Братья Ленен

Братья Ленен, Ле Нен (фр. Le Nain), Антуан Ленен (Antoine Le Nain, ок. 1588-1648), Луи Ленен (Louis Le Nain, ок. 1593-1648) и Матье Ленен (Mathieu Le Nain, 1607-1677) — знаменитая семья французских художников XVII века, твор­чество которых отличается яркой самобытностью. Писали картины на религиозные и мифологические темы, аллего­рические композиции, жанровые сцены, портреты. Доку­ментальных сведений о творческой деятельности братьев Ленен сохранилось немного. Уроженцы города Лана, в Пи­кардии, Ленены жили и работали в Париже, однако не утра­тили связь с провинцией, продолжая поддерживать тес­ные контакты со своими ланскими родственниками. Отец художников Исаак Ленэн происходил из семьи потомст­венных землевладельцев и виноградарей и занимал долж­ность королевского сержанта Лана, функции которого за­ключались в контроле за правильным поступлением соляного налога в государственную казну. Мать братьев Жан­на Превост, дочь другого королевского сержанта Лана, Эли Превоста, принадлежала к древнему роду, в котором были представители городского магистрата и духовенства, известные в середине XVI века. художники Жан и Пьер Батай, а также правители Лана (прадед Лененов по материнской линии Захари Жювиньи и один из кузенов). Родители братьев Ленен имели собственный дом в Лане на рю де Прэтр, а в окрестностях города им принадлежали пахотные земли, луга, виноградники, лесные угодья и несколько ферм. Учились братья Ленен у некоего «иностранного живописца», имя которого в документах не упоминается. Около 1629 года братья Ленен приехали в Париж и обосновались в предместье Сен-Жермен-де-Пре. Открыв собственную мастерскую, руко­водил которой, по-видимому, Антуан, старший из них, Ленены довольно быстро добились известности. В 1632 Ан­туан Ленен заключил договор с парижским муниципалитетом на создание группового портрета прево и эшевенов для го­родской ратуши. Одновременно братья Ленен получили другой, не менее престижный заказ на декорацию капеллы Богомате­ри в церкви монастыря де Птиз-Огюстэн. Из шести ком­позиций этого живописного ансамбля сохранились четы­ре: «Представление Богоматери в Храме» (собственность бенедиктинских монахинь монастыря Св. Причастия), «Благовещение» (Париж, Сен-Жак-дю-О-Па), «Встреча Марии и Елизаветы» (Сен-Дени-де-Пиль, приходская цер­ковь) и «Рождество» (Париж, Лувр). Судьба картин «Рож­дество Богоматери» и «Успение Богоматери» неизвестна. В 1632 году братья Ленен взяли в ученики Ж. Жервэ, отец которого, П. Жервэ, служил у аббата Сен-Жермен-де-Пре Гастона Анри де Бурбона (1601-1682), сына Генриха IV от Генри­етты д'Антраг. В 1637 году учеником братьев Ленен стал сирота А. Бонмэн, плату за обучение которого внесли, согласно конт­ракту, высокопоставленные лица — Ж. Жерэн, советник Людовика XIII, и Ф. Э. де Колле, друг ректора семинарии Сен-Сюльпис Ж. Ж. Олье. Подобные факты из биографии братьев Ленен свидетельствуют о прочной репутации художников в высших клерикальных и светских кругах Парижа. После смерти отца Антуан, Луи, Матьё и Никола, который также жил в Париже с 1630 года, не стали делить наследство и владе­ли им в дальнейшем совместно. Отдав в аренду основную часть недвижимости, они оставили за собой дома в Лане и Бургиньоне. В 1644 Никола Ленен возвратился в Лан, по­лучил должность королевского сержанта, женился и управлял общим семейным имуществом. В 1648 году братья были приняты в Королевскую Академию живописи и скульптуры как члены-учредители, однако через два ме­сяца Антуан и Луи внезапно умерли. Большинство сохра­нившихся архивных документов о жизни и творческой судьбе братьев Ленен связаны с именем Матьё. В 1633 году он был назна­чен по указу прево Парижа ординарным живописцем ко­роля и получил заказ на создание трех композиций для капеллы Богоматери в церкви Сен-Жермен-де-Пре: «Нис­хождение Св. Духа», «Успение Богоматери» и «Коронация Богоматери». В 1640-е Матьё Лелен написал портрет Анны Австрийской и портрет кардинала Мазарини, который он подарил в 1649 году Королевской Академии живописи и скуль­птуры. В период Фронды Матьё Лелен приобрел влиятельных и надежных друзей в военных кругах (маршалы Тюренн, д' Альбре). Именно этим, очевидно, объясняются его рас­тущие социальные амбиции и успешная официальная ка­рьера. С конца 1650-х художник подписывался чаще всего как «Ленэн де Ла Жюмель» (название семейной фермы в Сен-Жюлиан-де-Руаокур). В 1662 году Матьё Лелен был награжден цепью ордена Св. Михаила и принят в его члены — исклю­чительная для живописца честь, которой не удостоились ни Симон Вуэ, ни Шарль Лебрен, ни Никола Пуссен. Не вызывает сом­нений, что этот наивысший знак отличия Матьё Лелен получил не без протекции своих покровителей при королевском дворе. В 1665 году в связи с реформацией ордена св. Михаила число его членов было сокращено до ста, в которые Лелен не попал. Игнорируя королевский указ о запрете носить орденскую цепь исключенным из ордена и отказываясь за­платить штраф в 3000 ливров за нарушение закона, он был арестован. Заключенный в январе 1666 года в тюрьму Фор-л'Евэк, Матьё Лелен вышел из нее только в июне и вынужден был заплатить штраф, сокращенный для него милостью короля до 1500 ливров. В последние годы жизни он продолжал работать, но не на заказ или для продажи, а ради удовольствия. Похоронены братья Ленен в церкви Сен-Сюльпис. Несмотря на многочисленные попытки ис­следователей разграничить художественное наследие каж­дого из братьев, проблема до сих пор остается нерешен­ной, так как братья подписывали свои работы общим патронимом. Существующее в искусствоведческой лите­ратуре условное деление творческого корпуса братьев Ленен на три группы и атрибуция каждой из них одному из братьев не­доказуемы, тем более что в живописи художников повто­ряются одни и те же темы, типажи и детали. В настоящее время известны 16 подписных картин братьев Ленен, 10 из которых четко датированы: «Венера в кузнице Вулкана», (Реймс, Музей Сен-Дени) и «Повозка» (Париж, Лувр) — 1641; «Счастливая семья», «Крестьянская трапеза» (обе — Париж, Лувр); «Женщина с пятью детьми» (Лондон, На­циональная галерея) — 1642; «Караульня» (Париж, Лувр), «Маленькие картежники» (Уильямстаун, Массачусетс, Художественный институт Кларка), «Танцующие дети» (Швейцария, частное собр.) — 1643; «Поклонение пасту­хов» (Дублин, Национальная галерея Ирландии, аутентич­ность под сомнением) — 1644; «Портреты в интерьере» (Париж, Лувр) — 1647. Остальные подписные работы ху­дожников либо не датированы, либо имеют неразборчи­вую для прочтения дату. Черпая вдохновение из многих источников, братья Ленен  испытали различные стилистические влияния (тематика и художественные приемы итальян­ских караваджистов и «бамбоччанти», описательно-эмпи­рический реализм фламандских и голландских мастеров, рафинированная изысканность маньеризма). Историчес­кие композиции братьев Ленен выполнены в русле живо­писных поисков художников их поколения (Ф. де Шампень, Л. де Ла Гир, Ж. Бланшар, Э. Лесюёр), которые ориентировались на достижения Симона Вуэ, но стремились к созданию собственного стиля. Ранняя картина братьев Ленен «Вакх и Ариадна» (Орлеан, Музей изящных искусств) демон­стрирует знакомство с искусством Ф. Приматиччо, принимавшего участие в декорации замка Фонтенбло, и О. Джентилески, работавшего в Париже в 1624-1626 гг. для Марии Медичи. «Венера в кузнице Вулкана» (1641, Реймс, Музей Сен-Дени) поражает мастерством в передаче эффектов искусственного освещения и сложной игры рефлексов. «Аллегория Победы» (Париж, Лувр) отличается смелым натурализмом в трактовке ню, не связанным ни с антич­ной традицией, ни с манерной элегантностью школы Фон­тенбло. В картинах братьев Ленен на религиозные темы барочная риторика сочетается с жизненной убедительностью и кон­кретностью образов («Представление Богоматери в Хра­ме»; «Эмаусские пилигримы» — Париж, Лувр), непо­средственность наблюдений — с мягкой, поэтической интонацией («Поклонение пастухов» — Лондон, Националь­ная галерея; «Рождество Богоматери» — Париж, собор Нотр-Дам). Интерпретируя христианские образы и сюже­ты, братья Ленен обновили традицию религиозной живописи, обогатив привычные иконографические схемы глубокой правдивостью в передаче эмоций («Оплакивание Хрис­та» — Дармштадт, Музей земли Гессен). Жанровые рабо­ты братьев не являются исключением в контексте французского искусства первой половины XVII века. Сцены из обыденной жизни изображали Ж. де Ла Тур, Валантен де Булонь, С. Бурдон, Ж. Стелла, К. Меллан, Ж. Тассель, П. Бребьетт, но братья Ленен сумели найти свой оригиналь­ный путь в этом жанре. Для бытовых композиций не характерны ни анекдотическая занимательность, ни склонность к романтизации. Несвойственны им также бурлеск или прециозность. Они часто обращались к сю­жетам, распространенным в творчестве голландских и фламандских мастеров, итальянских караваджистов и «бамбоччанти» (игра в карты, караульня, музицирование), однако особый интерес в жанровой живописи братьев Ленен пред­ставляют сцены из повседневной жизни крестьян (труд, трапеза, отдых, развлечения). Герои художников — это представители зажиточного крестьянства и мелкой бур­жуазии. Отличительные особенности крестьянских кар­тин — незатейливая простота и правдоподобие ситуаций, рациональная ясность композиционных решений, четкая театрально-сценическая расстановка фигур, объ­единенных, как правило, в группы, и строгая колористи­ческая гамма с преобладанием коричневых, оливковых и свинцово-серых тонов. Многие персонажи изобра­жены позирующими анфас. Не связанные общим дей­ствием или взглядами, они, сосуществуя в одном про­странстве, изолированы друг от друга. Им присущи статичные позы, лаконизм жестов, скупая мимика. Тонкая характеристика внутреннего состояния героев сочетается  у братьев Ленен с реалистической трактовкой бытовых подробно­стей. При этом второстепенное для художников так же существенно и равноценно в живописном отношении, как и главное. Лица людей, их одежда, предметы домашней обстановки, животные написаны с одинаковым внима­нием и тщательностью. В большинстве жанровых сцен доминирует атмосфера тишины, задумчивой созер­цательности, серьезной сосредоточенности («Крестьян­ский интерьер» — Вашингтон, Национальная галерея; «Крестьяне перед домом» — Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона). Пейзажи в крестьянских картинах братьев Ленен — это равнинные ландшафты Пикардии, природа которой трактована как повседневная среда обитания людей труда («Отдых всадника» — Лондон, Музей Вик­тории и Альберта; «Пейзаж с крестьянами», Вашингтон, Национальная галерея). Некоторые произведения ху­дожников принято рассматривать как аллегорию трех возрастов человеческой жизни («Посещение бабушки» — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Три воз­раста человека» — Лондон, Национальная галерея). Кар­тины с изображением танцующих, музицирующих или играющих детей написаны без сентиментальной сла­щавости и свидетельствуют о глубоком понимании пси­хологии ребенка и особенностей детского поведения («Маленькие картежники» — Париж, Лувр; «Деревенский флейтист» — Детройт, Институт искусств). Талантливые портретисты, братья Лене создали свою индивидуальную формулу группового портрета, в котором естественная непринужденность в расстановке моделей сочетается с повествовательностью жанровых сцен («Академия» — Па­риж, Лувр). Вместе с тем некоторые групповые портреты художников отличаются статичностью композиции и на­рочитой застылостью позирующих фигур («Мастерская живописца» — частное собр.). Для одиночных портретов характерны элегантность, простота и дели­катная сдержанность в передаче эмоционального состоя­ния человека («Мужской портрет» — Стокгольм, Нацио­нальный музей).
 
Произведения: «Поклонение пастухов» (Руан, Музей изящных искусств); «Св. Михаил передает в дар Богоматери свои доспехи» (Невер, церковь Сен-Пьер); «Игроки в карты» (Экс-ан-Прованс, Музей Гране); «Ссора» (Кардифф, Национальный музей Уэльса); «Семейство молочницы» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Тройной портрет» (Лондон, Национальная галерея); «Кузница» (Париж, Лувр); «Рождество» (Нью-Йорк, Фонд Фаркас); «Караульня» (Париж, частное собр.); «Драка при расчете» (Москва, ГМИИ); «Игра в триктрак», «Церковная процессия» (оба — Париж, Лувр); «Маленькие картежники» (Лондон, Букин-гемский дворец, Королевское собрание); «Тайная вечеря» (Па­риж, Лувр); «Три юных музыканта» (Лос-Анджелес, Окружной художественный музей); «Молитва перед едой» (Питсбург, Пен­сильвания, Художественный музей Фрик), «Юные музыканты» (Глазго, Городская художественная галерея); «Приготовления к танцу» (Карлсруэ, Кунстхалле); «Крестьянская семья» (Париж, Лувр); «Пейзаж с капеллой» (Хартфорд, Коннектикут, Водсворт Аненеум); «Дети с клеткой» (Карлсруэ, Кунстхалле); «Крестьяне в интерьере» (Вашингтон, Национальная галерея); «Солдаты, игра­ющие в карты» (Бирмингем, Барберовский институт искусств); «Игроки в кости» (Амстердам, Рейксмузеум); «Игроки в трик­трак» (Париж, Лувр); «Семейная трапеза» (Толидо, Художест­венный музей); «Садовник» (Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг); «Шулеры» (Реймс, Музей Сен-Дени); «Сельский завтрак» (Детройт, Институт искусств); «Танец детей» (Клив­ленд, Художественный музей); «Танец детей» (Париж, частное собр.).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67