Никола Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743) - известный французский живописец, рисовальщик и коллекционер первой половины XVIII века. Один из самых утонченных представителей
стиля рококо. Писал преимущественно «галантные празднества», а также картины, иллюстрирующие произведения французских драматургов, портреты, жанровые композиции и сцены из театральной жизни. Учился у исторического живописца П. Дюлена (до 1708 г.), затем в мастерской жанрового и театрального художника Клода Жилло (1712-1718 гг.). В 1719 году был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры как «мастер галантных празднеств», представив в качестве morceau de reception картину «Галантная беседа» (
Лондон, собр. Уоллес) — парковый пейзаж с человеческими фигурками в костюмах Commedia dell'Arte (
Комедия дель Арте). В ранний период творчества Никола Ланкре находился под сильным влиянием
Антуана Ватто, с которым он познакомился, вероятно, около 1712 года. Однако позднее в живописи Ланкре появляются новые темы, часто с занимательной фабулой и «анекдотическими» пикантными подробностями. Цветовая палитра его работ становится более разнообразной и тонко нюансированной, колорит — более ярким и люминозным, живописная манера — более динамичной и трепетной. В 1730-е годы Никола Ланкре получил от короля и королевского совета право на собственноручное гравирование ряда своих картин, в том числе «Портрета танцовщицы Камарго». Приобретение этой привилегии было связано с официальной жалобой Ланкре на гравера Радига, которого он обвинил в воспроизведении без разрешения и в искажении «Портрета Камарго». В настоящее время известны четыре варианта портрета знаменитой танцовщицы работы Ланкре (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; Нант, Музей изящных искусств; Лондон, собр. Уоллес; Потсдам, Новый дворец). На протяжении творческого пути он написал несколько циклов аллегорических композиций, трактованных в жанровом ключе, на темы: «Четыре времени года» для Лериже де Ла Фе (ок. 1719 г., «Весна», «Лето» — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) — серия, которую художник затем неоднократно повторял (одна из них, выполненная для замка Ла Мюетт, находится в Лувре); «Четыре стихии» для Ж. Л. Берингена (1732 г., «Земля» — Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса; «Огонь» —
Рим, Палаццо Барберини); «Четыре возраста человека» (до 1735 г., Лондон, Национальная галерея), и «Четыре времени суток» (до 1741 г., там же), а также создал ряд картин на сюжеты из сказок и басен Лафонтена («Брачный контракт», 1738 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Кроме того, Ланкре был увлечен модной в первой половине XVIII века темой купальщиц (А. Ватто,
Франсуа Буше), которая восходит к мифологическим и библейским сюжетам, связанным с купанием («Диана и Актеон», «Туалет Вирсавии», «Сусанна и старцы»). Для многочисленных сцен купания Николы Ланкре, традиционно служивших в искусстве предлогом для изображения ню, характерна идиллическая атмосфера галантной фривольности и утонченного гедонизма («Радости купания» — ок. 1725 г.,
Париж, Лувр; «Купальщицы» — ок. 1725 г., Руан, Музей изящных искусств). Ланкре был одним из немногих художников, кто способствовал эстетической реабилитации бытового жанра во французском искусстве. Именно он ввел во французскую живопись тему «Полдник охотников» («Трапеза после охоты» — ок. 1725 г., Париж,
Лувр), которая была своеобразным откликом художника на общеизвестную страсть Людовика XV к охоте. К теме «охотничьей трапезы» обращались позднее
К. Ванлоо («Полдник охотников» —1737 г., Париж, Лувр),
Жан Франсуа де Труа («Завтрак после охоты» — 1737 г., Париж, Лувр), Ш. Парросель («Полдник королевских гренадеров» — 1737 г., Париж, Лувр). Одна из самых знаменитых работ Ланкре — «Завтрак с ветчиной» (1735 г., Шантийи, Музей Конде), выполненная для украшения столовой Малых апартаментов
Людовика XV в Версальском дворце. В этой картине, воссоздающей атмосферу придворных кутежей эпохи правления Людовика XV, Никола Ланкре изобразил веселую шумную компанию, пирующую за столом, накрытым в аллее живописного парка. Многочисленные символические детали на переднем плане (кошка, собаки, опустошенные бутылки из-под вина, битая посуда, скомканная салфетка, опрокинутый стул) заставляют вспомнить картины голландских жанристов XVII века. На всем протяжении своей художественной карьеры он имел многочисленных покровителей и заказчиков (граф Кариньян, герцог д'Антен, граф Тессин), главным из которых, начиная с середины 1730-х, был Людовик XV. Творчество Николы Ланкре высоко ценилось не только во Франции, но и в других странах. Среди поклонников таланта Ланкре был, в частности, Фридрих II Прусский, в коллекции которого насчитывалось 26 произведений художника, в том числе «Бал», «Танец», «Игра в пье-де-бёф» (Берлин, Замок Шарлоттенбург). С 1737 году Ланкре регулярно выставлялся в парижском Салоне. Его искусством восхищались и вдохновлялись Ф. Буше, У. Хогарт, Т. Гейнсборо. Картины Ланкре широко репродуцировались в гравюрах, которые пользовались огромным спросом. Виртуозный рисовальщик Ланкре работал сангиной и в технике «трех карандашей». Самые крупные коллекции его рисунков хранятся в Париже (Музей Жакмар-Андре), Дижоне (Музей изящных искусств), Лондоне (Британский музей), Стокгольме (Национальный музей) и в Вашингтоне (Национальная галерея). В личном собрании самого художника имелись рисунки, гравюры и картины как старых мастеров, так и французских художников XVII-XVIII вв. (
Филипп де Шампень, Ш. Ж. Натуар Ж. С. Шарден, Ф. Буше, Ж. Б. Удри, Ж. Б. Моннуайе, Ж. Б. Сантерр). После смерти Ланкре его рассматривали главным образом как последователя и имитатора Ватто, однако, наделенный богатой фантазией и высоким живописным мастерством, Никола Ланкре внес новую ноту в трактовку излюбленных тем Ватто и создал произведения, отмеченные печатью яркой индивидуальности.
Произведения: «Общество на опушке леса» (кон. 1720-х, Москва, ГМИИ); «Торжественное заседание парламента по случаю совершеннолетия короля Людовика XV» (1723, Париж, Лувр); «Сцена из трагедии Тома Корнеля „Граф Эссекс"» (1734, Санкт Петербург, Государственный Эрмитаж); «Качели» (ок. 1735, Лондон,
Музей Виктории и Альберта); «Охота на тигра» (1736, Амьен, Музей изящных искусств); «Слуга-волокита», «Общество саду», «Концерт в парке», «Качели» (все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Портрет семьи Бурбон-Конти» (Иллинойс, Музей Краннерт); «Качели» (Стокгольм, Национальны] музей).