Франсуа Лемуан (François Lemoyne)

Франсуа Лемуан (François Lemoyne, 1688-1737, Париж) - знаменитый французский живописец и рисовальщик пер­вой половины XVIII века, выдающийся колорист, наследник традиции «рубенсистов» и один из провозвестников стиля рококо, учитель Франсуа Буше и Шарля Жозева Натуара. Создавал ком­позиции на религиозные, мифологические и аллегоричес­кие сюжеты - как станковые, так и монументальные. Учился в мастерской Л. Галлоша (1670-1761 гг.) и в Королев­ской Академии живописи и скульптуры. В 1711 году получил Римскую премию, однако не был награжден поездкой в Италию для стажировки во Французской Академии в Риме. В 1715-1720 гг. выполнил по заказу францисканского монастыря в Амьене серию картин на темы из жизни Христа (Сане, собор). В 1716 году был причислен к Королевс­кой Академии живописи и скульптуры, в 1718 году стал ее пол­ноправным членом, представив в качестве morceau de re­ception композицию «Геркулес и Какус» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств), в 1733 году получил должность профессора Королевской Академии. Один из первых опытов Франсуа Лемуана в области монументальной живописи - проект плафона для зала заседаний Королевского банка в Париже (рисунки - Париж, Лувр; эскизы маслом - Париж, Музей декоративных искусств). В 1721 году Лемуан написал по зака­зу финансиста Ф. Берже картину «Танкред и Клоринда» (Безансон, Музей изящных искусств и археологии) и в конце 1723 года отправился вместе с ним в Италию (Болонья, Рим, Венеция), где создал, в частности, композицию «Ку­пальщица» (1724 г., Даллас, частное собр.), которая была показана в 1725 году в парижском Салоне и имела огромный успех, судя по гравюрам с нее и живописным репликам (ок. 1726-1727 гг., Санкт-Петербург, Государственный Эрми­таж; Тур, Музей изящных искусств), а также воспроизве­дениям в предметах прикладного искусства (эмалевый декор часов Э. Ленуара - ок. 1740 г., Париж, Лувр). Именно эта картина Франсуа Лемуана вдохновила Э. М. Фальконе на создание его знаменитой «Купальщицы». Вернувшись в Париж, Лемуан вы­полнил плафон капеллы в церкви Св. Фомы Аквинского («Преображение») и написал серию произведений для Отель дю Гран Мэтр и капеллы Св. Людовика в Версале. В 1727 году он принял участие в конкурсе, организованном сюринтендантом Королевских строений герцогом д'Антеном с целью поощрения развития исторической живописи. Представив картину «Великодушие Сципиона» (Нанси, Музей изящных искусств), Франсуа Лемуан разделил премию с Ж. Ф. де Труа («Отдых Дианы», Нанси, Музей изящных искусств). В 1731-1732 гг. Лемуан создал фресковый декор купола капеллы Богоматери в церкви Сен-Сюльпис, который он осущест­вил совместно со своим учеником Д. Ноноттом. В 1728—1736 гг. участвовал в оформлении Версальского дворца, написав две аллегорические композиции: одну для Салона Мира - «Людовик XV дарит мир Европе», другую для Салона Ге­ракла - «Апофеоз Геракла». Салон Геракла, расположен­ный между Большими апартаментами и новой королев­ской капеллой, был одной из самых роскошных комнат дворца, в которой находились два шедевра венецианской живописи XVI века: «Пир у фарисея Симона» П. Веронезе и «Елиезер и Ревекка» Б. Калиари. Плафон Франсуа Лемуана площадью около 315 кв. м, в котором насчитывается 142 фигуры, явился достойным завершением декоративного оформле­ния Салона Геракла и ознаменовал вершину творческой карьеры художника. Отказавшись от итальянской тради­ции живописного плафона quadri riportati, то есть разде­ленного на отдельные композиции, выполненные по зако­нам станковой картины (плафон А. Карраччи в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597-1604), Лемуан обратился к барочным об­разцам плафонной живописи Италии (фресковый декор свода главного зала в Палаццо Барберини в Риме П. да Кортоны, 1633-1639). Плафонная композиция Лемуана, не сек­ционированная наподобие плафонов Больших апарта­ментов Версальского дворца, заполняет всю поверхность громадного свода без архитектурных цезур. В централь­ной сцене плафона изображен тот момент, когда Геракл после свершения двенадцати подвигов возносится в ко­леснице на Олимп, где его торжественно встречают Зевс и Гера в окружении других богов. Зевс отдает Гераклу в суп­руги грациозную богиню молодости Гебу, которую сопро­вождает бог брака Гименей. Покровитель искусств Апол­лон призывает Муз увековечить героические деяния Геракла и его триумфальное восхождение на Олимп. В картушах представлены подвиги Геракла и четыре фигу­ры Добродетелей. Плафон прославляет в аллегоричес­кой форме под видом античного героя разум, мужество и победоносную силу Людовика XV и намекает на его брак с Марией Лещинской. Кроме того, Геракл (Геркулес), возна­граждаемый за добродетели, ассоциировался с кардина­лом Эркюлем (Hercule) де Флёри, назначенным Людови­ком XV в 1726 году государственным министром. Воспитатель и доверенное лицо короля, Э. де Флёри (1653-1743 гг.), по словам одного из современников, «всегда правил с боль­шой добротой, и никогда Франция не была такой мирной, как при нем». Франсуа Лемуан выполнил плафон практически один. Роль его ассистентов была второстепенной. Д. Нонотту художник поручил растирание красок и аранжировку некоторых фигурных групп. Ш. Л. Дюмильё принадлежат цветочные гирлянды, а Ф. Стиемар, талантливый копиист и хранитель картин короля, занимался наклеиванием кусков холста на потолок. Что касается изображения деталей архитектуры, то она была доверена специалистам в области архите­ктурной живописи. 26 сентября 1736 года, после четырех лет напряженной работы, Лемуан представил плафон королю и ко­ролевскому двору. Плафонная композиция Франсуа Лемуана произвела подлинную сенсацию. Людовик XV был потрясен и после мессы присвоил Лемуану должность первого живописца короля. Плафон поражал своей масштабностью, благородной эле­гантностью образов, мастерством в передаче пластики и карнации фигур, смелыми ракурсами, исключительной законченностью исполнения деталей, легкостью и свобо­дой живописной манеры, точным рисунком и светлой, тонко нюансированной и гармоничной палитрой. Жи­вопись Лемуана, более темная по краям плафона, постепенно высветляется к центру и, достигая апогея люминозности, «прорывает» поверхность свода, уводя взор зрителя в бес­конечное небесное пространство. В XIX веке французский писатель-романтик Т. Готье, восхищаясь виртуозным мас­терством Лемуана, писал: «Краски этого плафона... поражают своим свечением, воздушностью, утонченностью и про­зрачностью; свободный, дерзкий, живой мазок... плавный рисунок с изящным контуром... всё кажется воздушным, уходящим ввысь с удивительной легкостью. Утрирован­ный ракурс, навязанный требованиями перспективы, ос­тается незаметным благодаря искусно выполненной ком­позиции». Плафон Лемуана - один из самых грандиозных, когда-либо выполненных художниками. Лишь фресковый плафон Дж. Б. Тьеполо в резиденции князя-епископа в Вюрцбурге (1751-1753) превзошел его по размерам. После назначения первым живописцем короля Франсуа Лемуан мечтал полу­чить пост директора Королевской Академии живописи и скульптуры. Однако здоровье художника было подорвано изнурительным трудом, и шесть месяцев спустя после своего триумфального успеха, физически истощенный и безутешный после смерти жены, он покончил с собой. Страдая паранойей, во время очередного приступа эпи­лепсии он нанес себе девять ударов шпагой. Последняя сохранившаяся работа художника - гризайль «Аллегория во славу Людовика XV», гравированная Л. Каром для фронтисписа теологической докторской диссертации, защищенной в Сорбонне в 1737 году будущим кардиналом и епископом Страсбургским Ф. А. О. де Роан-Субиз-Вантадуром (1737, Страс­бург, Музей изящных искусств). Испытав влияние италь­янского искусства XVI-XVII вв. (Веронезе, Микеланджело, Пармиджанино, П. да Кортоны) и органично усвоив до­стижения национальной художественной школы, Лемуан сумел создать индивидуальный стиль, который отвечал вкусам Людовика XV и королевского двора. Ранние картины Лемуана на­писаны в теплой цветовой тональности, унаследованной от Л. Галлоша, Ш. де Ла Фосса и Ж. Жувене. Для зрелых и поздних произведений художника характерны элегантная грация, светлый колорит, в котором превалируют желтые и розовые тона, и флюидная вибрирующая красочная факту­ра. Один из самых утонченных колористов начала XVIII века, Лемуан предопределил своим творчеством принципы декора­тивной живописи Франции эпохи рококо.
Произведения: «Похищение Европы» (1721, Москва, ГМИИ); «Геркулес и Омфала» (1724, Париж, Лувр); «Аполлон и Дафна» (1725), «Юпитер и Ио» (ок. 1726-1727, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Аллегория живописи» (ок. 1726-1729), «Аллегория рисунка (Гений рисунка)» (ок. 1727-1729, оба — Москва, ГМИИ); «Пигмалион и Галатея» (1729, Тур, Музей изящных искусств); «Послы Готфрида Бульонского у Армиды» (1735), «Аллегория музыки» (1730-е), «Богоматерь с Младенцем Христом» (1730-е, все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Весталка», «Клеопатра» (Миннеаполис, Институт искусств); «Отдых охотников» (Мюнхен, Старая пинакотека).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67