Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704, Сен-Кантен – 1788, там же) - знаменитый французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные, интимные (погрудные или поясные). Работал по заказам короля, королевской семьи, двора, богатых буржуа, а также представителей литературных, художественных и театральных кругов. Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. Решение Латура стать пастелистом возникло, очевидно, под впечатлением от искусства итальянской художницы-пастелистки Р. Каррьеры, которая посетила
Париж в 1720-1721 гг. В 1737 году Латур был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и с этого момента вплоть до 1765 года регулярно выставлялся в парижском Салоне. Два ранних произведения Латура, которые обеспечили ему высокую репутацию, это «Портрет президента парижского парламента Габриэля Бернара де Риё» (1741 г., Лос-Анджелес, Музей П. Гетти) и «Портрет читающего аббата Жан Жака Юбера» — одна из наиболее показательных работ Латура для понимания его новаций в портретном жанре (1742 г., Женева, Музей искусства и истории; реплика — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Портрет аббата Юбера трактован художником в жанровом ключе: за столом, заваленным книгами, сидит, примостившись на ручке кресла, аббат, с наслаждением читающий произведение Монтеня, который, судя по закладкам в книге, был одним из его любимых авторов. Увлеченный чтением, аббат не заметил, как погасла одна из свечей. Юбер, друг Латура, уроженец кальвинистской Женевы, бежал из родного города в Париж, где принял католичество и стал аббатом-католиком, однако читает он фолиант писателя-атеиста, который был запрещен
Людовиком XIV и проклят Папой Римским. В живом насмешливом взгляде Юбера угадываются его тонкий ироничный ум, энергия и богатая внутренняя жизнь. Через четыре года после написания этого портрета Морис Кантен де Латур был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceaux de reception два портрета художников: «Портрет Жана Ресту» и «Портрет Жака Дюмона» (1746 г., Париж,
Лувр). В 1748 году Латур показал в Салоне пастельные портреты
Людовика XV, Марии Лещинской, маршала Морица Саксонского и дофина Луи Ксавье, герцога Бургундского (все — Париж, Лувр). В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» — 1743 г., Париж, Лувр; «Портрет Шардена» — 1761 г., оба — Париж, Лувр). Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» — Женева, Музей искусства и истории). Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» — ок. 1736-1737 гг., Париж, Лувр). Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное своеобразие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. Замечательный физиономист, он обладал редкой способностью запечатлеть подвижную мимику человеческого лица, живой блеск глаз и выразительную улыбку — то озорную, лукавую, кокетливую, то насмешливо-ироническую, надменно-любезную, высокомерно-снисходительную или добродушно-благожелательную. Для ранних его портретов характерны жанровая повествовательность, разнообразие композиционных решений, непринужденные и естественные позы персонажей, экспрессивная мимика. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. Неотъемлемой частью творческого наследия мастера являются так называемые preparations — подготовительные эскизы, которые ввиду их формальной и образной завершенности имеют самостоятельную художественную ценность. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» — Стокгольм, национальный музей; «Preparation к портрету маркизы де Курси» — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Современники утверждали, что Латур заставлял портретируемого очень долго позировать, назначая многократные сеансы, поэтому слишком нетерпеливые клиенты предпочитали обращаться к Ж. М. Наттье, который писал значительно быстрее. Гордый, независимый, не склонный заискивать перед богатыми меценатами, Морис Кантен де Латур стремился заставить своих высокопоставленных заказчиков уважать труд и достоинство художника. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели — в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Влияние Латура испытали многие французские портретисты, в том числе его ученик Ж. Дюкре, а также Л. Дюпон и Ж. Б. Перроно.
Произведения: «Портрет художника Клода Дюпуша» (1739, Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе); «Портрет Этьена Перрине» (1740, Париж, частное собр.); «Автопортрет» (ок. 1740, Чикаго, Институт искусств); «Портрет Сюзанны Марии Генриетты де Риё» (ок. 1742, Париж, Музей Коньяк-Жей); «Портрет Дюваля де л'Эпине» (1745, Париж, частное собр.); «Портрет сюринтенданта Королевских строений Филибера Орри де Виньори» (1745, Париж, Лувр); «Портрет Марии Жозефы Саксонской» (1747, Дрезден, Картинная галерея); «Портрет откупщика Жана Батиста Филиппа» (1748, частное собр.); «Портрет принца Карла Эдуарда Стюарта» (1748, Эдинбург, Национальная портретная галерея Шотландии); «Портрет Шарля Франсуа, маркиза де Сассенажа» (ок. 1750, Париж, Музей Коньяк-Жей); «Портрет Генри Доукинса» (ок. 1750, Лондон, Национальная галерея); «Автопортрет в голубом костюме с кружевным жабо», «Портрет мужчины в голубом жилете» (оба — ок. 1750, Париж, Музей Коньяк-Жей); «Автопортрет в голубом костюме» (1751, Амьен, Музей Пикардии); «Портрет Марии Гюннинь, графини Ковентру» (1752, Труа, Музей изящных искусств и археологии); «Портрет маршала Морица Саксонского» (ок. 1753, Дрезден, Картинная галерея); «Автопортрет» (ок. 1755-1760, Париж, Лувр); «Портрет отца Эммануэля» (1757, Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе); «Портрет нотариуса Ледегива» (1761, Барселона, частное собр.); «Женщина с зеркалом (так называемая маркиза де Бьенкур)» (Лион, Музей изящных искусств; «Портрет Ж. Ж. Руссо» (Женева, Музей искусства и истории); «Портрет Марии Жозефы Саксонской», «Портрет скульптора Жана Батиста Лемуана», «Портрет Жана Батиста Ле Рон д'Аламбера» (все — Париж, Лувр); «Портрет Оноре Армана, герцога де Виллара» (Экс-ан-Прованс, Музей Гране); «Портрет аббата Жана Антуана Нолле» (Мюнхен, Старая пинакотека); «Портрет мужчины с веселым лицом (так называемый Александр Жан Жозеф Ле Риш де ла Пуплиньер)» (
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет живописца натюрмортов Жана Никола Вернезобра», «Портрет Луи де Сильвестра», «Портрет аббата Франсуа Эммануэля Поммие», «Портрет Жана Шарля Гарнье д'Иля», «Портрет Жана Париса де Монмартеля», «Портрет Жана Жозефа Кассанеа де Мондонвиля», «Портрет Марии Жозефы Саксонской с одним из своих сыновей», «Портрет Франсуа Дашери» (все — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе).