Жан Антуан Ватто, более известный как
Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau, 1684 — 1721) —выдающийся французский художник, рисовальщик и гравер начала XVIII века, один из провозвестников стиля рококо, создатель нового живописного жанра - «галантных празднеств». Родился в семье кровельщика во фламандском городке Валансьене, который до его присоединения к Франции (1678) входил в состав испанских Нидерландов. Живописному ремеслу учился в мастерской местного художника
Ж. А. Жерена. В 1702 году приехал в
Париж и в поисках средств к существованию стал работать в качестве копииста для неизвестного торговца картинами на мосту Нотр-Дам. С 1703 по 1708 гг. сотрудничал с живописцем
Клодом Жилло, помогая ему в создании сценического оформления спектаклей и композиций на темы из театральной жизни. Возможно, делал также реплики с произведений Жилло и писал картины по его рисункам. Около 1708 года познакомился при посредничестве Жилло с
Шарлем III Одраном, одним из ведущих мастеров в области орнаментальной декорации. Одран был хранителем картинной галереи Люксембургского дворца и страстным поклонником
П. П. Рубенса, любовь к которому он передал своему ученику. В 1709 году Антуан Ватто принял участие в конкурсе на Римскую премию в Королевской Академии живописи и скульптуры, но, получив вторую премию, в Рим не поехал и впоследствии никогда не был в Италии. В 1712 году Ватто был причислен к Королевской Академии, в 1717 году получил звание академика, представив в качестве morceau de reception композицию «
Паломничество на остров Кифера» (1717 г., Париж,
Лувр), жанр которой академический совет определил как «галантное празднество». В 1719 году в связи с обострением болезни легких отправился в Англию, чтобы проконсультироваться с иностранными докторами. Приехав в
Лондон, он остановился у своего соотечественника художника Ф. Мерсье, который познакомил его с английскими коллекционерами. Один из них, знаменитый врач Р. Мид, купил у Антуана Ватто две работы («Итальянские комедианты» - Вашингтон, Национальная галерея). Лечил ли доктор Мид Ватто, точно не установлено, во всяком случае, состояние здоровья художника в Англии не улучшилось, и в 1720 году он возвратился в Париж. Поселившись в доме торговца картинами Э. Ф. Жерсена, Ватто выполнил для его антикварной лавки «Великий монарх» рекламную вывеску «Лавка Жерсена» (1720, Берлин, Замок Шарлоттенбург). Это была последняя картина Ватто и единственная, по словам Жерсена, которой он остался доволен. Антуан Ватто показал в ней истинных и ложных знатоков искусства, выразил свое отношение к творческим достижениям мастеров прошлого и свою иронию в адрес парадной помпезности Grand style минувшего века, а также воплотил свой идеал искусства будущего. Весной 1721 года, чувствуя себя смертельно больным, Ватто переехал в Ножан-сюр-Марн, где скончался 18 июля, не достигнув тридцати семи лет. Скромный, застенчивый, молчаливый, болезненно самолюбивый, склонный к мизантропии и постоянной перемене мест - так характеризуют его первые биографы. Несмотря на короткий творческий путь, Антуану Ватто удалось уже при жизни завоевать признание и популярность у современников. Однако ценителями его таланта были главным образом богатые меценаты и утонченные любители искусств. Благодаря контактам с крупными парижскими коллекционерами и маршанами (П. Сируа, Ж. де Жюльен, П. Кроза, Э. Ф. Жерсен, П. Мариетт и его сын Пьер Жан), Ватто имел широкие возможности для изучения наследия великих мастеров эпохи Возрождения и XVII века. Тематика, иконография и живописный стиль Ватто обнаруживают влияние Джорджоне,
Тициана, Рубенса, Ван Дейка, фламандских и голландских жанристов, а также Жака Калло,
братьев Ленэн,
Пуссена, Лоррена и маньеристической школы Фонтенбло. В ранний период творчества Антуан Ватто писал преимущественно театральные сцены, навеянные искусством Жилло («
Арлекин, император Луны» - ок. 1708, Нант, Музей изящных искусств; «Сатира на врачей» -1710-е, Москва, ГМИИ), и картины на бытовые и военные сюжеты в реалистической манере фламандских и голландских художников («Кухарка» - ок. 1703, Страсбург, Музей изящных искусств; «Бивуак» - 1710-е, Москва, ГМИИ). Кроме того, он выполнил в 1707-1712 гг. ряд орнаментально-декоративных работ в стиле Одрана в особняке герцога де Косее и в замке Ла Мюетт (известны по гравюрам), а также восемь декоративных панно для Отеля де Нуэнтель, из которых сохранились только «Вакх» и «Обольститель» (Париж, частное собр.). Жанровые композиции Ватто, написанные на основе жизненных наблюдений, явились связующим звеном между реалистической живописью братьев Ленэн и поэтическим реализмом Шардена. Он был одним из первых, кто после братьев Ленэн обратился к изображению бедных и обездоленных людей, которых он показывал с искренней симпатией и сочувствием («Савояр с сурком» - ок. 1716, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Новаторство Антуана Ватто в области батального жанра проявилось не только в расширении репертуара сюжетов, но и в самой новизне их трактовки. До него войну изображали чаще всего как эффектное зрелище, прославляющее доблестные подвиги короля, маршалов и генералов. Ватто интересовала не героика сражений, а военные будни: утомительные переходы войск под дождем и в тумане; марши новобранцев, догоняющих свои полки; бивуаки, во время которых усталые солдаты едят, курят, беседуют, играют в карты, спят («Военный роздых», «Тягости войны» - ок. 1714, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Рекруты, догоняющие полк» - Париж, частное собр.). Значительное место в творчестве художника занимают произведения на театральные темы, созданные под впечатлением спектаклей «Комеди Франсэз», «Итальянской комедии» (
Комедия дель Арте) Л. Риккобони и балаганных фарсов ярмарочных театров в предместьях Сен-Жермен и Сен-Лоран («Актеры французского театра» - ок. 1717, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Любовь на итальянской сцене», «Любовь на французской сцене» — 1718, Берлин, Государственные собрания; «Французские актеры» - 1720, Нью-Йорк,
Музей Метрополитен). В этих картинах Ватто с тонкой проницательностью показал особенности исполнительского мастерства итальянских и французских актеров: филигранную отточенность, благородную сдержанность и грациозность игры французов и темпераментную, спонтанную, импровизационную манеру итальянцев. Однако самые знаменитые произведения Антуана Ватто, которые принесли ему наибольшую прижизненную и посмертную славу, -это «галантные празднества», картины с изображением развлечений светского общества на лоне природы (амурные свидания, прогулки, беседы, любовный флирт, пение, музицирование, танцы). Прототипами подобных сцен были средневековые и ренессансные изображения «Садов любви» и «Сады наслаждений» голландских и фламандских мастеров (Д. Хале, Я. Стен, Э. ван де Велде, Рубенс). Между тем «галантные празднества» Ватто не являются буквальным воспроизведением досуга французской аристократии. Ватто, в отличие от своих предшественников, стремился прежде всего показать хрупкий мир человеческой души, сложную диалектику отношений, прихотливую игру переменчивых и противоречивых эмоций, поэзию неуловимого «je ne sais quoi» (нечто неподдающееся определению). Двусмысленная неопределенность, которую принято приписывать «галантным празднествам», заключается не в самом их сюжете, а в переплетении в них правды и вымысла, реальности и фантазии, естественности и надуманности. Галантные пасторали производят впечатление театральных спектаклей, созданных одаренным режиссером, искусным мастером мизансцен. Вместе с тем в них звучат отголоски реальной жизни светского общества начала XVIII века с его любовью к поэзии, музыке, театру, изощренному диалогу, насыщенному намеками, символами, метафорами. Атмосфера элегической грусти и меланхолической иронии, которыми проникнуты эти картины, связана с присущим художнику ощущением быстротечности времени и эфемерной зыбкости настоящего момента. Неудивительно, что психологическая глубина «галантных празднеств» Антуана Ватто оказалась недоступной для его последователей. Парковые идиллии Ж. Б. Патера, Н. Ланкре, П. А. Кийара, Ж. Pay при внешнем сходстве мотивов отличаются от произведений Ватто анекдотической занимательностью и пикантной фривольностью. Работы этих художников лишены философской поэтики Ватто, для которого первостепенное значение имели не фабула, не интрига, а эмоциональная интерпретация сюжета. В живописи Антуана Ватто главную роль играют нюансы, подтекст, обертоны. Творчество Ватто отличалось от официального придворного искусства как по тематике, так и по стилю. Утонченность цветовой палитры Ватто восходит к колористическим традициям венецианских и фламандских художников: вместо типичной для академической школы «раскраски» рисунка Ватто использовал многослойную живопись с прозрачными лессировками. Для него характерна легкая, динамичная манера письма, создающая неповторимый эффект мерцающей живописной фактуры. Избегая ярких локальных красок, он предпочитал сложные утонченно-изысканные сочетания цветовых оттенков. Помимо техники масляной живописи и «трех карандашей» (черный мел, сангина и белый мел), Ватто практиковал пастель, гуашь, изредка акварель и в течение всей жизни делал множество беглых рисунков с натуры, которые использовал позднее в процессе создания картин. Антуан Ватто рисовал актеров, музыкантов, солдат, ремесленников, крестьян, уличных торговцев («Старая женщина с прялкой», «Точильщик», «Горбун»), а также пейзажи Фландрии, окрестностей Парижа, аллей Люксембургского сада и парка в имении Кроза в Монморанси. Однако большинство сохранившихся рисунков художника - это копии с произведений Рубенса, Ван Дейка и ренессансных художников Франции и Венеции. Творчество Антуана Ватто - одна из вершин европейской художественной культуры XVIII века. Отмеченное глубокой поэзией, изысканной грацией, утонченным психологизмом и камерной интимностью, оно открыло новые горизонты для мастеров последующих поколений не только во Франции (Буше, Фрагонар), но и в других странах (Гойя, Хогарт, Рейнолдс). Между тем посмертная репутация Ватто утвердилась далеко не сразу. Уже через десять лет после смерти художника Вольтер утверждал, что он «не сделал ничего значительного, поскольку не был на это способен» («Храм вкуса», 1731). Не менее критично отзывался о художнике Дидро, заявлявший, что готов отдать «десятерых Ватто за одного Тенирса» («Свободные мысли о живописи», 1775). В эпоху Французской революции Давид и его ученики также отрицали ценность искусства Ватто. И только во второй половине XIX века, благодаря братьям де Гонкурам (эссе «Философия Ватто», 1856) и Т. Готье («Путеводитель по Лувру для любителя искусства», 1865), Ватто стал считаться классиком французской живописи - одним из самых талантливых рисовальщиков и колористов XVIII века, который во многом опередил свое время. Произведения: «Обезоруженный Амур» (ок. 1714, Шантийи, Музей Конде); «Антиопа и Юпитер» (ок. 1715, Париж, Лувр); «Сельские развлечения» (ок. 1715, Шантийи, Музей Конде); «Концерт» (ок. 1715, Берлин, Замок Шарлоттенбург); «Отдых на пути в Египет» (ок. 1715, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Пастухи» (1716, Берлин, Замок Шарлоттенбург); «В наряде Меццетена» (ок. 1716, Лондон, собр. Уоллес); «Затруднительное предложение» (ок. 1716, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Общество в парке» (ок. 1717-1718, Париж, Лувр); «Капризница» (ок. 1718, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Венецианский праздник» (ок. 1718, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии); «Жиль» (ок. 1719, Париж, Лувр); «Меццетен» (1719, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Оплошность» (Париж, Лувр); «Великолепный аккорд» (Лондон, частная коллекция); «Довольный Пьеро» (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса); «Портрет скульптора Антуана Патера» (Валансьен, Музей изящных искусств).