А. Ван Дейка,
Н. де Ларжильера,
И. Риго. В 1731 году за «Портрет семьи Перана де Морара» был допущен в Королевскую Академию живописи и скульптуры, в 1734 году стал ее полноправным членом, представив в качестве morceaux de reception «Портрет Луи Галлоша» и «Портрет Ж. Б. Лемуана» (
Париж,
Лувр).
Репутация Луи Токке как портретиста упрочилась после написания «Портрета дофина Людовика Бурбонского», сына
Людовика XV и Марии Лещинской (1739 г., Париж, Лувр), и «Портрета Марии Лещинской» (1740 г., Париж, Лувр), выполненных в традициях официального парадного портрета (репрезентативная композиция, эффектные аксессуары). Начиная с 1737 года Токке регулярно выставлялся в парижском Салоне, где его картины пользовались неизменным успехом. В 1756-1758 гг. работал в Санкт-Петербурге, куда он был приглашен для создания большого парадного портрета императрицы Елизаветы Петровны (1758 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1758-1759 гг. жил в течение семи месяцев в Копенгагене, где был принят в члены недавно основанной Королевской Академии изящных искусств, прислав позднее из Парижа в качестве morceau de reception «Портрет Ж. М. Наттье», тогда как Наттье, также удостоенный этой чести, представил «Портрет Луи Токке» (Копенгаген, Королевская Академия Дании). Находясь в Копенгагене, Луи Токке выполнил парадные портреты Фредерика V, его второй жены Джулии Марии (Копенгаген, Амалиенборг) и крупных государственных деятелей. Умение подчеркнуть высокий социальный статус заказчика и мастерство в передаче фактуры тканей (изысканное золотое шитье, тончайший узор прозрачных кружев) сближают Токке с Риго и Ларжильером. Однако официальные портреты Луи Токке лишены, как правило, типичной для работ этих мастеров театральной помпезности. Произведениям Токке не свойственны ни идеализация, к которой прибегал его тесть Наттье, ни фривольные мотивы, дезабилье и манерность, свойственные рокайльным портретам с их стереотипной «кукольностью» лиц. Токке стремился к объективной точности в трактовке внешнего облика модели, не скрывая ни возраст, ни индивидуальные особенности лица и фигуры портретируемого. В творчестве Луи Токке встречаются довольно некрасивые женские лица, но привлекательные своей одухотворенностью и трепетом внутренней жизни. Не случайно он постоянно повторял своим ученикам: «...не отходите никогда от внешности, какой бы она ни была неблагоприятной, красота самого письма может придать ей прелести». Для большинства его портретов, выполненных по заказу частных лиц, характерны простота композиций, строгий нейтральный фон, минимум аксессуаров, интимная камерность и утонченная цветовая палитра с преобладанием жемчужно-серых, серебристо-голубых и розовых тонов. Искусство Луи Токке оказало заметное влияние не только на французскую портретную живопись, но и на творчество некоторых скандинавских художников (К. Г. Пило, И. Юль).
Произведения: «Портрет графини Ломени де Бриен» (1737, Страсбург, Музей изящных искусств); «Портрет маркиза де Люкера» (1743, Орлеан, Музей изящных искусств); «Портрет поэта Грессе» (1750,
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет Анны Данже» (1753, Париж, Лувр); «Портрет Пьера Желиотта в роли Аполлона» (ок. 1755, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Портрет маркиза де Мариньи» (1755, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет Н. А. Демидова» (1756-1758, Москва, ГМИИ); «Портрет Е. А. Головкиной» (1757), «Портрет И. И. Шувалова» (1750-е, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).