Шарль Жозеф Натуар (Charles Joseph Natoire, 1700 — 1777) – знаменитый французский живописец, рисовальщик и педагог XVIII века, один из самых талантливых декораторов эпохи царствования
Людовика XV, крупнейший представитель стиля
рококо. Виртуозно владел разной техникой (масло, сангина, итальянский карандаш, пастель, гуашь, акварель). Писал картины на религиозные и мифологические темы как небольшого, «кабинетного» формата, так и монументальные, создавал картоны для шпалер и рисунки. Работал по заказам Людовика XV и королевской семьи, а также для частных лиц. Участвовал в декоративном оформлении королевских замков (
Версаль, Фонтенбло, Марли), Отеля Субиз и Королевской библиотеки в Париже. С 1737 по 1757 гг. регулярно выставлялся в парижском Салоне. Родился в семье архитектора и скульптора Ф. Натуара, родом из Нанси, и Екатерины Морик, имел пять братьев и четыре сестры, одна из которых, Жанна, стала пастелисткой. Основы живописного ремесла получил у своего отца. В 1717 году отправился в
Париж, где поступил в мастерскую Л. Галлоша (1670-1761 гг.), от которого унаследовал интерес к пейзажу. Однако окончательно сформировался под руководством
Франсуа Лемуана, усвоив мастерство в построении композиций, передаче движения и трактовке обнаженного тела. В 1721 Шарль Жозеф Натуар получил Римскую премию за картину «Жертвоприношение Маноя» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств). В период стажировки во Французской Академии в Риме при директорах Ш. Персоне (1723-1724 гг.) и Н. Флёйгельсе (1724-1737 гг.) изучал и копировал антики и произведения мастеров эпохи Возрождения и XVII-XVIII вв. В 1725 году был удостоен первой премии в Римской Академии св. Луки за рисунок «Моисей показывает своему народу Скрижали Закона» (
Рим, Национальная Академия св. Луки). В 1727 году написал по заказу французского посла в Риме (1725-1732 гг.) кардинала М. де Полиньяка амбициозную картину «Изгнание торгующих из Храма» (Париж, церковь Сен-Медар), в которой влияние Лемуана сочетается с уроками ренессансных художников, в том числе
Рафаэля («Изгнание Элиодора» - Рим, Пинакотека
Ватикана). Вернувшись во Францию в 1730 году, Натуар с блеском продемонстрировал свой талант в реализации крупных декоративных заказов. Первый из них, который принес ему широкую известность и высокую репутацию, - ансамбль из 25 картин, выполненных в 1731-1740 гг. для Ф. Орри в его родовом замке Ла-Шапель-Годфруа около Ножан-сюр-Сен (департамент Об). Филибер Орри, граф де Виньори (1689-1747 гг.), страстный любитель искусств, в коллекции которого имелись, в частности, картины
Антуана Ватто «Авантюристка» и «Обольститель» (Труа, Музей изящных искусств и археологии), был одной из самых влиятельных персон в период правления Людовика XV: капитан артиллерии в ходе войны за Испанское наследство, советник парижского парламента, докладчик в Генеральном совете (1715 г.), интендант Суассона (1725 г.), Перпиньяна (1727 г.), Лилля (1730 г.) и генеральный контролер финансов (1730-1745 гг), он сменил в 1737 году герцога д'Антена на посту сюринтенданта Королевских строений, который занимал до 1745 года. Декоративный ансамбль в Ла-Шапель-Годфруа состоял из четырех серий картин: «История богов» (девять композиций, 1731 г.), «Четыре времени года» (четыре, до 1735 г.), «История Хлодвига» (шесть, 1735-1738 гг.) и «История Телемаха» (пять, закончена в 1740 г.). Первые две сюиты типичны для XVIII века как по тематике, так и по стилю. Третья, в которой воспроизведены эпизоды из национальной истории, была необычной для конца 1730-х годов. В это время художники, работавшие в историческом жанре, не проявляли особого интереса к национальному прошлому, между тем как Шарль Жозеф Натуар обратился к образу Хлодвига, короля франков, еще до того, как он приступил к декорации Ла-Шапель-Годфруа. Около 1730 года он создал фронтиспис с изображением Хлодвига для первого тома «Истории галликанской церкви» отца Лонгеваля (1730 г.). Источником вдохновения для четвертой серии картин послужил роман Ф. де Ла Мот-Фенелона «История Телемаха» (1699 г.). Разнообразием сюжетов и композиционных решений, искусной моделировкой объемов, безупречным мастерством в передаче движения и света, утонченной гармонией цветовой палитры и чувственной трактовкой элегантных ню этот декоративный ансамбль идеально отвечал вкусам эпохи рококо. В настоящее время 15 из 25 картин хранятся в Труа (Музей изящных искусств и археологии), остальные находятся в Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж), Москве (ГМИИ), частных коллекциях или утрачены. В 1733-1734 гг. Шарль Жозеф Натуар создал два десюдепорта для отеля герцога А. Г. де Рокелора на рю Сен-Доминик в предместье Сен-Жермен. В 1734 году художник впервые выполнил королевский заказ - аллегорическую композицию для апартаментов королевы в Версальском дворце «Молодость и Добродетель представляют Франции двух принцесс» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В этом же году Натуар был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceau de reception композицию «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея» (1734, Монпелье, Музей Фабра), написанную под впечатлением от картины на аналогичный сюжет
Франсуа Буше (1732 г., Париж,
Лувр). В дальнейшем Натуар сделал традиционную официальную карьеру. В 1735 году он получил должность помощника профессора, в 1737 году стал профессором, в 1751 году был назначен директором Французской Академии в Риме, в 1755 - награжден орденом Св. Михаила. Должность первого живописца короля, на которую Натуар мог претендовать, оставалась после смерти Ш. А. Куапеля вакантной, однако впоследствии ее удостоились соперники Натуара -
Карл Ванлоо (1762-1765 гг.) и Франсуа Буше (1765-1770 гг.). В 1734-1741 гг. Натуар написал по заказу финансиста П. Гримо дю Фора (1692-1748), королевского откупщика и генерального интенданта почты, четыре десюдепорта с изображением четырех стихий (Земля, Вода, Воздух, Огонь) для его парижского отеля Шамийар на рю дю Кокерон: «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», «Церера кормит Триптолема», «Триумф Амфитриты» и «Юнона и Ирида». «Огонь» и «Вода» были гравированы П. Авелином, «Воздух» и «Земля» — Ж. Б. Перроно. В 1735—1742 гг. художник выполнил по заказу Гримо дю Фора 10 картонов для шпалер (Компьен, Национальный музей замка), вытканных на мануфактуре в Бовэ в единственном экземпляре (Экс-ан-Прованс, Музей шпалер). В этой серии, отмеченной влиянием Веронезе,
Рубенса и Ватто, наблюдается сочетание барочной динамики и рокайльной галантности с благородным величием классицистической живописи. В 1737-1739 гг. Натуар совместно с Ванлоо, Буше, Ж. Ресту и П. Ш. Тремольером сотрудничал с архитектором Ж. Боффраном в декоративном оформлении Отеля Субиз, создав для овального салона принцессы де Роан восемь картин на тему «История Психеи», вдохновленных балетом Ж. Б. Люлли, - подлинные шедевры рокайльного стиля (Париж, Национальные архивы). В 1741-1757 гг. Шарль Жозеф Натуар выполнил по заказу Орри три картона для шпалер на тему «История Марка Антония и Клеопатры», вытканных дважды на
Королевской мануфактуре гобеленов: в 1756-1761 гг. и в 1761-1765 гг.: «Въезд Марка Антония в Эфес» (1741, Аррас, Музей изящных искусств), «Пир Марка Антония и Клеопатры» (1755) и «Встреча Марка Антония и Клеопатры в Тарсе» (1756, оба — Ним, Музей изящных искусств). В 1743 году написал четыре картины для апартаментов мадам Аделаиды в Марли («Вакх и Ариадна» - Париж, Резиденция Национальной ассамблеи; «Отдых Дианы» - Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона; «Венера и Нептун» и «Аполлон и Музы» - местонахождение неизвестно). В 1745 году создал для капеллы Сен-Симфориан в церкви Сен-Жермен-де-Пре композицию «Св. Этьен перед докторами» (Ренн, Музей изящных искусств) и три картины с изображением Муз для Королевской библиотеки в Париже: «Талия», «Терпсихора», «Каллиопа» (Париж, Национальная библиотека). В 1746 -1750 гг., наряду с Карлом Ванлоо, Ж. Б. М. Пьером, Н. Алле и Фронтье, Натуар декорировал капеллу Ж. Боффрана в Приюте подкидышей, который находился тогда на месте современного Отеля Дьё. Ныне не существующий, этот декоративный ансамбль поразил парижан иллюзионистическим синтезом реальной архитектуры с архитектурными деталями, написанными в технике trompe-l’ceil. В настоящее время об особенностях живописного декора капеллы, для которой Шарль Жозеф Натуар создал 14 монументальных панно, можно судить лишь по рисункам и гравюрам Э. Фессара (1752-1759 гг., Париж, Национальная библиотека). Примечательно, что во всех декоративных ансамблях, где Натуар соперничал с Ванлоо и Буше, он превосходил первого в композиционной изобретательности и непринужденной легкости в трактовке сюжетов, однако не впадал в будуарную слащавость второго. В своих немногочисленных портретных работах Натуар следовал традициям европейского официального парадного портрета. Таковы «Портрет Никола Жозефа де Пари, епископа Орлеана» (1746 г., Орлеан, Музей изящных искусств) и «Портрет дофина Людовика Французского», оцененный заказчиком в 6000 ливров (1747 г., Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В 1747 году Натуар принял участие в конкурсе академиков, организованном сюринтендантом Королевских строений де Турнегемом с целью возрождения
Grand style, представив картину «Триумф Вакха» (Париж, Лувр), за которую был удостоен премии в 1500 ливров. В 1750 году написал «Аллегорию по случаю рождения Марии Зефирины, дочери дофина», получив за нее вознаграждение в 2000 ливров. Это был последний королевский заказ, выполненный Натуар до его отъезда в Италию. Главное произведение Натуар во второй римский период - живописный эскиз плафона для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези «Апофеоз св. Людовика» (1754-1756 гг., Брест, Муниципальный музей), реализованный профессиональным фрескистом А. Биккиерари. Задуманный в традициях позднебарочной живописи (в частности, под влиянием плафона С. Конки в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, 1721-1724 гг.), «Апофеоз св. Людовика» Натуар дисгармонировал с эстетикой утритику апологета античности
А. Р. Менгса. В дальнейшем Натуар посвятил себя педагогической деятельности. По мнению французского посла в Риме маркиза д'Обетерра, Натуар был «безупречно порядочным человеком», однако с назначением в 1774 году нового сюринтенданта Королевских строений графа д'Анживилле Натуар был смещен в результате интриг с поста директора Французской Академии в Риме и заменен временно Н. Алле, а затем
Ж. М. Вьеном (1775-1781 гг.), бывшим учеником Натуара. Последние годы жизни художник провел в Кастель-Гандольфо вместе со своим братом Жаном, аббатом, и сестрой Жанной. Прожив в Италии более тридцати лет, Натуар был восприимчив к различным стилистическим тенденциям, которые существовали в искусстве XVIII века. Он испытал влияние К. Маратти (1625-1713 гг.) и М. А. Франческини (1648-1729 гг.) - наследников традиций Рафаэля и Болонской Академии; Б. Луги (1666-1724 гг.) - одного из первых рокайльных мастеров римской художественной школы; Ф. Тревизани (1656-1746) - создателя нового направления в итальянской живописи — «rococo arcadico»; Дж. Пеши (1679-1759 гг.) - типичного представителя запоздалого барокко; С. Конки (1680-1764 гг.), который трансформировал барочный стиль на основе классицистических норм и рокайльных приемов и определил развитие римского монументально-декоративного искусства во второй половине XVIII века; а также А. Мазуччи ( 1691-1768 гг.) - одного из провозвестников неоклассицизма. Блестящий рисовальщик, Шарль Жозеф Натуар создал на протяжении творческого пути около 2000 рисунков, которые уже при жизни художника пользовались большой популярностью у коллекционеров. Сохранившиеся рисунки Натуара - это штудии обнаженного тела, подготовительные этюды для картин, копии с итальянских мастеров, но особенно высоко ценились его «tetes de fantasie» и листы с изображением пейзажей и вакханалий, которые составляют самую оригинальную часть графического наследия художника. Они отличаются реалистической наблюдательностью, утонченным линейным рисунком и поисками живописных эффектов («Вход в музей Капитолийского дворца» - 1759 г., Париж, Лувр; «Сад виллы Натуара в Риме» - 1760 г., Монпелье, Музей Атжер). Изображая архитектурные и скульптурные памятники Рима (Форум, Палатин, Кампо Ваччино) и Римской Кампаньи (Фраскати, Тиволи, Вальмонтон, Неми), Натуар часто комбинировал их, следуя капризам своей фантазии, не заботясь об археологической и топографической точности. Подобно К. Лоррену и Дж. П. Панини, Натуар любил вводить в свои пейзажи мифологический и религиозный стаффаж или сценки из сельской жизни, соединяя в них персонажей в современных костюмах с фигурами, облаченными a I'antique. Особое место среди пейзажей Натуара занимают виды парка Аркёй на реке Бьевре (14 листов), которые по стилю и технике исполнения близки рисункам Ж. Б. Удри. Рисуя ландшафты с натуры, Шарль Жозеф Натуар призывал пенсионеров Французской Академии в Риме следовать его примеру. Пленэрные уроки Шарля Жозефа Натуара оказали существенное влияние на формирование его учеников
Юбера Робера и
Ж. О. Фрагонара. Рисунки Натуара хранятся в Берлине (Государственные собрания), Вене (Альбертина), Стокгольме (Национальный музей), Лондоне (Британский музей), Амстердаме (Рейксму-зеум), Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж), Нью-Йорке (
Музей Метрополитен), Париже (Лувр), Кембридже (Массачусетс, Художественная галерея Фогг), Кливленде (Художественный музей), Ренне (Музей изящных искусств), Харлеме (Музей Тейлера) и в частных собраниях.
Произведения: «Юпитер и Ио» (1731, Труа, Музей изящных искусств и археологии); «Похищение Европы» (1731, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Даная», «Меркурий и Амур», «Юпитер похищает Ганимеда», «Юпитер и Геба» (1731), «Битва при Тольбиаке» (1735), «Св. Ремигий объявляет Хлодвигу о капитуляции Реймса» (1736), «Отдых Франции» (1736), «Хлодвиг, коронуемый Викторией» (1736), «Осада Бордо Хлодвигом» (1737), «Битва на равнине Вуйе» (1738, все — Труа, Музей изящных искусств и археологии); «Исцеление слепого» (1738, Арль, Ратуша); «Три Грации» (1738, Париж, дворец Сената); «Воспитание Амура» (1739, Москва, ГМИИ); «Красота зажигает факел Амура» (1739, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Телемах у нимфы Калипсо» (ок. 1739), «Нимфы, сжигающие корабли Телемаха» (1739-1740, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Телемах слушает советы Ментора» (1740, Труа, Музей изящных искусств и археологии); «Скульптура», «Архитектура», «Живопись» (1740, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Туалет Венеры» (1742, Бордо, Музей изящных искусств); «Вакх и Ариадна» (ок. 1742, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Отдых Дианы» (1743, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Артемида и Каллисто» (1744, Лиссабон, Музей К. Гульбекяна); «Мученичество св. Этьена» (1745, Марсель, Музей изящных искусств); «Въезд Никола Жозефа де Пари, епископа Орлеана» (1745, Орлеан, Музей изящных искусств); «Телемах, окруженный нимфами, шутит с Амуром» (1745, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Богоматерь с Младенцем Христом» (1746, Ницца, Музей Шере); «Весталка Тусция» (до 1747, Монтарги, Музей Жироде); «Крещение Христа» (1747, Аррас, Музей изящных искусств); «Мученичество св. Ферреоля» (1748, Марсель, Музей изящных искусств); «Амур, точащий стрелу» (1750, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Чудесный улов рыбы» (1752, Шартр, Музей изящных искусств); «Проповедь св. Ферреоля» (1754), «Снятие с креста» (1755, оба — Безансон, собор), «Воспитание Амура» (Аяччо, деп. Южная Корсика, Музей Феш).