Франсуа Буше (François Boucher)

Франсуа Буше (фр. François Boucher, 1703-1770 гг.) —  прославленный французский живописец, миниатюрист, гравер, декоратор и рисовальщик XVIII века. Один из самых ярких и типичных представителей стиля рококо, в котором нашли выражение идеалы французской аристократии периода заката абсолютизма. Наделенный богатым воображением и всесторонне одаренный, Франсуа Буше  работал почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Он писал картины на мифологические, религиозные и бытовые сюжеты, па­сторальные сцены, портреты, пейзажи, создавал книжные иллюстрации и миниатюры, выполнял декоративные пан­но и плафоны для украшения королевских резиденций. Делал эскизы фонтанов, парковой скульптуры, театраль­ных костюмов и декораций к спектаклям, картоны для Королевской мануфактуры гобеленов, образцы для венсенского и севрского фарфора, а также рисунки для раз­личных предметов прикладного искусства, включая веера, ширмы, каминные экраны, орнаментальные вставки для карет и портшезов. Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Первые навыки живописного ремесла Буше получил у своего отца, художника-орнаменталиста и торговца эстампами Никола Буше. Около 1720 года поступил в мастерскую известного исторического живописца Франсуа Лемуана, декоративный стиль которого, вдохновленный ве­нецианским искусством, оказал существенное влияние на ранние произведения Буше («Ревекка и Елиезер» - Страсбург, Музей изящных искусств). В 1723 году Франсуа Буше принял участие в кон­курсе на Римскую премию в Королевской Академии живо­писи и скульптуры, однако, получив первую премию за картину «Эвильмеродах, сын Навуходоносора, освобож­дает Иакова», в Рим не поехал, так как предпочтение отда­ли фаворитам сюринтенданта Королевских строений гер­цога д'Антена. Чтобы скопить деньги, необходимые для путешествия в Италию, Буше сотрудничал в 1723-1728 гг. с гра­вером и издателем Ж. Ф. Каром, создавая рисунки для книжных заставок, виньеток и концовок. В 1726-1728 гг. выполнил по заказу коллекционера Ж. де Жюльена 104 гравюры по рисункам Ж. А. Ватто для сборника «Figures de differents caracteres de paysages et d'etudes». В дальней­шем он сделал еще 21 эстамп, в том числе с «Автопортре­та» Антуана Ватто (в собрании Жюльена хранилось 400 графичес­ких листов Ватто). В 1727-1728 гг. Буше создал 25 рисунков для третьего издания «Истории Франции» аббата Даниэля (Париж, Лувр). Наконец, в 1728 году он отправился в Италию вместе со своим будущим соперником Карлом Ванлоо и его племянниками Луи Мишелем Ванлоо и Шарлем Амеде Филиппом Ванлоо. Живя в Риме, Франсуа Буше посетил, как пред­полагают, Неаполь, Венецию, Геную, Парму, Болонью. Итальянским периодом датируются картины художника «Возвра­щение с рынка» (Спрингфилд, Музей изящных искусств) и «Геркулес и Омфала» (Москва, ГМИИ). В последней чувствуется сильное влияние традиций венецианской жи­вописи и Питера Пауля Рубенса. Написанная уверенно, тем­пераментно, динамично, она отличается повышенной экс­прессией в передаче эмоций любовного дуэта. После возвращения из Италии (1731 г.) Буше женился на Марии Жан­не Бюзо («Портрет мадам Буше» - начало 1730-х, Бостон, Музей изящных искусств; 1743, Нью-Йорк, частное собр.), которая часто служила ему впоследствии моделью для женских образов («Туалет» - 1742 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса). От этого брака родились две дочери — Жан­на Елизавета Виктория и Мария Эмилия, вышедшие за­муж за учеников Буше Ж. Б. Дезе и П. А. Бодуэна, — и сын Жюст Натан. В течение короткого периода времени Франсуа Буше при­обрел известность, признание, популярность и сделал впоследствии блистательную официальную карьеру. В 1731 году он был допущен, а через три года принят в Коро­левскую Академию живописи и скульптуры, представив в качестве morceau de reception картину «Ринальдо и Армида» (1734 г., Париж, Лувр), выполненную в соответствии с требованиями Grand style (группировка фигур в классическую пирамиду, идеализация образов, эффектный фон в виде монументальной колоннады, орнаментально-декора­тивный ритм пышных драпировок). В 1737 году Буше получил звание профессора, в 1755 году возглавил после Ж. Б. Удри Ко­ролевскую мануфактуру гобеленов, в 1761году был назначен ректором Академии, в 1765 году - директором, сменив Карла Ванлоо, и первым живописцем короля, в 1770 году - удостоен зва­ния почетного члена Санкт-Петербургской Академии ху­дожеств. В 1735 году Буше получил свой первый королевский заказ - четыре картины для апартаментов королевы в Вер­сальском дворце. В 1736-1738 гг. выполнил композиции «Охота на леопарда» и «Охота на крокодила» (Амьен, Му­зей Пикардии) для серии «экзотических охот» в столовой Малых апартаментов Версальского дворца (остальные на­писаны Ж. Ф. де Труа, Ж. Б. Удри, К. Ванлоо, Ш. Парроселем и др.), в 1738-1739 гг.  - десюдепорты для охотничьей комнаты в парижском Отеле Субиз. В 1740-е годы  создал че­тыре десюдепорта с аллегорическими изображениями По­эзии, Риторики, Истории и Астрономии для замка Шуази и два десюдепорта для замка Марли («Апофеоз Энея» и «Венера просит Вулкана изготовить оружие для Энея»). В 1750-1753 гг. выполнил по заказу маркизы де Помпадур для замка Бельвю восемь композиций на тему «Искусства и Науки», в 1757 году написал картину «Отдых на пути в Еги­пет» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), в на­чале 1760-х - композицию «Пигмалион и Галатея», пред­назначенную для плафона Петербургской Академии художеств (доставлена в Петербург в 1766 году скульптором М. Фальконе, хранится в Государственном Эрмитаже). Успех и слава сопутствовали Франсуа Буше на протяжении всей жиз­ни. Ему покровительствовали Людовик XV и его фаворит­ка маркиза де Помпадур, которую он многократно портре­тировал (1756, Мюнхен, Старая пинакотека; 1758, Лондон, Музей Виктории и Альберта; 1759, Лондон, собрание Уоллес). Среди заказчиков Буше были Екатерина II, Фридрих II, Мак­симилиан III Баварский, польский король Станислав Ав­густ Понятовский. С восторженным пиететом относились к творчеству художника герцог де Шеврёз, аббат де Сен-Нон, банкир Эбер, хранитель королевских сокровищ Блондель д'Азэнкур, в коллекции которого насчитывалось около 500 рисунков художника, а также шведский посол во Франции (1739-1742) граф К. Г. Тессин. В 1742 году он зака­зал художнику по поручению королевы Швеции Ловизы Ульрики четыре композиции на тему «Четыре времени суток мод­ницы». Буше написал, очевидно, только одну - «Модистка (Утро)» (1746, Стокгольм, Национальный музей), которая, подобно более ранним картинам художника «Завтрак» (1739) и «Туалет» (1742, Париж, Лувр), продемонстриро­вала его талант реалистического бытописателя. Буше много и плодотворно сотрудничал с Королевской Академией му­зыки. Он выполнил эскизы для декораций к операм «Иссе» А. К. Детуша, «Кастор и Поллукс» и «Галантная Индия» Ж. Ф. Рамо, «Тезей», «Персей» и «Атис» Ж. Б. Люлли, а также к комическим операм (опера-буффа), которые ста­вил его друг Ш. С. Фавар в театре де Ла Фуар по либретто Мармонтеля, Лесажа, Фонтенеля и своим собственным. На протяжении творческого пути Франсуа Буше неоднократно обра­щался к изображению жанровых сцен из жизни народов Востока — так называемых «шинуазри» (chinoiseries) и «тюркери» (turqueries). В 1730-1731 гг. он выполнил двенад­цать гравюр по рисункам Антуана Ватто для сборника «Китайские и татарские сцены замка Мюетт», в 1738-1745 гг. — двенад­цать офортов к увражу «Сборник различных китайских сцен кабинета Ф. Буше...», в 1746 г. — серию рисунков для книги Ж. А. Гюэ «Турецкие нравы и обычаи», в 1754 г. со­здал декорации к балету Ж. Ж. Новера «Китайские празд­ники». Крут источников, которые сформировали творческий гений Буше, широк и разнообразен. Он испытал влияние Ватто (сюжеты, типажи, композиционные решения), ита­льянских мастеров С. Риччи и Дж. А. Пеллегрини, а также Д. Б. Тьеполо и Д. Б. Кастильоне, которые были его люби­мыми художниками. Произведения Буше свидетельствуют о его знакомстве с искусством А. Корреджо, Ф. Альбани, Доменикино, П. да Кортоны. Кроме того, в живописи Франсуа Буше встречаются мотивы, заимствованные из творчества А. Блумарта, Рубенса и Рембрандта, рисунки которого он коллекционировал. Имея огромное количество заказов, он работал быстро, легко, непринужденно, однако с тече­нием времени стал множить одни и те же сюжеты и образы, связанные преимущественно с любовными исто­риями богов (Нептун и Амимона, Юпитер и Каллисто, Кефал и Аврора, Венера и Вулкан, Леда с лебедем, похище­ние Европы), одни и те же композиции и аксессуары (цве­точные букеты, венки, гирлянды, золотые блюда и кувши­ны, развевающиеся драпировки) и одну и ту же цветовую гамму, построенную на контрасте теплых жемчужно-ро­зовых и холодных серебристо-голубых и зеленых тонов. В женских и детских образах Буше неизменно повторял свой излюбленный тип красоты. Поэтому ангелочки похожи на его амурчиков, а Богоматерь не менее грациозна, же­манна и кокетлива, чем античные богини, нимфы или пастушки. Пикантная занимательность, утонченная эро­тика и декоративная красочность мифологических и пас­торальных картин идеально отвечали вкусам француз­ской аристократии середины XVIII века. Франсуа Буше написал около двухсот пасторалей, в которых изящно одетые пастухи и пастушки изображены в виде сентиментальных возлюб­ленных, часто в окружении домашних животных (козо­чек, овечек, собачек), хоровода амурчиков, нимф. Очаро­вательные пастухи и пастушки ведут галантные беседы, пьют вино, плетут вместе венок, ловят рыбу, расставляют силки на птиц, пастух учит пастушку играть на свирели, показывает ей гнездо с птичкой и т. п. В изображениях женщин за туалетом Франсуа Буше привлекала прежде всего возмож­ность показать миловидность их лиц с легким румянцем, бархатистую нежность кожи, грацию движений, а также передать фактуру изысканных тканей, ювелирных укра­шений и эффектных деталей костюмов - лент, рюшей, оборок. Особое место в творчестве Буше занимает пейзаж. В соответствии с модой XVIII века на пасторали Буше обращал­ся к скромным сельским мотивам, изображая небольшие речки, водяные мельницы, запруды, мостики, дере­венские хижины, голубятни, фигурки крестьян («Пейзаж в окрестностях Бовэ» — начало 1740-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Многие пейзажи были за­думаны, очевидно, как эскизы для декораций к спектаклям. Театральная условность (сценическая площадка, кулисы, живописный задник) сочетается в них с наблюдательнос­тью и свежестью непосредственных впечатлений от при­роды. Однако поздние произведения Буше, предназначен­ные для украшения интерьеров, слишком надуманны и однообразны. Четкий рисунок, пестрый колорит, гладкая красочная фактура, напоминающая живопись по фарфо­ру, гедонистическая чувственность, слащавость, игрушеч­ная красивость, характерные для картин Буше, приобрели в конце его творческого пути слишком нарочитый характер. Неудивительно, что Д. Дидро, ценивший в искусстве вер­ность природе и благородным идеалам античности, резко критиковал Франсуа Буше, начиная с 1761 года, за легкомысленность, от­сутствие правды и вкуса. Точка зрения Дидро, господство­вавшая в конце XVIII - начале XIX веков. (Ж. Л. Давид и его ученики), была опровергнута романтиками Т. Готье, В. Гю­го и Ж. де Нервалем, страстными почитателями рококо. В период Второй империи Буше подражали салонные масте­ра Кабанель и Бугро. В середине XIX века Буше восхищались Э. и Ж. де Гонкуры, которые считали его талантливым вырази­телем духа своей эпохи. Творческое наследие, одного из самых плодовитых художников XVIII века, включает в себя около 1000 картин и 182 эстампа, из них 125 листов - с оригиналов Ватто и 44 - по собственным композициям, в том числе иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, «Декамерону» Боккаччо, «Дон Кихоту» Сервантеса, «Бас­ням» Лафонтена и шеститомному изданию сочинений Мольера. Для Королевской шпалерной мануфактуры в Бовэ Франсуа Буше создал в течение 1736-1757 гг. более 40 эскизов к 6 сери­ям шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Фрагменты из опер», «Любовь бо­гов»). М. Фальконе, руководивший скульптурной мастер­ской на Севрской мануфактуре, выполнил в 1757—1766 гг. большую часть своих моделей по рисункам Буше. Виртуозный рисовальщик, Буше был первым, кто ввел рисунок в декора­тивное убранство интерьеров. Тематика выполненных им на заказ рисунков - это женские фигуры, женские и дет­ские головки, пасторальные сцены, пейзажи. Чаще всего художник работал на белой, цветной или тонированной бумаге черным мелом, добавляя к нему сангину и белый мел. Кроме того, он создавал эскизы пером, гуаши и велико­лепные пастели, отмеченные влиянием венецианской пастелистки Р. Каррьеры. Творчество Франсуа Буше, законодателя художественных вкусов Франции середины XVIII века, ока­зало огромное влияние на последующее развитие не только французского, но и европейского искусства.
   Произведения: «Иосиф представляет отца и братьев фараону» (ок. 1723-1726, Огайо, Художественный музей Колумбии); «Жерт­воприношение Гедеона» (ок. 1728, Париж, Лувр); «Прекрасная кухарка» (нач., 1730-х, Париж, Музей Коньяк-Жей), «Возвраще­ние с рынка» (1730-е, Норфолк, Музей Крайслер); «Птички отца Филиппа» (1730-е, Безансон, Музей изящных искусств и архео­логии); «Вид садов Фарнезе» (1732, Нью-Йорк, Музей Метропо­литен); «Кефал и Аврора» (1733, Нанси, Музей изящных ис­кусств); «Радости сельской жизни», «Гнездо» (оба - 1737, Париж, Лувр); «Переправа на мосту», «Переправа вброд» (вторая поло­вина 1730-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Триумф Венеры» (1740), «Леда с лебедем» (1741, оба — Сток­гольм, Национальный музей); «Сельский пейзаж с рекой» (1741, Мюнхен, Старая пинакотека); «Пейзаж с отшельником» (1742, Москва, ГМИИ); «Диана после купания» (1742, Париж, Лувр); «Китайский танец», «Прием в доме китайского императора» (оба — 1742, Безансон, Музей изящных искусств и археологии); «Юпитер и Каллисто» (1744, Москва, ГМИИ); «Одалиска», (1745, Париж, Лувр); «Возвращение Дианы с охоты» (1745, Па­риж, Музей Коньяк-Жей); «Триумф Венеры», «Туалет Венеры» (начало 1740-х), «Пейзаж с прудом» (1746, все — Санкт-Петер­бург, Государственный Эрмитаж); «Похищение Европы» (1747, Париж, Лувр); «Пастушеская сцена» (1740-е, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Вертум и Помона» (1748, Огайо, Художественный музей Колумбии); «Арион» (1749, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Рождество» (1750, Лион, Музей изящ­ных искусств); «Туалет Венеры» (1751, Нью-Йорк, Музей Метро­политен); «Отдыхающая девушка (Портрет Луизы О'Мэрфи)» (1752, Мюнхен, Старая пинакотека); «Восход солнца», «Заход солнца» (оба — 1753, Лондон, собр. Уоллес); «Аминта Сильвия» (1756, Тур, Музей изящных искусств); «Венера в кузнице Вулка­на» (1757, Париж, Лувр); «Богоматерь с Младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» (1758, Москва, ГМИИ); «Прачки», «Пас­тушеская идиллия» (оба — 1768, Нью-Йорк, Музей Метрополи­тен); «Амуры - Аллегория Живописи», «Амуры - Аллегория Поэзии» (1760-е, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Смерть Сократа» (1762, Ле-Ман, Музей Тессе).


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67