Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau)

Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau, 1684 — 1721) —выдающийся французский художник, рисовальщик и гра­вер начала XVIII века, один из провозвестников стиля роко­ко, создатель нового живописного жанра - «галантных празднеств». Родился в семье кровельщика во фламанд­ском городке Валансьене, который до его присоединения к Франции (1678) входил в состав испанских Нидерлан­дов. Живописному ремеслу учился в мастерской местного художника Ж. А. Жерена. В 1702 году приехал в Париж и в по­исках средств к существованию стал работать в качестве копииста для неизвестного торговца картинами на мосту Нотр-Дам. С 1703 по 1708 гг. сотрудничал с живописцем Клодом Жилло, помогая ему в создании сценического оформле­ния спектаклей и композиций на темы из театральной жизни. Возможно, делал также реплики с произведений Жилло и писал картины по его рисункам. Около 1708 года по­знакомился при посредничестве Жилло с Шарлем III Одраном, одним из ведущих мастеров в области орнамен­тальной декорации. Одран был хранителем картинной галереи Люксембургского дворца и страстным поклонни­ком П. П. Рубенса, любовь к которому он передал своему ученику. В 1709 году Антуан Ватто принял участие в конкурсе на Римскую премию в Королевской Академии живописи и скульпту­ры, но, получив вторую премию, в Рим не поехал и впо­следствии никогда не был в Италии. В 1712 году Ватто был причис­лен к Королевской Академии, в 1717 году получил звание академика, представив в качестве morceau de reception композицию «Паломничество на остров Кифера» (1717 г., Париж, Лувр), жанр которой академический совет опреде­лил как «галантное празднество». В 1719 году в связи с обостре­нием болезни легких отправился в Англию, чтобы про­консультироваться с иностранными докторами. Приехав в Лондон, он остановился у своего соотечественника ху­дожника Ф. Мерсье, который познакомил его с англий­скими коллекционерами. Один из них, знаменитый врач Р. Мид, купил у Антуана Ватто две работы («Итальянские комедиан­ты» - Вашингтон, Национальная галерея). Лечил ли доктор Мид Ватто, точно не установлено, во всяком случае, состояние здоровья художника в Англии не улучшилось, и в 1720 году он возвратился в Париж. Поселившись в доме торговца кар­тинами Э. Ф. Жерсена, Ватто выполнил для его антикварной лавки «Великий монарх» рекламную вывеску «Лавка Жер­сена» (1720, Берлин, Замок Шарлоттенбург). Это была последняя картина Ватто и единственная, по словам Жерсена, которой он остался доволен. Антуан Ватто  показал в ней истинных и ложных знатоков искусства, выразил свое отношение к творческим достижениям мастеров прошлого и свою иро­нию в адрес парадной помпезности Grand style минувшего века, а также воплотил свой идеал искусства будущего. Весной 1721 года, чувствуя себя смертельно больным, Ватто пере­ехал в Ножан-сюр-Марн, где скончался 18 июля, не достиг­нув тридцати семи лет. Скромный, застенчивый, молчали­вый, болезненно самолюбивый, склонный к мизантропии и постоянной перемене мест - так характеризуют его пер­вые биографы. Несмотря на короткий творческий путь, Антуану Ватто удалось уже при жизни завоевать признание и популяр­ность у современников. Однако ценителями его таланта были главным образом богатые меценаты и утонченные любители искусств. Благодаря контактам с крупными па­рижскими коллекционерами и маршанами (П. Сируа, Ж. де Жюльен, П. Кроза, Э. Ф. Жерсен, П. Мариетт и его сын Пьер Жан), Ватто имел широкие возможности для изу­чения наследия великих мастеров эпохи Возрождения и XVII века. Тематика, иконография и живописный стиль Ватто об­наруживают влияние Джорджоне, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, фламандских и голландских жанристов, а также Жака Калло, братьев Ленэн, Пуссена, Лоррена и маньеристической школы Фонтенбло. В ранний период творчества Антуан Ватто писал преимущественно театральные сцены, навеянные искусством Жилло («Арлекин, император Луны» - ок. 1708, Нант, Музей изящных искусств; «Сатира на врачей» -1710-е, Москва, ГМИИ), и картины на бытовые и военные сюжеты в реалистической манере фламандских и голланд­ских художников («Кухарка» - ок. 1703, Страсбург, Музей изящных искусств; «Бивуак» - 1710-е, Москва, ГМИИ). Кроме того, он выполнил в 1707-1712 гг. ряд орнаментально-декоративных работ в стиле Одрана в особняке герцога де Косее и в замке Ла Мюетт (известны по гравюрам), а так­же восемь декоративных панно для Отеля де Нуэнтель, из которых сохранились только «Вакх» и «Обольститель» (Париж, частное собр.). Жанровые композиции Ватто, напи­санные на основе жизненных наблюдений, явились свя­зующим звеном между реалистической живописью бра­тьев Ленэн и поэтическим реализмом Шардена. Он был одним из первых, кто после братьев Ленэн обратился к изображению бедных и обездоленных людей, которых он показывал с искренней симпатией и сочувствием («Са­вояр с сурком» - ок. 1716, Санкт-Петербург, Государст­венный Эрмитаж). Новаторство Антуана Ватто в области батального жанра проявилось не только в расширении репертуара сюжетов, но и в самой новизне их трактовки. До него вой­ну изображали чаще всего как эффектное зрелище, про­славляющее доблестные подвиги короля, маршалов и ге­нералов. Ватто интересовала не героика сражений, а военные будни: утомительные переходы войск под дождем и в ту­мане; марши новобранцев, догоняющих свои полки; биву­аки, во время которых усталые солдаты едят, курят, бесе­дуют, играют в карты, спят («Военный роздых», «Тягости войны» - ок. 1714, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Рекруты, догоняющие полк» - Париж, частное собр.). Значительное место в творчестве художника занимают про­изведения на театральные темы, созданные под впечатле­нием спектаклей «Комеди Франсэз», «Итальянской коме­дии» (Комедия дель Арте) Л. Риккобони и балаганных фарсов ярмарочных театров в предместьях Сен-Жермен и Сен-Лоран («Акте­ры французского театра» - ок. 1717, Санкт-Петербург, Го­сударственный Эрмитаж; «Любовь на итальянской сцене», «Любовь на французской сцене» — 1718, Берлин, Государственные собрания; «Французские актеры» - 1720, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В этих картинах Ватто с тонкой проницательностью показал особенности исполнитель­ского мастерства итальянских и французских актеров: филигранную отточенность, благородную сдержанность и грациозность игры французов и темпераментную, спон­танную, импровизационную манеру итальянцев. Однако самые знаменитые произведения Антуана Ватто, которые принесли ему наибольшую прижизненную и посмертную славу, -это «галантные празднества», картины с изображением развлечений светского общества на лоне природы (амур­ные свидания, прогулки, беседы, любовный флирт, пение, музицирование, танцы). Прототипами подобных сцен были средневековые и ренессансные изображения «Садов любви» и «Сады наслаждений» голландских и фламанд­ских мастеров (Д. Хале, Я. Стен, Э. ван де Велде, Рубенс). Между тем «галантные празднества» Ватто не являются бук­вальным воспроизведением досуга французской аристо­кратии. Ватто, в отличие от своих предшественников, стре­мился прежде всего показать хрупкий мир человеческой души, сложную диалектику отношений, прихотливую игру переменчивых и противоречивых эмоций, поэзию неуловимого «je ne sais quoi» (нечто неподдающееся оп­ределению). Двусмысленная неопределенность, которую принято приписывать «галантным празднествам», за­ключается не в самом их сюжете, а в переплетении в них правды и вымысла, реальности и фантазии, естественно­сти и надуманности. Галантные пасторали производят впечатление театральных спектаклей, созданных одарен­ным режиссером, искусным мастером мизансцен. Вместе с тем в них звучат отголоски реальной жизни светского общества начала XVIII века с его любовью к поэзии, музы­ке, театру, изощренному диалогу, насыщенному намека­ми, символами, метафорами. Атмосфера элегической грусти и меланхолической иронии, которыми проникну­ты эти картины, связана с присущим художнику ощуще­нием быстротечности времени и эфемерной зыбкости настоящего момента. Неудивительно, что психологи­ческая глубина «галантных празднеств» Антуана Ватто оказалась не­доступной для его последователей. Парковые идиллии Ж. Б. Патера, Н. Ланкре, П. А. Кийара, Ж. Pay при внеш­нем сходстве мотивов отличаются от произведений Ватто анек­дотической занимательностью и пикантной фривольно­стью. Работы этих художников лишены философской поэтики Ватто, для которого первостепенное значение имели не фабула, не интрига, а эмоциональная интерпретация сюжета. В живописи Антуана Ватто главную роль играют нюансы, под­текст, обертоны. Творчество Ватто отличалось от официально­го придворного искусства как по тематике, так и по стилю. Утонченность цветовой палитры Ватто восходит к колористи­ческим традициям венецианских и фламандских художни­ков: вместо типичной для академической школы «раскрас­ки» рисунка Ватто использовал многослойную живопись с прозрачными лессировками. Для него характерна легкая, дина­мичная манера письма, создающая неповторимый эффект мерцающей живописной фактуры. Избегая ярких локаль­ных красок, он предпочитал сложные утонченно-изыскан­ные сочетания цветовых оттенков. Помимо техники масля­ной живописи и «трех карандашей» (черный мел, сангина и белый мел), Ватто практиковал пастель, гуашь, изредка аква­рель и в течение всей жизни делал множество беглых ри­сунков с натуры, которые использовал позднее в процессе создания картин. Антуан Ватто рисовал актеров, музыкантов, солдат, ремесленников, крестьян, уличных торговцев («Старая женщина с прялкой», «Точильщик», «Горбун»), а также пейзажи Фландрии, окрестностей Парижа, аллей Люксем­бургского сада и парка в имении Кроза в Монморанси. Од­нако большинство сохранившихся рисунков художника - это копии с произведений Рубенса, Ван Дейка и ренессансных худож­ников Франции и Венеции. Творчество Антуана Ватто - одна из вершин европейской художественной культуры XVIII века. Отмечен­ное глубокой поэзией, изысканной грацией, утонченным психологизмом и камерной интимностью, оно открыло новые горизонты для мастеров последующих поколений не только во Франции (Буше, Фрагонар), но и в других странах (Гойя, Хогарт, Рейнолдс). Между тем посмертная репута­ция Ватто утвердилась далеко не сразу. Уже через десять лет после смерти художника Вольтер утверждал, что он «не сделал ничего значительного, поскольку не был на это спо­собен» («Храм вкуса», 1731). Не менее критично отзывался о художнике Дидро, заявлявший, что готов отдать «десяте­рых Ватто за одного Тенирса» («Свободные мысли о живо­писи», 1775). В эпоху Французской революции Давид и его ученики также отрицали ценность искусства Ватто. И только во второй половине XIX века, благодаря братьям де Гонкурам (эссе «Философия Ватто», 1856) и Т. Готье («Путеводитель по Лувру для любителя искусства», 1865), Ватто стал считаться классиком французской живописи - одним из самых талантливых рисовальщиков и колористов XVIII века, который во многом опередил свое время. Произведения: «Обезоруженный Амур» (ок. 1714, Шантийи, Музей Конде); «Антиопа и Юпитер» (ок. 1715, Париж, Лувр); «Сельские развлечения» (ок. 1715, Шантийи, Музей Конде); «Концерт» (ок. 1715, Берлин, Замок Шарлоттенбург); «Отдых на пути в Египет» (ок. 1715, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Пастухи» (1716, Берлин, Замок Шарлоттенбург); «В наряде Меццетена» (ок. 1716, Лондон, собр. Уоллес); «Затруд­нительное предложение» (ок. 1716, Санкт-Петербург, Государ­ственный Эрмитаж); «Общество в парке» (ок. 1717-1718, Париж, Лувр); «Капризница» (ок. 1718, Санкт-Петербург, Государствен­ный Эрмитаж); «Венецианский праздник» (ок. 1718, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии); «Жиль» (ок. 1719, Париж, Лувр); «Меццетен» (1719, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Оплошность» (Париж, Лувр); «Великолепный аккорд» (Лондон, частная коллекция); «Довольный Пьеро» (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса); «Портрет скульптора Антуана Патера» (Валан­сьен, Музей изящных искусств).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67