Жан Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Siméon Chardin)

Жан Батист Симеон Шарден (фр.  Jean Baptiste Siméon Chardin, 1699—1779) - выдающийся французский художник эпохи Просвеще­ния, один из главных представителей реалистического направления в западноевропейском искусстве XVIII века. Писал натюрморты, портреты и жанровые сцены из пов­седневной жизни третьего сословия. Родился в семье сто­ляра. Живописному ремеслу учился у исторического ху­дожника П. Ж. Каза, последователя Шарля Лебрена, затем у Н. Н. Куапеля и Ж. Б. ван Лоо, однако они не оказали ре­шающего влияния на развитие его искусства. В 1728 году по ходатайству Н. де Ларжильера Шарден был одновременно до­пущен и принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры как «живописец животных и фруктов», пред­ставив в качестве morceaux de reception натюрморты «Скат» (1727-1728 гг., Париж, Лувр) и «Буфет» (1728 гг., там же). В 1731 году женился на Маргарите Сентар, приобрел дом, обза­велся детьми и начиная с 1737 года регулярно, до самой смерти, выставлялся в парижском Салоне. В 1740 году Шарден подарил Лю­довику XV две картины, в которых современники увидели назидание в добрых нравах: «Трудолюбивая мать» и «Мо­литва перед обедом» (Париж, Лувр). В 1744 году, через девять лет после смерти первой жены, Шарден  вступил в брак с богатой вдовой Франсуазой Маргаритой Пуже. Скромный, трудо­любивый, самокритичный, Шарден был равнодушен к офици­альной карьере и придворным почестям. Тем не менее, в течение долгих лет (1755-1774 гг.) он добросовестно выпол­нял функции казначея Королевской Академии и заслужил высокую репутацию за пунктуальность, честность и не­подкупность. Творчество Шардена получило признание уже при жизни художника. Об этом свидетельствуют заказы от короля («Атрибуты искусств» и «Атрибуты музыки» для замка Шуази – 1764 г., Париж, Лувр; «Атрибуты военной музыки» и «Атрибуты светской музыки» для замка Бельвю – 1766 г., частное собр.) и иностранных дворов (Екатери­на II, прусский император Фридрих II, шведский король Густав III, князь Лихтенштейн), репродуцирование его работ лучшими граверами эпохи (Ш. Н. Кошен, Ф. Б. Леписье, Луи Сюрюг), а также восторженные отзывы совре­менников, которые ценили его искусство за искренность, реализм и виртуозное живописное мастерство. «О Шарден! - писал Д. Дидро в 1763 году. - Саму материю, сам воздух и сам свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на по­лотно!» Вместе с тем Шарден не пользовался особой благосклон­ностью при дворе и редко получал официальные заказы, так как работал в тех жанрах, которые считались второсте­пенными и, соответственно, были малооплачиваемыми. Не случайно тот же Дидро заявил в 1765 году: «Живописный жанр Шардена - самый легкий». Темы и образы его произве­дений, определившие неповторимое своеобразие его индивидуальности, обусловлены самой эпохой, связанной с ростом самосознания третьего сословия и формирова­нием его особой идеологии. Сюжеты жанровых картин Шардена, которые он писал преимущественно в ранний период творчества (1730-1740-е гг.), — простые, бесхитростные, не­затейливые. Художник изображал то, что хорошо знал: разнообразные сцены из жизни представителей мелкой буржуазии, их интересы, вкусы, нравы, добродетели (тру­долюбие, домовитость, практичность, бережливость). Жан Батист Симеон Шарден был, в сущности, первым французским художником, кто показал уютный мир домашнего очага и радости семейной жизни, естественные чувства и переживания обыкновен­ных людей, атмосферу дружелюбия, взаимопонимания и доверительной близости. Жанровые композиции позволяют представить повседневную жизнь парижанки из ремесленно-торговой среды с присущими ей обязан­ностями, которые она выполняет без суеты, с неторопли­вой серьезностью и чувством собственного достоинства. Именно потому самые обыденные события и прозаичес­кие занятия обретают в произведениях Шардена почти риту­альную значимость: чистка овощей, приготовление еды, мытье посуды, уборка, стирка белья, занятия с детьми, рукоделие. С особой теплотой и любовью запечатлел художник на своих полотнах трогательный мир детства. Изображая игры и забавы детей, он умел очень тонко и выразительно передать непосредственность детского поведения: молча­ливую сосредоточенность, серьезную задумчивость, наив­ную доверчивость, напряженную растерянность. Многие произведения Шардена с изображением играющих детей имеют иносказательный смысл, заимствованный из картин гол­ландских художников XVII века на тему vanitas. Некоторые из них иллюстрируют идею бренности земного бытия («Юноша, пускающий мыльные пузыри» - 1731-1733 гг., Ва­шингтон, Национальная галерея; «Утренний туалет» - ок. 1740 г., Стокгольм, Национальный музей), переменчивости фортуны («Девочка с воланом» - 1741 г., Париж, частное собр.), эфемерной хрупкости творений человеческих рук («Карточный домик» - ок. 1741 г., Вашингтон, Националь­ная галерея). Другие предостерегают против напрасной траты времени на праздные занятия («Мальчик с волчком» - 1738 г., Париж, Лувр; «Гувернантка» - 1739 г., Оттава, Национальная галерея Канады) или намекают на то, что жизнь - это рискованная и опасная игра («Игра в кости» -ок. 1737 г., Балтимор, Художественный музей). Тематика натюрмортов Шардена чрезвычайно разнообразна. Это букеты цветов, завтраки, фруктовые десерты, кухонная утварь, столовая посуда, охотничьи трофеи, а также атрибуты ис­кусств, музыки, науки. В начале творческого пути Жан Батист Симеон Шарден на­писал целый ряд натюрмортов в стиле фламандского барокко. Они отличаются монументальным характером, повествовательностью, детализацией, введением в компо­зицию живых существ (кошка, собака, попугай), эффект­ной зрелищностью и декоративной красочностью. Не­удивительно, что Ларжильер, увидев картины Шардена «Скат» и «Буфет», принял их за произведения фламандского ху­дожника. Аналогичная импозантность и праздничность присущи ранним натюрмортам с атрибутами ис­кусств, музыки и науки, выполненным для украшения библиотеки парижского особняка К. А. де Ротенбурга, посла Людовика XV в Мадриде (1731 г., Париж, Музей Жакмар-Андре). Натюрморты зрелого и позднего периодов творчества художника характеризуются благородной простотой, лаконизмом и строгостью. В отличие от знаменитых натюрмортистов Ф. Депорта и Ж. Б. Удри, Шарден изображал главным образом прозаические предметы домашнего оби­хода и самые обычные продукты. При этом в работах Шардена всегда чувствуется очень бережное отношение к окружав­шим его вещам, которые он воспринимал как добрых и преданных друзей и надежных помощников. Утверждая в своем искусстве уникальную индивидуальность каждого предмета, он доказал, что и в «малых жанрах» могут быть поставлены важные общечеловеческие проблемы и выра­жены глубокие идеи. Особое место в живописи зани­мают натюрморты аллегорического характера с атрибута­ми искусств. На одном из них, который был заказан Екате­риной II для украшения конференц-зала Петербургской Академии художеств (1766 г., Санкт-Петербург, Государст­венный Эрмитаж), представлены предметы, связанные с архитектурой, живописью и скульптурой. Гипсовая стату­этка древнеримского бога Меркурия работы Ж. Б. Пигаля, друга художника, символизирует скульптуру. Палитра и ящик с красками - живопись, свитки чертежей и гото­вальня - архитектуру. Крест ордена Св. Михаила на ленте и медали, атрибуты славы, указывают на академические почести и государственные награды, которых может быть удостоен человек творческого труда. Книги намекают на присущий эпохе Просвещения идеал образованного чело­века. Примечательно, что многие предметы в подобных натюрмортах - это вещи, принадлежавшие самому худож­нику. Шарден писал свои натюрморты, как правило, без пред­варительных рисунков, эскизов, этюдов, однако очень медленно, вдумчиво, тщательно. Его натюрморты, как и его бытовые картины, восхищают мастерством в передаче световоздушной среды и материальной плотности, весо­мости и осязаемости предметных форм. В отличие от искусственного колорита рокайльных художников цветовая гамма картин Шардена, основанная на внимательном изучении натуры, отличается богатством тончайших оттенков и гармоничным единством, которое достигается благодаря продуманной системе валеров, рефлексов и мягкого сфумато. В 1770-е годы из-за резкой потери зрения Шарден не мог уже работать в технике масляной живописи и обратился по­этому к пастели. В этот период он создал несколько порт­ретов и автопортретов, один из которых - «Автопортрет с козырьком» (1775 г., Париж, Лувр) - принадлежит к числу его наивысших творческих достижений. Несмотря на то, что Шарден имел при жизни много поклонников и покровите­лей, его произведения после Французской революции, как и работы Франсуа Буше, Грёза, Фрагонара, довольно быстро были забыты. И только в середине XIX века, благодаря усилиям писателей и художественных критиков Ж. Шанфлёри и Т. Торе, апологетов реализма, а также Э. и Ж. де Гонкуров, репутация Шардена была восстановлена. «Шарден, - писали братья Гонкуры, - поднял второстепенный жанр до самых высоких и самых великолепных вершин искусства. И ни­когда, пожалуй, при изображении самых банальных ве­щей магия правды не превращала их в такой мере в живо­писное великолепие».
   Произведения Жана Батиста Симеона Шардена : «Натюрморт с атрибутами искусств» (ок. 1724-1728, Москва, ГМИИ); «Зайцы, фазан и яблоко» (1726-1728, Ва­шингтон, Национальная галерея); «Меню поста», «Меню Масле­ницы» (оба — 1731, Париж, Лувр); «Маленькая учительница» (1731-1733, Лондон, Национальная галерея); «Кухонный стол» (1732, Париж, Музей Жакмар-Андре); «Дама, запечатывающая письмо» (1733, Берлин, Замок Шарлоттенбург); «Прачка», «Бак» (оба — 1733, Стокгольм, Национальный музей); «Медный бак» (1733), «Химик в своей лаборатории» (1734, оба — Париж, Лувр); «Чаепитие» (1736, Глазго, Художественная галерея университе­та); «Юный рисовальщик» (1737, Париж, Лувр); «Вязальщица» (ок. 1738, Стокгольм, Национальный музей); «Подручный пова­ра» (ок. 1738), «Судомойка» (1738, оба — Глазго, Художественная галерея университета); «Молодой человек со скрипкой (Портрет Шарля Годфруа)» (ок. 1738, Париж, Лувр); «Рисовальщик» (ок. 1738, Стокгольм, Национальный музей); «Женщина, чистя­щая овощи» (ок. 1738, Мюнхен, Старая пинакотека); «Кухарка (Возвращение с рынка)» (1739, Париж, Лувр); «Выздоравли­вающая» (1746-1747, Вашингтон, Национальная галерея); «Шар­манка и птицы» (ок. 1751, Нью-Йорк, частное собр.); «Атрибуты искусств» (ок. 1755, Москва, ГМИИ); «Корзина со сливами», «Корзина с персиками и виноградом» (оба — ок. 1759, Ренн, Му­зей изящных искусств); «Банка с оливками» (1760), «Надрезанный лимон» (ок. 1760), «Курительная трубка» (1760-1763, все— Па­риж, Лувр); «Букет цветов» (1760-1763, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии); «Виноград, гранаты, кофейник, нож и бока­лы» (1763), «Остатки обеда» (1763), «Десерт (Бриошь)» (1763), «Корзина персиков и орехи» (1768, все — Париж, Лувр); «Натюр­морт, изображающий барельеф Бушардона „Осень"» (1770, Мо­сква, ГМИИ); «Автопортрет» (1771), «Портрет Ф. М. Шарден, жены художника» (1775, оба — Париж, Лувр).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67