Жан Оноре́ Фрагона́р (фр. Jean-Honoré Fragonard; 1732, Грасс (Прованс) — 1806, Париж) — знаменитый французский живописец, гравер и рисовальщик XVIII века, один из крупнейших мастеров эпохи
рококо, яркая и многогранная творческая индивидуальность. Работал легко, уверенно и плодотворно в разных техниках (масло, гуашь, акварель, тушь, бистр, сангина, черный мел, итальянский карандаш) и почти во всех жанрах. Тематический репертуар искусства Фрагонара чрезвычайно широк. Он писал картины на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, создавал
портреты, пейзажи, однако особую популярность принесли ему жанровые композиции с изображением галантных и пасторальных сцен (свидания, игры и развлечения на лоне природы, объятия и поцелуи влюбленных в парках и будуарах). Фрагонар родился в скромной семье. Его отец занимался торговлей перчатками в Грассе, но, разорившись вследствие судебного процесса, переехал с семьей в
Париж. Первоначально Фрагонар работал нотариальным клерком, затем, осознав свое художественное призвание, решил учиться живописному ремеслу. Попытка поступить в 1747 году в мастерскую
Франсуа Буше не увенчалась успехом: знаменитый художник, находившийся тогда в апогее славы, отослал неподготовленного провинциала к
Ж. С. Шардену. После шести месяцев обучения у Шардена Фрагонар вернулся в 1749 году к Буше, который на этот раз оценил его талант. В мастерской Буше Фрагонар ассистировал мэтру в создании картонов для шпалер и делал многочисленные копии с его картин. В 1752 году по рекомендации Франсуа Буше Фрагонар принял участие в конкурсе на Римскую премию (привилегия только учеников Королевской Академии живописи и скульптуры) и получил первую премию за композицию «Иеровоам поклоняется идолам» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств). В 1753 году Жан Оноре Фрагонар поступил в Школу королевских стипендиатов, которой руководил
Карл Ванлоо. Здесь он штудировал анатомию, геометрию, перспективу, копировал слепки с антиков и рисовал живую натуру. Наконец, в 1756 году он отправляется в Италию, чтобы завершить там свое художественное образование в качестве пенсионера Французской Академии в
Риме. Ранние произведения художника, выполненные до его отъезда в Италию, отмечены влиянием рокайльного стиля Франсуа Буше (тематика, трактовка образов, манера письма) и классицистической живописи Карла Ванлоо. К числу самых значительных работ Фрагонара начала 1750-х относятся картины: «Психея показывает своим сестрам дары Амура» (1754,
Лондон, Национальная галерея), «Христос омывает ноги ученикам», написанная по заказу братства Св. Причастия для капеллы в соборе в Грассе (1755, Грасс, собор), четыре декоративные композиции на излюбленные Буше сюжеты - «Жнец», «Садовник», «Пастушка», «Сборщица винограда» (1754-1755, Детройт, Институт искусств), а также два пандана — «Юпитер и Каллисто» и «Кефал и Прокрида» (1755, Анжер, Музей изящных искусств). Во время пребывания в Италии Жан Оноре Фрагонар изучал античное искусство и творчество итальянских мастеров XVI-XVIII вв. (
Рафаэль,
Микеланджело, Веронезе, Тинторетто, Карраччи, П. да Кортона, Ф. Солимена, Дж. Б. Тьеполо). В конце 1758 Фрагонар познакомился с прославленным в будущем пейзажистом
Юбером Робером и в течение лета 1760 года вместе с ним и крупным коллекционером и меценатом аббатом К. Р. де Сен-Ноном жил на знаменитой вилле кардинала д'Эсте в Тиволи, принадлежавшей в XVIII веке герцогу Моденскому. Здесь Жан Оноре Фрагонар выполнил целый ряд изумительных пейзажных рисунков сангиной с изображением вилл, террас, фонтанов и парковых аллей с пиниями и кипарисами (10 из них находятся в Муниципальной библиотеке Безансона). В 1761 году Фрагонар и его друзья совершили путешествие в Неаполь и по Северной Италии (Болонья,
Венеция, Генуя). Во время этого вояжа Фрагонар создал множество рисунков сангиной и черным мелом, 71 из которых принадлежит Британскому музею в Лондоне. Замечательный ансамбль рисунков Фрагонара от первого путешествия (в основном итальянским карандашом) хранится в Калифорнии (Пасадена, Художественный музей Нортона Саймона). Своеобразие творческой индивидуальности обозначилось уже в Италии. Именно здесь определились главные темы его искусства («Выигранный поцелуй», написанный по заказу бальи де Бретёйля, - ок. 1759-1760, Нью-Йорк,
Музей Метрополитен; «Игра с лопаткой» -ок. 1760, Шамбери, Музей искусства и истории) и особенности живописной манеры, его знаменитое fa presto (раскованная свобода и стремительная динамика красочных мазков). По возвращении в Париж Жан Оноре Фрагонар был причислен к Королевской Академии, представив в качестве morceau d'agrement композицию на сюжет из «Описания Греции» Павсания - «Жрец Корез жертвует собой ради спасения Каллирои» (Париж,
Лувр), вдохновленную оперой Детуша. Эта картина, выставленная в Салоне 1765 года, имела огромный успех в академических и придворных кругах, вызвала восхищение Д. Дидро и была приобретена для
Людовика XV сюринтендантом Королевских строений маркизом де Мариньи. Людовик XV предоставил Фрагонару квартиру и мастерскую в Лувре, однако художник не написал требуемый для получения звания академика morceau de reception и в последующие годы работал исключительно для частных лиц. Престижному Grand style и многообещающей стезе исторического живописца, сулившим почетные королевские заказы и традиционную академическую карьеру, Жан Оноре Фрагонар предпочел genres mineurs и картины кабинетного формата, которые больше соответствовали его импульсивной натуре и независимому характеру. 1760-ми годами датируются два шедевра художника, созданные под впечатлением представлений «лирической трагедии» Ж. Б. Люлли «Армида» (1686), состоявшихся в Пале-Руаяль: «Ринальдо в садах Армиды» и «Ринальдо в заколдованном лесу» (ок. 1763-1764, частное собр.). В 1767 году Фрагонар написал по заказу де Сен-Жюльена одну из своих самых знаменитых в будущем картин - «Качели» (Лондон, собр. Уоллес). В 1769 году Жан Оноре Фрагонар женился на художнице-любительнице родом из Грасса Марии Анне Жерар, от которой имел двух детей: сына Александра Эвариста, прозванного Фанфаном («дитятко»), и дочь Розалию. В конце 1760-х Фрагонар создавал в основном так называемые figures de fantasie. В настоящее время их известно около 15 и многие из них идентифицированы: «Аббат де Сен-Нон» (1769, Париж, Лувр); «Дени Дидро» (1769, Париж, Лувр); «Франсуа Анри, герцог д'Аркур» (ок. 1770, частное собр.); «Ан Франсуа д'Аркур, герцог де Бёврон» (ок. 1770, Париж, Лувр). Эти портреты, выполненные в экспромтной манере a la prima, поражают виртуозной технической изощренностью и подчеркнутой эмоциональностью образов. В конце 1770-х - начале 1780-х портреты Фрагонара становятся менее бравурными и эффектными. В них звучат лирические и элегические ноты, предвосхищающие портретные образы романтиков и К. Коро («Читающая» - Нью-Йорк, частное собр., «Воспоминание» -Лондон, собр. Уоллес). В 1769-1770 гг. он участвовал совместно с Франсуа Буше и
Ж. Б. Ле Пренсом в декоративном оформлении отеля гравера Ж. Демарто в Париже (Париж, Музей Карнавале), в 1771-1772 гг. выполнил по заказу фаворитки Людовика XV графини Дю Барри четыре панно для украшения построенного архитектором К. Н. Леду нового павильона в Лувесьенском замке: «Сюрприз», «Преследование», «Любовные письма» и «Коронация возлюбленного», олицетворяющие четыре, наиболее характерных этапа любви, через которые проходит каждая любовная пара (Нью-Йорк, собр. Фрик). Написанные в период формирования неоклассицизма, эти панно дисгармонировали своей колористической роскошью и рокайльной эротикой с элегантной строгостью архитектуры Леду и были подвергнуты критике в едком памфлете «Диалоги о живописи», приписываемом Рену. Неудивительно, что графиня Дю Барри заменила композиции Фрагонара более благонравными и откровенно неоклассическими картинами Ж. М. Вьена, гораздо больше отвечавшими вкусам времени (Париж, Лувр; Шамбери, Префектура). Обескураженный неудачей, художник принял в конце 1773 года предложение финансиста и любителя искусств П. Ж. О. Бержере де Гранкура, родственника де Сен-Нона, отправиться в Италию. Из этого путешествия Жан Оноре Фрагонар привез много пейзажей, портретов и жанровых сцен, а также рисунки с произведений Тинторетто, которые он копировал в Венеции в Фондако-деи-Тедески, Сан-Рокко, Санта-Мария-делла-Салюте и Мадонна-дель-Орто. Вернувшись в сентябре 1774 года на родину, Фрагонар создал целую серию картин в традициях галантных празднеств Ватто: «Игра в парке», «Качели», «Игра в жмурки» (все — Вашингтон, Национальная галерея), «Праздник в Сен-Клу» (Париж, Французский банк), «Праздник в Рамбуйе» (Лиссабон, Музей К. Гюльбенкяна). В поздний период творчества он продолжал писать композиции фривольного характера с пикантным эротическим подтекстом («Фонтан любви» -1785, Лондон, собр. Уоллес; «Поцелуй украдкой» - конец 1780-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) и создавал сентиментальные сцены из семейной жизни («Александр Эварист в виде Пьеро» - ок. 1785-1788, Лондон, собр. Уоллес). В конце 1789 года, безутешный после смерти дочери (1788) и потрясенный Французской революцией, Фрагонар уехал в родной Грасс, взяв с собой отвергнутые Дю Барри картины, которые он разместил в доме своего кузена - маршана и франкмасона А. Мобера, дополнив их десятью другими панно (Нью-Йорк, собр. Фрик). Этот последний в творчестве Фрагонара декоративный ансамбль, который приобрел известность впоследствии под названием «Прогресс любви», ознаменовал эволюцию стиля от гедонистической чувственности рококо к эмоциональной экспрессии предромантизма. В настоящее время в центральном салоне дома Мобера (ныне Музей Фрагонара) находятся точные копии с картин Жана Оноре Фрагонара, выполненные лионским художником О. де Ла Брели. Расположенные в их оригинальной аранжировке, эти композиции образуют единый, законченный и логически цельный декоративный ансамбль, иллюстрирующий любовный роман в его динамике - от «Ожидания любви» до «Триумфа любви» (аллегория апофеоза всепобеждающей любви, преодолевающей все препятствия). По возвращении в Париж в 1792 году Фрагонар был назначен благодаря протекции Ж. Л. Давида, у которого учился его сын, одним из хранителей Лувра, превращенного в национальный музей, а в 1795 году стал его главным хранителем. В 1797 году получил должность инспектора по учреждению музея в Версальском дворце и занимал ее до 1800 года. Разнообразие и многоликость творчества Фрагонара обусловлены широким спектром влияний, которые он испытал (Буше, Ванлоо, Ватто,
Рубенс,
Рембрандт, Ф. Хале, Я. Рейсдаль, Д. Б. Кастильоне, голландские жанристы XVII в.). Жан Оноре Фрагонар мог быть лириком, трагиком, занимательным рассказчиком, тонким психологом. В его искусстве соединились гедонистическая чувственность Буше, сентиментальная патетика Грёза и реалистическая наблюдательность Шардена. Склонность к импровизации и темпераментная манера письма делают многие картины Фрагонара похожими на спонтанные экспромты. Экзальтированная динамика кисти художника достигает подчас пароксизма, и тогда стирается граница между незаконченностью эскиза и завершенной композицией. Смелая обобщенность форм сочетается в живописи Фрагонара с декоративной красочностью колорита, в котором преобладают золотистые, розовые, охристо-красные, белые и зеленые тона. Один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи, художник занимался иллюстрированием книг. Он выполнил множество рисунков к «Басням» Лафонтена, «Дон Кихоту» Сервантеса и «Неистовому Роланду» Ариосто, которые поражают богатством воображения и свободой исполнения. Творчество Жан Оноре Фрагонар не оказало непосредственного влияния на художников следующего поколения. Единственными учениками Фрагонара были его сын Александр Эварист и свояченица (сестра жены) Маргарита Жерар, с которой он сотрудничал в ряде картин.
Произведения: «Воспитание Богоматери» (1748-1752, Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона); «Игра в жмурки» (1748-1752, Толидо, Художественный музей); «Приготовление обеда (Счастливое семейство)» (ок. 1756-1760, Москва, ГМИИ); «Гроза» (1759, Париж, Лувр); «Выигранный поцелуй» (ок. 1760, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Маленький парк» (ок. 1760, Лондон, собр. Уоллес); «Прачки» (1761-1765, Амьен, Музей Пикардии); «Купальщицы» (1765-1772), «Похищение Амуром рубашки» (ок. 1767, оба — Париж, Лувр); «Новая модель» (1765-1772, Париж, Музей Жакмар-Андре); «Желанное мгновение» (1765-1772, частное собр.); «Пение» (1769, Париж, Лувр); «Портрет мужчины в испанском костюме («Дон Кихот»)» (1765-1772, Чикаго, частное собр.); «Портрет Сен-Нона в испанском костюме» (1765-1772, Барселона, Музей нового искусства); «Девушка с собачкой» (ок. 1770, Мюнхен, Старая пинакотека); «
Любовная записка» (1773-1776, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Шарлатаны» (1773-1776, Цюрих, частное собр.); «Маленькая озорница» (1777-1779, частное собр.).