Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin, 1699—1779) - выдающийся французский художник эпохи Просвещения, один из главных представителей реалистического направления в западноевропейском искусстве XVIII века. Писал натюрморты, портреты и жанровые сцены из повседневной жизни третьего сословия. Родился в семье столяра. Живописному ремеслу учился у исторического художника П. Ж. Каза, последователя
Шарля Лебрена, затем у Н. Н. Куапеля и Ж. Б. ван Лоо, однако они не оказали решающего влияния на развитие его искусства. В 1728 году по ходатайству Н. де Ларжильера Шарден был одновременно допущен и принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры как «живописец животных и фруктов», представив в качестве morceaux de reception натюрморты «Скат» (1727-1728 гг.,
Париж,
Лувр) и «Буфет» (1728 гг., там же). В 1731 году женился на Маргарите Сентар, приобрел дом, обзавелся детьми и начиная с 1737 года регулярно, до самой смерти, выставлялся в парижском Салоне. В 1740 году Шарден подарил
Людовику XV две картины, в которых современники увидели назидание в добрых нравах: «Трудолюбивая мать» и «Молитва перед обедом» (Париж, Лувр). В 1744 году, через девять лет после смерти первой жены, Шарден вступил в брак с богатой вдовой Франсуазой Маргаритой Пуже. Скромный, трудолюбивый, самокритичный, Шарден был равнодушен к официальной карьере и придворным почестям. Тем не менее, в течение долгих лет (1755-1774 гг.) он добросовестно выполнял функции казначея Королевской Академии и заслужил высокую репутацию за пунктуальность, честность и неподкупность. Творчество Шардена получило признание уже при жизни художника. Об этом свидетельствуют заказы от короля («Атрибуты искусств» и «Атрибуты музыки» для замка Шуази – 1764 г., Париж, Лувр; «Атрибуты военной музыки» и «Атрибуты светской музыки» для замка Бельвю – 1766 г., частное собр.) и иностранных дворов (Екатерина II, прусский император Фридрих II, шведский король Густав III, князь Лихтенштейн), репродуцирование его работ лучшими граверами эпохи (Ш. Н. Кошен, Ф. Б. Леписье, Луи Сюрюг), а также восторженные отзывы современников, которые ценили его искусство за искренность, реализм и виртуозное живописное мастерство. «О Шарден! - писал Д. Дидро в 1763 году. - Саму материю, сам воздух и сам свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно!» Вместе с тем Шарден не пользовался особой благосклонностью при дворе и редко получал официальные заказы, так как работал в тех жанрах, которые считались второстепенными и, соответственно, были малооплачиваемыми. Не случайно тот же Дидро заявил в 1765 году: «Живописный жанр Шардена - самый легкий». Темы и образы его произведений, определившие неповторимое своеобразие его индивидуальности, обусловлены самой эпохой, связанной с ростом самосознания третьего сословия и формированием его особой идеологии. Сюжеты жанровых картин Шардена, которые он писал преимущественно в ранний период творчества (1730-1740-е гг.), — простые, бесхитростные, незатейливые. Художник изображал то, что хорошо знал: разнообразные сцены из жизни представителей мелкой буржуазии, их интересы, вкусы, нравы, добродетели (трудолюбие, домовитость, практичность, бережливость). Жан Батист Симеон Шарден был, в сущности, первым французским художником, кто показал уютный мир домашнего очага и радости семейной жизни, естественные чувства и переживания обыкновенных людей, атмосферу дружелюбия, взаимопонимания и доверительной близости. Жанровые композиции позволяют представить повседневную жизнь парижанки из ремесленно-торговой среды с присущими ей обязанностями, которые она выполняет без суеты, с неторопливой серьезностью и чувством собственного достоинства. Именно потому самые обыденные события и прозаические занятия обретают в произведениях Шардена почти ритуальную значимость: чистка овощей, приготовление еды, мытье посуды, уборка, стирка белья, занятия с детьми, рукоделие. С особой теплотой и любовью запечатлел художник на своих полотнах трогательный мир детства. Изображая игры и забавы детей, он умел очень тонко и выразительно передать непосредственность детского поведения: молчаливую сосредоточенность, серьезную задумчивость, наивную доверчивость, напряженную растерянность. Многие произведения Шардена с изображением играющих детей имеют иносказательный смысл, заимствованный из картин голландских художников XVII века на тему vanitas. Некоторые из них иллюстрируют идею бренности земного бытия («Юноша, пускающий мыльные пузыри» - 1731-1733 гг., Вашингтон, Национальная галерея; «Утренний туалет» - ок. 1740 г., Стокгольм, Национальный музей), переменчивости фортуны («Девочка с воланом» - 1741 г., Париж, частное собр.), эфемерной хрупкости творений человеческих рук («Карточный домик» - ок. 1741 г., Вашингтон, Национальная галерея). Другие предостерегают против напрасной траты времени на праздные занятия («Мальчик с волчком» - 1738 г., Париж, Лувр; «Гувернантка» - 1739 г., Оттава, Национальная галерея Канады) или намекают на то, что жизнь - это рискованная и опасная игра («Игра в кости» -ок. 1737 г., Балтимор, Художественный музей). Тематика натюрмортов Шардена чрезвычайно разнообразна. Это букеты цветов, завтраки, фруктовые десерты, кухонная утварь, столовая посуда, охотничьи трофеи, а также атрибуты искусств, музыки, науки. В начале творческого пути Жан Батист Симеон Шарден написал целый ряд натюрмортов в стиле фламандского барокко. Они отличаются монументальным характером, повествовательностью, детализацией, введением в композицию живых существ (кошка, собака, попугай), эффектной зрелищностью и декоративной красочностью. Неудивительно, что Ларжильер, увидев картины Шардена «Скат» и «Буфет», принял их за произведения фламандского художника. Аналогичная импозантность и праздничность присущи ранним натюрмортам с атрибутами искусств, музыки и науки, выполненным для украшения библиотеки парижского особняка К. А. де Ротенбурга, посла Людовика XV в Мадриде (1731 г., Париж, Музей Жакмар-Андре). Натюрморты зрелого и позднего периодов творчества художника характеризуются благородной простотой, лаконизмом и строгостью. В отличие от знаменитых натюрмортистов Ф. Депорта и Ж. Б. Удри, Шарден изображал главным образом прозаические предметы домашнего обихода и самые обычные продукты. При этом в работах Шардена всегда чувствуется очень бережное отношение к окружавшим его вещам, которые он воспринимал как добрых и преданных друзей и надежных помощников. Утверждая в своем искусстве уникальную индивидуальность каждого предмета, он доказал, что и в «малых жанрах» могут быть поставлены важные общечеловеческие проблемы и выражены глубокие идеи. Особое место в живописи занимают натюрморты аллегорического характера с атрибутами искусств. На одном из них, который был заказан Екатериной II для украшения конференц-зала Петербургской Академии художеств (1766 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), представлены предметы, связанные с архитектурой, живописью и скульптурой. Гипсовая статуэтка древнеримского бога
Меркурия работы Ж. Б. Пигаля, друга художника, символизирует скульптуру. Палитра и ящик с красками - живопись, свитки чертежей и готовальня - архитектуру. Крест ордена Св. Михаила на ленте и медали, атрибуты славы, указывают на академические почести и государственные награды, которых может быть удостоен человек творческого труда. Книги намекают на присущий эпохе Просвещения идеал образованного человека. Примечательно, что многие предметы в подобных натюрмортах - это вещи, принадлежавшие самому художнику. Шарден писал свои натюрморты, как правило, без предварительных рисунков, эскизов, этюдов, однако очень медленно, вдумчиво, тщательно. Его натюрморты, как и его бытовые картины, восхищают мастерством в передаче световоздушной среды и материальной плотности, весомости и осязаемости предметных форм. В отличие от искусственного колорита рокайльных художников цветовая гамма картин Шардена, основанная на внимательном изучении натуры, отличается богатством тончайших оттенков и гармоничным единством, которое достигается благодаря продуманной системе валеров, рефлексов и мягкого сфумато. В 1770-е годы из-за резкой потери зрения Шарден не мог уже работать в технике масляной живописи и обратился поэтому к пастели. В этот период он создал несколько портретов и автопортретов, один из которых - «Автопортрет с козырьком» (1775 г., Париж, Лувр) - принадлежит к числу его наивысших творческих достижений. Несмотря на то, что Шарден имел при жизни много поклонников и покровителей, его произведения после Французской революции, как и работы
Франсуа Буше, Грёза,
Фрагонара, довольно быстро были забыты. И только в середине XIX века, благодаря усилиям писателей и художественных критиков Ж. Шанфлёри и Т. Торе, апологетов реализма, а также Э. и Ж. де Гонкуров, репутация Шардена была восстановлена. «Шарден, - писали братья Гонкуры, - поднял второстепенный жанр до самых высоких и самых великолепных вершин искусства. И никогда, пожалуй, при изображении самых банальных вещей магия правды не превращала их в такой мере в живописное великолепие».
Произведения Жана Батиста Симеона Шардена : «Натюрморт с атрибутами искусств» (ок. 1724-1728, Москва, ГМИИ); «Зайцы, фазан и яблоко» (1726-1728, Вашингтон, Национальная галерея); «Меню поста», «Меню Масленицы» (оба — 1731, Париж, Лувр); «Маленькая учительница» (1731-1733,
Лондон, Национальная галерея); «Кухонный стол» (1732, Париж, Музей Жакмар-Андре); «Дама, запечатывающая письмо» (1733, Берлин, Замок Шарлоттенбург); «Прачка», «Бак» (оба — 1733, Стокгольм, Национальный музей); «Медный бак» (1733), «Химик в своей лаборатории» (1734, оба — Париж, Лувр); «Чаепитие» (1736, Глазго, Художественная галерея университета); «Юный рисовальщик» (1737, Париж, Лувр); «Вязальщица» (ок. 1738, Стокгольм, Национальный музей); «Подручный повара» (ок. 1738), «Судомойка» (1738, оба — Глазго, Художественная галерея университета); «Молодой человек со скрипкой (Портрет Шарля Годфруа)» (ок. 1738, Париж, Лувр); «Рисовальщик» (ок. 1738, Стокгольм, Национальный музей); «Женщина, чистящая овощи» (ок. 1738, Мюнхен, Старая пинакотека); «Кухарка (Возвращение с рынка)» (1739, Париж, Лувр); «Выздоравливающая» (1746-1747, Вашингтон, Национальная галерея); «Шарманка и птицы» (ок. 1751, Нью-Йорк, частное собр.); «Атрибуты искусств» (ок. 1755, Москва, ГМИИ); «Корзина со сливами», «Корзина с персиками и виноградом» (оба — ок. 1759, Ренн, Музей изящных искусств); «Банка с оливками» (1760), «Надрезанный лимон» (ок. 1760), «Курительная трубка» (1760-1763, все— Париж, Лувр); «Букет цветов» (1760-1763, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии); «Виноград, гранаты, кофейник, нож и бокалы» (1763), «Остатки обеда» (1763), «Десерт (Бриошь)» (1763), «Корзина персиков и орехи» (1768, все — Париж, Лувр); «Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона „Осень"» (1770, Москва, ГМИИ); «Автопортрет» (1771), «Портрет Ф. М. Шарден, жены художника» (1775, оба — Париж, Лувр).