Братья Ленен, Ле Нен (фр. Le Nain),
Антуан Ленен (Antoine Le Nain, ок. 1588-1648),
Луи Ленен (Louis Le Nain, ок. 1593-1648) и
Матье Ленен (Mathieu Le Nain, 1607-1677) — знаменитая семья французских художников XVII века, творчество которых отличается яркой самобытностью. Писали картины на религиозные и мифологические темы, аллегорические композиции, жанровые сцены, портреты. Документальных сведений о творческой деятельности братьев Ленен сохранилось немного. Уроженцы города Лана, в Пикардии, Ленены жили и работали в Париже, однако не утратили связь с провинцией, продолжая поддерживать тесные контакты со своими ланскими родственниками. Отец художников Исаак Ленэн происходил из семьи потомственных землевладельцев и виноградарей и занимал должность королевского сержанта Лана, функции которого заключались в контроле за правильным поступлением соляного налога в государственную казну. Мать братьев Жанна Превост, дочь другого королевского сержанта Лана, Эли Превоста, принадлежала к древнему роду, в котором были представители городского магистрата и духовенства, известные в середине XVI века. художники Жан и Пьер Батай, а также правители Лана (прадед Лененов по материнской линии Захари Жювиньи и один из кузенов). Родители братьев Ленен имели собственный дом в Лане на рю де Прэтр, а в окрестностях города им принадлежали пахотные земли, луга, виноградники, лесные угодья и несколько ферм. Учились братья Ленен у некоего «иностранного живописца», имя которого в документах не упоминается. Около 1629 года братья Ленен приехали в
Париж и обосновались в предместье Сен-Жермен-де-Пре. Открыв собственную мастерскую, руководил которой, по-видимому, Антуан, старший из них, Ленены довольно быстро добились известности. В 1632 Антуан Ленен заключил договор с парижским муниципалитетом на создание группового портрета прево и эшевенов для городской ратуши. Одновременно братья Ленен получили другой, не менее престижный заказ на декорацию капеллы Богоматери в церкви монастыря де Птиз-Огюстэн. Из шести композиций этого живописного ансамбля сохранились четыре: «Представление Богоматери в Храме» (собственность бенедиктинских монахинь монастыря Св. Причастия), «Благовещение» (Париж, Сен-Жак-дю-О-Па), «Встреча Марии и Елизаветы» (Сен-Дени-де-Пиль, приходская церковь) и «Рождество» (Париж, Лувр). Судьба картин «Рождество Богоматери» и «Успение Богоматери» неизвестна. В 1632 году братья Ленен взяли в ученики Ж. Жервэ, отец которого, П. Жервэ, служил у аббата Сен-Жермен-де-Пре Гастона Анри де Бурбона (1601-1682), сына Генриха IV от Генриетты д'Антраг. В 1637 году учеником братьев Ленен стал сирота А. Бонмэн, плату за обучение которого внесли, согласно контракту, высокопоставленные лица — Ж. Жерэн, советник Людовика XIII, и Ф. Э. де Колле, друг ректора семинарии Сен-Сюльпис Ж. Ж. Олье. Подобные факты из биографии братьев Ленен свидетельствуют о прочной репутации художников в высших клерикальных и светских кругах Парижа. После смерти отца Антуан, Луи, Матьё и Никола, который также жил в Париже с 1630 года, не стали делить наследство и владели им в дальнейшем совместно. Отдав в аренду основную часть недвижимости, они оставили за собой дома в Лане и Бургиньоне. В 1644 Никола Ленен возвратился в Лан, получил должность королевского сержанта, женился и управлял общим семейным имуществом. В 1648 году братья были приняты в Королевскую Академию живописи и скульптуры как члены-учредители, однако через два месяца Антуан и Луи внезапно умерли. Большинство сохранившихся архивных документов о жизни и творческой судьбе братьев Ленен связаны с именем Матьё. В 1633 году он был назначен по указу прево Парижа ординарным живописцем короля и получил заказ на создание трех композиций для капеллы Богоматери в церкви Сен-Жермен-де-Пре: «Нисхождение Св. Духа», «Успение Богоматери» и «Коронация Богоматери». В 1640-е Матьё Лелен написал портрет Анны Австрийской и портрет кардинала Мазарини, который он подарил в 1649 году Королевской Академии живописи и скульптуры. В период Фронды Матьё Лелен приобрел влиятельных и надежных друзей в военных кругах (маршалы Тюренн, д' Альбре). Именно этим, очевидно, объясняются его растущие социальные амбиции и успешная официальная карьера. С конца 1650-х художник подписывался чаще всего как «Ленэн де Ла Жюмель» (название семейной фермы в Сен-Жюлиан-де-Руаокур). В 1662 году Матьё Лелен был награжден цепью ордена Св. Михаила и принят в его члены — исключительная для живописца честь, которой не удостоились ни
Симон Вуэ, ни
Шарль Лебрен, ни
Никола Пуссен. Не вызывает сомнений, что этот наивысший знак отличия Матьё Лелен получил не без протекции своих покровителей при королевском дворе. В 1665 году в связи с реформацией ордена св. Михаила число его членов было сокращено до ста, в которые Лелен не попал. Игнорируя королевский указ о запрете носить орденскую цепь исключенным из ордена и отказываясь заплатить штраф в 3000 ливров за нарушение закона, он был арестован. Заключенный в январе 1666 года в тюрьму Фор-л'Евэк, Матьё Лелен вышел из нее только в июне и вынужден был заплатить штраф, сокращенный для него милостью короля до 1500 ливров. В последние годы жизни он продолжал работать, но не на заказ или для продажи, а ради удовольствия. Похоронены братья Ленен в церкви Сен-Сюльпис. Несмотря на многочисленные попытки исследователей разграничить художественное наследие каждого из братьев, проблема до сих пор остается нерешенной, так как братья подписывали свои работы общим патронимом. Существующее в искусствоведческой литературе условное деление творческого корпуса братьев Ленен на три группы и атрибуция каждой из них одному из братьев недоказуемы, тем более что в живописи художников повторяются одни и те же темы, типажи и детали. В настоящее время известны 16 подписных картин братьев Ленен, 10 из которых четко датированы: «Венера в кузнице Вулкана», (Реймс, Музей Сен-Дени) и «Повозка» (Париж,
Лувр) — 1641; «Счастливая семья», «Крестьянская трапеза» (обе — Париж, Лувр); «Женщина с пятью детьми» (
Лондон, Национальная галерея) — 1642; «Караульня» (Париж, Лувр), «Маленькие картежники» (Уильямстаун, Массачусетс, Художественный институт Кларка), «Танцующие дети» (Швейцария, частное собр.) — 1643; «Поклонение пастухов» (Дублин, Национальная галерея Ирландии, аутентичность под сомнением) — 1644; «Портреты в интерьере» (Париж, Лувр) — 1647. Остальные подписные работы художников либо не датированы, либо имеют неразборчивую для прочтения дату. Черпая вдохновение из многих источников, братья Ленен испытали различные стилистические влияния (тематика и художественные приемы итальянских караваджистов и «бамбоччанти», описательно-эмпирический реализм фламандских и голландских мастеров, рафинированная изысканность маньеризма). Исторические композиции братьев Ленен выполнены в русле живописных поисков художников их поколения (
Ф. де Шампень, Л. де Ла Гир, Ж. Бланшар,
Э. Лесюёр), которые ориентировались на достижения Симона Вуэ, но стремились к созданию собственного стиля. Ранняя картина братьев Ленен «Вакх и Ариадна» (Орлеан, Музей изящных искусств) демонстрирует знакомство с искусством Ф. Приматиччо, принимавшего участие в декорации замка Фонтенбло, и О. Джентилески, работавшего в Париже в 1624-1626 гг. для Марии Медичи. «Венера в кузнице Вулкана» (1641, Реймс, Музей Сен-Дени) поражает мастерством в передаче эффектов искусственного освещения и сложной игры рефлексов. «Аллегория Победы» (Париж, Лувр) отличается смелым натурализмом в трактовке ню, не связанным ни с античной традицией, ни с манерной элегантностью школы Фонтенбло. В картинах братьев Ленен на религиозные темы барочная риторика сочетается с жизненной убедительностью и конкретностью образов («Представление Богоматери в Храме»; «Эмаусские пилигримы» — Париж, Лувр), непосредственность наблюдений — с мягкой, поэтической интонацией («Поклонение пастухов» — Лондон, Национальная галерея; «Рождество Богоматери» — Париж, собор Нотр-Дам). Интерпретируя христианские образы и сюжеты, братья Ленен обновили традицию религиозной живописи, обогатив привычные иконографические схемы глубокой правдивостью в передаче эмоций («Оплакивание Христа» — Дармштадт, Музей земли Гессен). Жанровые работы братьев не являются исключением в контексте французского искусства первой половины XVII века. Сцены из обыденной жизни изображали Ж. де Ла Тур, Валантен де Булонь, С. Бурдон, Ж. Стелла, К. Меллан, Ж. Тассель, П. Бребьетт, но братья Ленен сумели найти свой оригинальный путь в этом жанре. Для бытовых композиций не характерны ни анекдотическая занимательность, ни склонность к романтизации. Несвойственны им также бурлеск или прециозность. Они часто обращались к сюжетам, распространенным в творчестве голландских и фламандских мастеров, итальянских караваджистов и «бамбоччанти» (игра в карты, караульня, музицирование), однако особый интерес в жанровой живописи братьев Ленен представляют сцены из повседневной жизни крестьян (труд, трапеза, отдых, развлечения). Герои художников — это представители зажиточного крестьянства и мелкой буржуазии. Отличительные особенности крестьянских картин — незатейливая простота и правдоподобие ситуаций, рациональная ясность композиционных решений, четкая театрально-сценическая расстановка фигур, объединенных, как правило, в группы, и строгая колористическая гамма с преобладанием коричневых, оливковых и свинцово-серых тонов. Многие персонажи изображены позирующими анфас. Не связанные общим действием или взглядами, они, сосуществуя в одном пространстве, изолированы друг от друга. Им присущи статичные позы, лаконизм жестов, скупая мимика. Тонкая характеристика внутреннего состояния героев сочетается у братьев Ленен с реалистической трактовкой бытовых подробностей. При этом второстепенное для художников так же существенно и равноценно в живописном отношении, как и главное. Лица людей, их одежда, предметы домашней обстановки, животные написаны с одинаковым вниманием и тщательностью. В большинстве жанровых сцен доминирует атмосфера тишины, задумчивой созерцательности, серьезной сосредоточенности («Крестьянский интерьер» — Вашингтон, Национальная галерея; «Крестьяне перед домом» — Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона). Пейзажи в крестьянских картинах братьев Ленен — это равнинные ландшафты Пикардии, природа которой трактована как повседневная среда обитания людей труда («Отдых всадника» — Лондон, Музей Виктории и Альберта; «Пейзаж с крестьянами», Вашингтон, Национальная галерея). Некоторые произведения художников принято рассматривать как аллегорию трех возрастов человеческой жизни («Посещение бабушки» — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Три возраста человека» — Лондон, Национальная галерея). Картины с изображением танцующих, музицирующих или играющих детей написаны без сентиментальной слащавости и свидетельствуют о глубоком понимании психологии ребенка и особенностей детского поведения («Маленькие картежники» — Париж, Лувр; «Деревенский флейтист» — Детройт, Институт искусств). Талантливые портретисты, братья Лене создали свою индивидуальную формулу группового портрета, в котором естественная непринужденность в расстановке моделей сочетается с повествовательностью жанровых сцен («Академия» — Париж, Лувр). Вместе с тем некоторые групповые портреты художников отличаются статичностью композиции и нарочитой застылостью позирующих фигур («Мастерская живописца» — частное собр.). Для одиночных портретов характерны элегантность, простота и деликатная сдержанность в передаче эмоционального состояния человека («Мужской портрет» — Стокгольм, Национальный музей).
Произведения: «Поклонение пастухов» (Руан, Музей изящных искусств); «Св. Михаил передает в дар Богоматери свои доспехи» (Невер, церковь Сен-Пьер); «Игроки в карты» (Экс-ан-Прованс, Музей Гране); «Ссора» (Кардифф, Национальный музей Уэльса); «Семейство молочницы» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Тройной портрет» (Лондон, Национальная галерея); «Кузница» (Париж, Лувр); «Рождество» (Нью-Йорк, Фонд Фаркас); «Караульня» (Париж, частное собр.); «Драка при расчете» (Москва, ГМИИ); «Игра в триктрак», «Церковная процессия» (оба — Париж, Лувр); «Маленькие картежники» (Лондон, Букин-гемский дворец, Королевское собрание); «Тайная вечеря» (Париж, Лувр); «Три юных музыканта» (Лос-Анджелес, Окружной художественный музей); «Молитва перед едой» (Питсбург, Пенсильвания, Художественный музей Фрик), «Юные музыканты» (Глазго, Городская художественная галерея); «Приготовления к танцу» (Карлсруэ, Кунстхалле); «Крестьянская семья» (Париж, Лувр); «Пейзаж с капеллой» (Хартфорд, Коннектикут, Водсворт Аненеум); «Дети с клеткой» (Карлсруэ, Кунстхалле); «Крестьяне в интерьере» (Вашингтон, Национальная галерея); «Солдаты, играющие в карты» (Бирмингем, Барберовский институт искусств); «Игроки в кости» (Амстердам, Рейксмузеум); «Игроки в триктрак» (Париж, Лувр); «Семейная трапеза» (Толидо, Художественный музей); «Садовник» (Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг); «Шулеры» (Реймс, Музей Сен-Дени); «Сельский завтрак» (Детройт, Институт искусств); «Танец детей» (Кливленд, Художественный музей); «Танец детей» (Париж, частное собр.).